13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Кредит доверия

Отношения бизнеса и кредитных учреждений в последнее время в Волгограде стали предметом большой дискуссии, начало которой положила идея группы предпринимателей лоббировать создание муниципального банка, поскольку существующая в регионе сеть кредитных учреждений не устраивает предпринимателей (см. «ДП» 39, «Финансовое клонирование»). Однако выстраивание отношений бизнеса и банка - процесс настолько индивидуальный, что его можно назвать интимным, тем более что в этих отношениях шаги навстречу делают обе стороны. Какие именно шаги? Об этом «ДП» рассказал генеральный директор группы «Радеж» Юрий СУДАРЕВ.

Исправленному верить

- Юрий Владимирович, «Радеж» перестает быть конгломератом мелких фирм и союзом «ПБОЮЛ Сударев», превращаясь в единую компанию. Это свершившийся факт или пока еще процесс?

- Да, еще два года назад на вывесках наших магазинов часто было написано «ПБОЮЛ Сударев». Но с прошлого года мы начали реструктуризацию компании. Наша цель - быть понятными и прозрачными для банков, которые доверяют нам свои деньги. Пока компаний много, пусть даже у них одни и те же учредители, бывает трудно объяснить, как они связаны между собой, и у кредитных учреждений возникают естественные вопросы. Новая структура компании утверждена, в будущем году она будет доведена до окончательного вида, структура четкая и ясная, с одним учредителем и небольшим количеством владеющих недвижимостью предприятий Мы перешли с ЕНВД на обычную систему налогообложения, стали платить больше налогов, но по другому пути мы идти не хотим, нам нужно развиваться, расти, за эти годы мы значительно увеличили свой товарооборот, кредитный портфель, и понятная структура собственности компании этому способствовала. В 2006 году выручка компании составила 2,5 млрд руб., а чистая прибыль - 36,7 млн руб. Кстати, эта информация была опубликована в рейтинге «Делового Поволжья».

- Наши данные совпали с вашими?

- Совпали. За год число наших магазинов выросло с 64 до 80, а прирост торговой выручки за первое полугодие превысил 64%. Основные средства компании за этот же срок выросли на 40% - это потому, что кредиты, которые мы берем, идут на приобретение недвижимости и оборудования. Теперь мы открываем магазины преимущественно в собственных помещениях. У нас в работе три инвестиционных проекта по строительству магазинов - один откроем в этом году, еще два - в будущем. Так что, в 2007-м мы ожидаем роста оборота до 4 млрд руб.

- Все - за счет кредитов?

- Нет, кредиты только на 70%. Вообще соотношение кредитных и собственных средств 70 на 30% - это норматив, установленный компанией для себя.

- Такие масштабные реформы, как правило, предполагают два варианта: или компания готовится к выходу на IPO, что, по-моему, вам еще рано, или это предпродажная подготовка.

- Планов продавать компанию у нас нет. У нас другие планы: привести компанию к состоянию, которое позволит привлечь еще больше инвестиций для ее развития. У нас есть трехлетний план развития - рост сети в радиусе 500 километров от Волгограда. Через три года посмотрим, насколько качественно мы выполнили этот план, а тогда уже и будем оценивать дальнейшие перспективы развития.

- Каково у вас сейчас соотношение собственной и арендованной недвижимости?

- Три года назад у нас было процентов 25 собственной, а остальное - аренда. Сейчас наоборот - более 50 собственной, а целевым показателем является цифра - 75% собственных площадей. Если мы хотим развиваться, помещения должны быть свои.

Почти под честное слово

- Перейдя с ЕНВД на обычную систему налогообложения, вы стали платить больше. Выгоды кредитования перекрывают эти потери?

- Наверное, странно слышать от предпринимателя, что мне выгодно платить больше налогов. Но на самом деле так и есть. Чем прозрачнее компания, чем больше прибыли я показываю, тем лучше банк понимает, за счет чего я буду расплачиваться по кредитам, тем менее рискованным заемщиком я выгляжу, и тем ниже ставки по кредитам. Выгодна нам и реструктуризация долгов: на начало года у нас краткосрочные кредиты составляли 55%, а сейчас - только 38%. Оценивая перспективы развития на 5-10 лет вперед, мы понимаем, что другого способа развиваться в России, кроме как платить все налоги и выдавать белую зарплату, просто нет.

- Извините за неприятное сравнение, но «ЮКОС» тоже с этого начинал. Консолидация активов компании в одних руках, демонстрация ее истинного масштаба и ценности провоцируют политические, криминальные риски. У нас ведь все еще действует правило «не высовываться».

- Напротив, показывая, что «Радеж» - один из лидеров по уплате налога на прибыль, мы снижаем риски. Мы не отвлекаем средства на политические проекты. Да, у нас большие обороты, но и большая ответственность перед теми, кто доверяет нам свои средства. А что касается криминала, то там есть интерес к незаконно полученным доходам: продаже левого алкоголя, теневому производству, в общем, к чему-то такому, что не позволит собственнику обратиться за помощью к правоохранительным органам. Если ты честно заработал свои деньги, государство будет тебя защищать.

Цели ясны, намерения понятны

- Устраивает ли вас волгоградский финансовый рынок?

- Я всегда жил и работал только в Волгограде, поэтому сравнивать с каким-то еще рынком не могу. Но основные наши кредиторы - это филиалы московских банков, работающие в Волгограде. Да, безусловно, нас знает и московское руководство этих банков, но когда кредитный портфель компании превышает $10 млн, личная презентация руководителя компании - это норма. Да и руководителям филиалов, которые отстаивают наши интересы в Москве, проще это делать, если члены кредитного комитета имеют представление о том, что за предприниматель Сударев, чем он живет, как работает, на что тратит деньги, которые банк ему дает.

- Основная претензия местных предпринимателей к банкам - отказ кредитовать покупку недвижимости с аукциона по причине того, что между выдачей денег и регистрацией права собственности проходит не меньше месяца, при этом риски банка ничем не покрыты. Вам удалось решить эту проблему?

- Банки видят наш баланс, динамику развития, и это аргумент в нашу пользу. Доверие зарабатывается и кредитной историей, и личными отношениями, и тем, что банкиры видят: средства вкладываются исключительно в производство. Да, у нас есть выстроенные доверительные отношения, но они появились не на пустом месте, а только тогда, когда банковское сообщество увидело ясные цели и работу «Радежа». У нас в компании по этому поводу пересказывают слова вице-президента крупного московского банка, который на пальцах объяснил, что такое кредитная политика. Звонок в дверь: пришел сосед, просит 10 рублей. Зачем? Выпить. Когда отдашь? В день зарплаты. Банкир говорит: «Ясна цель, ясно, откуда и когда отдаст, - почему бы не дать?»

- Так все-таки вы удовлетворены состоянием местного финансового рынка?

- Безусловно, как и любому предпринимателю, мне хотелось бы, чтобы ставки по кредитам были ниже. Но в целом те условия, по которым мы работаем, вполне рыночные, а открытые кредитные линии позволяют компании развиваться.

- На банковском рынке конкуренция работает на вас. А на рынке розничной торговли конкуренция острая?

- Она будет только усиливаться, и наши потребители от этого выиграют. Но она у нас и так сильнее, чем в соседних регионах, - тех же Ростовской, Саратовской, Астраханской областях. На основе аналитики по ценам на основные продукты питания могу сказать: Волгоград выигрывает на фоне соседей. Цены ниже именно за счет конкуренции.

- На мой взгляд, остроте конкуренции в нашем регионе есть лишь одно, причем субъективное, объяснение. В свое время два предпринимателя - Юрий Сударев и Александр Малашкин - внедрили в городе свой стандарт бизнеса, открыв первый супермаркет, после чего всем стало понятно, что делать хуже нет никакого смысла.

- Мне не с руки комментировать комплименты в наш адрес...

- Это не комплименты, а результат попыток найти причину острой конкуренции на рынке ритейла. Разница в уровне жизни и спросе в разных регионах ничего не объясняет. Думаю, дело в том, что создать принципиально новый рынок дано не каждому, поэтому предприниматели стремятся войти на существующий рынок, полагая, что раз там так много народу, то рынок доходный.

- Видимо, да, и сложившаяся в регионе активная предпринимательская среда этому способствует.

- Среда активна, но добросовестна ли? Конкуренция на вашем рынке - честная?

- С нашей стороны - конечно.

- Кто бы сомневался... А в целом на рынке? Влияет ли близость к власти на темпы развития отдельных сетей?

- Когда мэр города был учредителем сети «Пятерочка», это не мешало нам расти: оборот нашей сети увеличивался на 30% в год, мы открывали новые магазины, да, было трудно, но не могу сказать, что нам кто-то запрещал расти. Мы никогда не стремились конкурировать с помощью политики. Нам важно конкурировать в торговле.

- Ваш рост товарооборота - это следствие экстенсивного или интенсивного развития? За счет открытия новых точек или за счет роста существующих?

- И то, и другое. В ближайшее время мы будем больше уделять внимание тому, чтобы занять как можно больше места на рынке - это главное. Но это ни в коем случае не значит, что можно бросить заниматься качеством обслуживания, ассортиментом, доступностью цен в наших магазинах. Иначе можно упустить все.

- Вы сказали, что взяли для себя зону в радиусе 500 км от Волгограда. Что это значит и с чем это связано? Красивая цифра для презентаций в банках?

- Это тот масштаб бизнеса, который сегодня мы можем эффективно поддерживать и обслуживать, не создавая новых управленческих подразделений в других областных центрах. В прошлом году мы начали открывать магазины в Саратове, есть уже несколько магазинов в Ростовской области. И наша централизованная система управления работает там четко и безотказно.

- Есть разница в предпринимательском климате в этих трех регионах?

- У нас, конечно, были опасения, когда мы входили в Саратовскую и тем более в Ростовскую области: вдруг нас там будут прессинговать. Но там такие же точно чиновники, как здесь, и даже так же выглядят, разве что выговор другой. Первое, что нас спрашивают: как вы платите зарплату?

- И как же вы ее платите?

- Перечислением на пластиковые карты. Власти интересуются только этим - зарплата белая или черная, потому что подоходный налог - это основной доход территорий, да и налог на имущество тоже остается на месте. В Ростове есть некоторое лоббирование местных производителей, но это не мешает. Кстати, мы продаем там волгоградскую водку, и никто нам не запрещает этого делать.

- Потребительские предпочтения разные?

- Конечно. В регионах есть свои привязанности, где-то отдают предпочтения конфетам собственной кондитерской фабрики, где-то своей колбасе и так далее - естественно, это мы учитываем. Хотя есть волгоградские продукты, которые охотно покупают в других регионах, - например, наше мороженое, нашу молочную продукцию, в Саратове, к примеру, оценили конфеты «Конфила».

- Есть ли у властей какие-то особые просьбы?

- Сейчас самая острая тема - цены на продукты из так называемой социальной группы. Областная администрация просит розничную торговлю ограничиться 15%-ной наценкой на эту группу. Буквально вчера я смотрел список из 30 наименований продуктов, по которым нам рекомендуют сдерживать цены за счет своей надбавки. По этим позициям наша валовая наценка за сентябрь составила 13,38%. Так что нас не надо заставлять снижать надбавки, мы и так это делаем, потому что иначе останемся без покупателей. Рынок нас сам всех отрегулирует.

Анна СТЕПНОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации