13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


«Меня выбрали царем»

Волгоградское отделение «Деловой России» (ДР) и созданный им «Комитет-131» подготовят альтернативный официальному доклад о ходе реализации реформы местного самоуправления в регионе. Делороссы считают проблему более чем актуальной и готовы оказывать реальную помощь в становлении системы местного самоуправления. В том числе потому, что знают: ситуация в глубине российских регионов будет определять «физиономию следующих российских выборов». Подробнее об этом в редакции «ДП» рассказывал политолог, член совета Волгоградского отделения ДР Андрей СЕРЕНКО.

Оседлать волну

- В конце прошлого года реформа местного самоуправления (МСУ) была, пожалуй, одной из основных тем федерального информационного и политического контекста. Уже тогда волгоградские делороссы обсуждали идею о создании временного творческого коллектива, который бы занялся мониторингом деятельности по реформированию МСУ. В феврале 2006 года был озвучен брэнд «Комитет-131». Создание комитета преследовало три цели сбор информации о реализации закона на территории Волгоградской области, сравнительный анализ этих процессов с происходящим в соседних регионах и выработка рекомендаций по итогам анализа собранной информации.

В марте комитет разослал главам местных органов власти, муниципальных районов и поселений, депутатам и руководителям районных дум письма с просьбой поделиться своими мыслями и первым опытом реализации реформы. С той или иной степенью откровенности нам ответила треть добровольных респондентов. Параллельно мы вели самостоятельный сбор информации в районах области: искали партнеров нашего долгосрочного проекта и изучали способность глав органов МСУ трезво оценивать ситуацию. Подробно ответили главы Палласовского, Городищенского, Октябрьского муниципальных районов, депутаты Волжской и Камышинской гордум по почте присылали, с оказией привозили бумаги. В марте мы уже имели первую информацию с мест. Опередили всех остальных: обладминистрация уже потом, в апреле, спустила аналогичные вопросы органам власти на местах. Засуетились и федералы в конце апреля в Урюпинске прошло выездное заседание Общественной палаты России, посвященное той же проблеме. Все занялись съемом и мониторингом информации. Пришло осознание, что наряду с нацпроектами тема реформы МСУ будет долгоиграющей, и упускать эту информационную волну неправильно. Недавно мы отправили в районы вторую анкету. К середине января подготовим доклад об итогах реализации закона в Волгоградской области. Будет любопытно сравнить его с материалами, подготовленными официальными структурами.

Иногда они возвращаются

Напомню, что в конце 2005 года региональные власти отрапортовали: «область готова к исполнению закона о реформе МСУ». С таким же единодушием главы муниципальных образований и поселений через три месяца сказали: «не готовы». Прошел почти год, но по-прежнему не решен вопрос с бюджетной обеспеченностью реализации закона. Ярко проявился непрофессионализм сформировавших новые структуры МСУ чиновников. В ряде поселений они ведут себя крайне оригинально. Глава одного из местных поселений Городищенского района, горячий южный человек, так оценил свое избрание: «Я теперь царь и делаю, что хочу». Так и сказал на сходе жителей; фразу потом долго цитировали. Такой маленький князек может утром на конюшне мужиков пороть, а вечером их конституции учить. Справедливости ради надо сказать, что в знаковых районах к власти пришли люди из шабунинской команды те, кто были в опале, проиграв выборы-96. Спустя 10 лет они вернулись. Глава Котовского района Владимир Ситников, хозяйственник Николай Чеванин в Быковском районе второй раз получили входной билет во власть. Слишком активно в реализацию закона о местном самоуправлении включились представители криминального мира. В разных обличьях, с разными партийными билетами, с разным социальным статусом почти во всех законодательных органах власти есть такие люди. Это не особенность Волгоградской области, это происходит повсеместно. Опрос «Деловой России» показал, что главы муниципальных районов и поселений были готовы к сложностям по формированию бюджетов. Но к тому, что им не помогут методическими материалами, не объяснят толком что и как делать в новых условиях они оказались не готовы. Показательный пример в марте «Деловая Россия» выпустила несколько брошюр по формированию бюджетов муниципальных образований. У нас на отделение была одна книжка. Так главы районов делали по нескольку копий себе, другу. В обстановке тотального информационного голода они рвали на части любую литературу; помощники глав сутками сидели в интернете, скачивали все, что есть. И сами нарабатывали тот опыт, который можно было донести до них заранее. Иногда требовались прямо таки пошаговые рекомендации если ты попал в такую-то ситуацию, делай то-то и то-то. У нас есть методички, что делать, если в подъезде напали хулиганы, но нет методички, что делать, если в бюджете нет денег. Что предпринять главе поселения, если его трясут голодные учителя, врачи, работники культуры.

Казаки Козаком довольны

Культурная инфраструктура на селе вообще оказалась под угрозой краха. Например, в Городищенском районе, откуда на наши вопросы ответили наиболее обстоятельно и честно, на момент вступления в действие 131-го закона ни одно муниципальное поселение не имело зарегистрированного устава. Это означает, что там не имели права создавать учреждения культуры, переводить им деньги. Люди по 5 месяцев сидели без денег, по нескольку месяцев брали продукты в долг. И это тоже результат реализации 131-го закона. Накануне 2006 года областной отдел юстиции спустил вниз несколько вариантов уставов территорий. Доверчивые муниципалы скопировали их и отправили на утверждение в область. Ни один устав не был зарегистрирован! Люди были в шоке ведь типовые уставы были сброшены сверху. Да, но с ошибками. Реализация 131-го закона началась без уставов. Первые 4 устава были зарегистрированы к июню. Полгода подрывался авторитет еще не рожденной власти. В опросе многие отмечали: если ситуация продлится, авторитет власти будет ничтожным. Кстати, социологам не мешало бы оценить рейтинг доверия местным властям. Рейтинг местных властей был бы целиком на совести 131-го закона. Пока таких опросов не проводилось. Думаю, дело не в том, что дорого. Никто не хочет получить плюху. Это не значит, что люди, пришедшие к власти в октябре прошлого года, хуже предшественников. Просто они пришли в другую систему. И никто в этой системе для них подушек безопасности не предусмотрел. На сегодняшний день проблема уставов снята. Но остаются другие. Одна проблема тянет другую, все требуют денег. Обостряются конфликты с земельными собственниками. Доходит до угроз перекрыть трассу «Волгоград-Москва». Об этом мало пишут или вообще стараются не писать. Миграционные проблемы тоже замалчиваются. Все газеты отписали про желание китайцев по- строить в Волгоградской области завод по переработке томатов. С условием, что рабочая сила будет китайская. Если региональные власти условие примут, что получится? Рядом с волгоградскими крестьянами, чье благосостояние часто зависит от того, выживет их чушка или нет, возникнет немалочисленная китайская община. Люди со светлым будущим работа, оклад, возможность развивать свое хозяйство. Наличие таких анклавов, маленьких Косово, может выйти боком. К счастью, по новому закону у местных глав есть возможность влиять на миграционные процессы. Хотя им будет сложно. Региональные чиновники и бизнес-структуры заинтересованы в притоке инвестиций. А главам органов МСУ придется смотреть глубже как это скажется на социальной обстановке на подведомственной территории. К счастью, за редким исключением в органы власти избраны люди местные. По-настоящему обрадовались закону казаки. Они 15 лет говорили об особом укладе своей жизни, о самоуправлении. Атаман Александр Бирюков не зря сказал, что закон на 90% списан с устава казачьих обществ. Кстати, казаки активно участвовали в прошлогодних выборах и во многих районах победили. Пока политологи высчитывали, кто кого единороссы коммунистов или наоборот, победили казаки. И теперь у них есть шанс двигаться дальше. Федеральный закон 131 о реформе местного самоуправления реальная экономическая основа для восстановления казачества; не ряженых желтопогонников, а образа их жизни. В общем, казаки автором закона Дмитрием Козаком довольны.

Семь источников

Похоже, местное самоуправление в России вводилось по принципу: кидай щенка в воду, авось выплывет. Хуже всего сегодня в поселениях там некому управлять и не на что. Примешиваются и конфликты между поселениями, между главами администраций муниципальных районов и мэрами районных столиц. Утрированно: бодаются Городищенский район и поселок Городище, Котельниковский район и Котельниково. Пошел поток заказных публикаций о деятельности органов местного самоуправления. Сегодня читал в газетах: утюжат Городищенский район, интенсивно бомбится Камышин. Большая политика спустилась вниз, схем сглаживания пока не существует. А главы органов МСУ живут по принципу Николая Ивановича Рыжкова нам думать некогда, нам решения принимать надо. А им нужна реальная помощь, каждый день по всему реестру проблем. Надо для начала этот реестр сформировать. Как можно верстать бюджет, если реестр не обнародован? «Деловая Россия» в докладе свои предложения сформулирует. Причем помощь в решении многих проблем не потребует больших затрат. Мобильные выездные группы можно создать: одна машина, два бухгалтера, два юриста и на места выезжать, консультировать. Горячую линию можно организовать. Когда подростку плохо, священники, психологи, юристы ему приходят на помощь. Реформа МСУ тот же подросток. Горячая линия отличный вариант, потому что проблемы на местах не терпят отлагательств. Они очень конкретные где я возьму деньги, чтобы покрыть крышу дома культуры? Региональной власти при реализации 131-го закона нужен институт партнеров, тех, кто будет независим в оценке ситуации. Помните, Ельцин говорил: «У меня есть 7 независимых источников информации». Так и здесь. Нужно 77 источников. Один из них тот самый доклад, который мы подготовим. Волгоградская инициатива идет не только от нас. Общественная палата и ее член профессор Александр Морозов направили в Москву два письма с предложениями. Не знаю их судьбу, но то, что волгоградская инициатива присутствует, это важный момент. Следующий год выборный. Мало снимать информацию, надо реагировать. МСУ заинтересовались оппозиционные политические структуры, целый ряд западных организаций. Там люди просто так деньги не тратят. Для описания жизни России сегодня мало знать рейтинги Путина и «Единой России», надо знать ситуацию в регионах. Похоже, именно министерство регионального развития и будет определять физиономию будущих выборов.


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации