13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Искусство отложенного спроса

В Волгоградском музее изобразительных искусств открылась экспозиция петербургского объединения «Товарищество передвижных художественных выставок. XXI век». Выставка не совсем обычная - нет ни громких имен, которые были бы на слуху у широкой публики, ни спонсора, который мог бы из любви к искусству поддерживать такие проекты. «ДП» разбирается - можно ли заработать на идее продвижения в массы искусства, не относящегося к мейнстриму.

Передвижники XIX века были одержимы идеей показать русское искусство русскому же народу. По большому счету, тогда только жителям двух столиц да еще тройке крупных губернских городов были доступны работы российских и западных художников, на которые можно было посмотреть, а при желании и купить. 48 выставок за 53 года - неплохой результат для страны без глубоких музейных традиций. Их творческие наследники - «Товарищество передвижных художественных выставок. XXI век» (ТПХВ) - ставят перед собой несколько другие цели.

- Была обозначена идея - стремление сохранить классическую школу русской живописи, - говорит председатель правления ТПХВ Валерий Выборжанин. - Поначалу было тяжело в финансовом плане, да и сейчас нелегко - ведь у нас по-прежнему нет ни меценатов, ни каких-то грантов. Вкладывали собственные сбережения, обзванивали музеи, обзванивали художников - чтобы собрать в экспозиции тех, кто следит за чистотой технологии, за чистотой стиля. Но зато в этом году впервые картины стали покупать на выставках. По мнению Валерия Выборжанина, главная проблема современного российского (и не только российского) искусства в том, что спрос на тот или иной стиль, его популярность и «продажность» формируется в основном западными галереями и арт-дилерами. Если, к примеру, нью-йоркский Центр Гугенхайма, крупнейшие аукционные дома «Кристис» и «Сотби» дают заказ на русских авангардистов начала ХХ века, на их работы тут же взлетают цены, и публика перестает замечать других авторов. А волгоградский искусствовед Татьяна Гафар говорит о том, что в России до недавнего времени работы художников или скульпторов вообще не оценивались с рыночной точки зрения.

- К сожалению, у нас искусство слишком долго шло к массовому зрителю, - говорит она. - В Европе уже в XVII веке картина на стене была и элементом интерьера, и способом вложения денег, и продуктом свободного рынка. Так что, когда в XIX веке появились передвижники, они пытались не только познакомить людей с живописью вообще, но и расширить аудиторию потенциальных покупателей - грамотно, по-менеджерски подходя к этой задаче. Для них живопись была профессией, а, значит, чем больше было потребителей, тем благополучнее жил художник. В советские времена все поменялось - главным заказчиком было государство, а в квартирах обычных людей висели в лучшем случае репродукции. Сейчас мы опять видим смену трендов: много частных музеев и галерей, появились частные коллекции, в общем, есть спрос на искусство. Да, пока многие коллекционеры ориентируются на западные тенденции, собирая то, что модно собирать на Западе. Но такая ситуация не будет вечной - российскому арт-рынку от силы лет 15-20, но он постоянно растет. И такие выставки - замечательная работа на перспективу. Здесь собраны самые разные работы, объединенные главным принципом - верности классической школе, в которой, в отличие от современного альтернативного искусства, всегда опирались на содержательную сторону, на образы, построенные на узнавании, а не на ассоциациях.

Как бы ни говорили кураторы выставки, что не ставят своей целью рост продаж, классическое искусство все-таки находит своего потребителя.

- До Волгограда наши картины экспонировались в частной галерее Самары, - смеясь, рассказывает Валерий Выборжанин. - И там кураторы выставки чуть ли не силой заставили нас провести небольшой аукцион. В итоге несколько работ, в том числе пейзаж Юрия Белозерского, ушли по цене от $1100 до $3000. Причем в одном случае покупатели были из Москвы, а в другом - из Лондона. Но пока мы неохотно соглашаемся на такие предложения - не с пустыми же руками нам ездить. У нас впереди - все Поволжье, Дальний Восток, потом Польша и Италия. Хотя с арт-дилерами постоянно сотрудничаем, причем не только с московскими и питерскими. Но пока рынок не развит, а спрос на русское искусство существует в очень узком сегменте из нескольких раскрученных имен, художникам самим приходится заниматься продвижением своих работ. Картины Юрия Белозерского больше известны в Европе - в частности, у него уже прошли две выставки в Австрии, там сейчас осталось более 30 его работ, написанных в несколько сюрреалистической манере. А на родине он зарабатывает, создав студию аэрографии в Великом Новгороде.

- Вначале сотрудничество с Товариществом сводилось к тому, что я предоставлял им свои работы, - говорит художник. - Но очень быстро пришлось включиться и в организационную работу. Это - не самый благодарный труд, но зато мы видим весь срез современного искусства, видим, что востребовано. Хотя становиться чиновником от искусства я бы не хотел, мое место - за мольбертом. В 2009 году Товарищество намерено провести большую выставку в Русском музее, и Валерий Выборжанин очень надеется, что она станет переломным моментом в борьбе классической школы и «ремесленников от мейнстрима».

- Художники «модных »направлений понимают, что мы отнимаем у них кусок хлеба, - говорит он. - Ведь то, что считается остромодным сегодня, завтра может быть забыто. Классика - это фундамент. Да, она не гарантирует стабильный спрос, но то, что нас все чаще приглашают музеи, а работы наших художников все-таки стали продаваться, говорит о том, что мы выбрали правильное направление.

Татьяна Гафар тоже видит в деятельности ТПХВ работу на перспективу, учитывая, что и количество, и качество частных коллекций в стране постоянно растет. Как и в любом бизнесе, от первоначальных вложений до получения дивидендов должен пройти определенный период. И в этом плане работы художников и скульпторов классической школы выглядят более надежным способом инвестирования средств - хотя и не гарантируют высокую доходность и быструю окупаемость.

Антон БОРЦОВ


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации