13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


ТОСы могут разделить судьбу ЖСК И ТСЖ

«ДП» предлагает вниманию читателей статью директора Волгоградской региональной общественной организации поддержки социальных инициатив «Граждане» Александра Козлова и руководителя Волгоградского общественного объединения товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов «Равноправие» Эммы Самариной о роли, которую отводят ТОСам власти Волгограда в деле реанимации городского ЖКХ. Мнения редакции и авторов статьи могут не совпадать.

Реформу жилищно-коммунального хозяйства правительство запустило в начале 90-х годов прошлого столетия, и началась она с передачи в собственность жилья гражданам уже без какой-либо компенсации за невыполненные за предыдущие годы обязательства по текущему и капитальному ремонтам. Начиная реформу ЖКХ именно в таком виде, правительство рассчитывало на то, что граждане, получив в собственность квартиры, в которых они многие годы проживали на условиях найма, не станут жалеть собственных средств на содержание и ремонт не только квартир, но и дома в целом. Однако этого не случилось. «Несознательные» граждане по-прежнему продолжали обивать пороги ЖЭКов и местных администраций с требованием ремонта кровли, подъездов домов и внутридомовых инженерных сетей и устройств, т.е. всего того, что находилось за пределами их квартир.

Не получив желаемого результата от реализации закона «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», правительство России в 1994 году приступило к реформе ЖКХ с другой стороны. Суть второго этапа реформы сводилась к ежегодному повышению тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги. Сравнять уровень тарифов на ЖКУ с их себестоимостью правительство рассчитывало в 1998 году (см. Постановление правительства РФ от 22 сентября 1993 года 935). Другие варианты реформирования ЖКХ на том этапе даже не рассматривались.

Однако конечный результат и этого этапа реформы ЖКХ был предсказуем потому, что такой эксперимент в нашей стране уже проводился с 60-х по 90-й годы на жилищно-строительных кооперативах. ЖСК на протяжении 30-ти лет функционировали на принципах самоокупаемости. Граждане, проживающие в жилищном фонде ЖСК, оплачивали все эти годы техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты своих домов в размере 100% к затратам, т.е. в соответствии с их реальной стоимостью, а распоряжались средствами не они сами, а муниципальные жилищно-эксплуатационные организации, Другой альтернативы в те годы у ЖСК не было. И вот, несмотря на полное возмещение населением издержек на содержание и ремонт жилья, наличия незначительного в те годы числа льготников по оплате ЖКУ, государство сумело за 25-30 лет привести практически весь жилой фонд ЖСК в плачевное состояние. Ситуация усугублялась еще и тем, что в результате проведенной в конце 1991 года в стране денежной реформы все кооперативы в одночасье потеряли (в результате обесценивания) лежащие на их расчетных счетах в банках денежные средства, годами собираемые с жильцов на капитальный ремонт жилых домов. Совсем обанкротившиеся кооперативы на разовые взносы своих членов уже не могли привести жилые дома в надлежащее техническое состояние, а делать еще раз долговременные накопления в банках граждане категорически отказались из-за недоверия к властям. По сути своей деятельности жилищно-строительные кооперативы в городах и были той первой формой «самоорганизации граждан по месту жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения», которую в настоящее время называют ТОСами.

Как же обошлось с первыми

ТОСами государство? Вместо того, чтобы тщательно проанализировать деятельность жилищно-строительных кооперативов и сделать соответствующие выводы с целью недопущения в будущем подобных ошибок, оно просто бросило кооперативы на дальнейшее самостоятельное выживание уже в совершенно новых экономических условиях и начало с нуля создавать новые ТОСы уже в форме товариществ собственников жилья (ТСЖ). С этой целью сначала издается Указ Пр езидента РФ от 23 декабря 1993 года 2275 «Об утверждении Временного положения о кондоминиуме», а затем принимается и Федеральный закон от 15 июня 1996 года 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», которыми собственникам приватизированных и купленных квартир дополнительно были переданы в общую долевую собственность уже все остальные части многоквартирного дома (кровля, лестничные клетки, подвалы и пр.), а также все внутридомовые инженерные сети и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Поскольку Федеральный закон «О товариществах собственников жилья» требовал от застройщика создавать ТСЖ уже на стадии строительства многоквартирного дома, в Волгограде первые товарищества стали активно создаваться в домах-новостройках и лишь в единичных случаях на базе жилищно-строительных кооперативов. Местные власти вели себя отстраненно по отношению к ТСЖ: ничем им не помогали, но и не препятствовали их созданию. Так продолжалось до вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ, который потребовал от всего населения страны в кратчайшие сроки определиться с выбором формы управления многоквартирным домом. Нашлось немало инициативных граждан, приступивших к созданию ТСЖ в своих домах. Особенно активизировались граждане, проживающие в многоквартирных домах, в которых имелись цокольные этажи или другие нежилые помещения. Они быстро сообразили, что законодатель теперь позволяет собственникам жилых помещений самостоятельно сдавать расположенные в их доме нежилые помещения в аренду физическим и юридическим лицам, а получаемые от аренды доходы направлять на содержание и ремонт своего многоквартирного дома.

Однако и муниципальные власти поняли, что активное создание товариществ собственников жилья на базе домов существующей застройки неблагоприятно скажется на существовании муниципальных управляющих и других, завязанных на население, организаций. С уменьшением объемов работ у этих организаций уменьшатся суммы сборов с населения за жилищно-коммунальные услуги, следовательно, придется сокращать штаты. Кроме того, уменьшатся доходы различных, созданных не без участия местных властей, посреднических фирм. Поэтому в настоящее время местные власти не прилагают усилий для того, чтобы в Волгограде в многоквартирных домах существующей застройки создавались ТСЖ. Затягивается передача общего имущества многоквартирных домов в управление товариществам, оформление в общую долевую собственность собственникам помещений земельных участков и др. В средствах массовой информации редко хорошо говорят и пишут о ТСЖ. Более того, в последние годы муниципальные власти целенаправленно создают уже существующим ТСЖ такие условия для хозяйственной деятельности, которые требуют значительных дополнительных денежных затрат. По этой причине многие инициаторы отказались от идеи создания в своих домах товарищества собственников жилья. После того, как жилищно-строительные кооперативы пришли в упадок, практически не работает программа по созданию товариществ собственников жилья, власти Волгограда приступили к внедрению в городе уже третьей формы ТОСов, как панацеи от разрухи жилищно-коммунального хозяйства. Мы сделали сравнительный анализ и не обнаружили практически никакой разницы между ТОСом и ТСЖ для многоэтажной городской застройки (см. таблицу). Нам не понятен ажиотаж, поднятый вокруг ТОСов и полное игнорирование ТСЖ, уже доказавших на деле свою эффективность.

Так насколько же долговременным окажется новый проект, направленный на реанимацию ЖКХ?

В настоящее время в прессе появилось много публикаций, где главы муниципальных образований рассказывают о том, как на их территориях уже силами и за счет средств ТОСов наводится чистота, осуществляется благоустройство, строятся и ремонтируются внутриквартальные дороги, подъезды домов, мосты, переходы, дамбы, плотины, возводятся и восстанавливаются системы водоснабжения и водоотведения, включая водонапорные башни, монтируется уличное освещение и многое другое (см. «Волгоградскую правду» от 4 мая 2007 г.). Кроме того, местное начальство посвящает общественность в громадье своих планов на будущее, ни слова ни говоря о своем материальном участии в их реализации. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у граждан и руководителей организаций невольных спонсоров ТОСов уже появились вопросы. В какую сумму им обойдется очередная «человеческая радость»? Кто понесет следующие расходы? Неужели опять ТОСы? Так надолго ли их хватит при таком отношении к ним со стороны местных властей.

Сравнительный анализ двух форм самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории Волгограда (ТОС и ТСЖ) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (см. таблицу)

1. Общими, в соответствии с действующими законами, для ТОС и ТСЖ являются:

- учредительный документ для создания организации Устав;

- высший орган управления организации общее собрание;

- исполнительные органы организации Комитет общественного самоуправления (Правление) и контрольно-ревизионная комиссия, выбранные общим собранием;

- перечень имущества, находящегося в собственности ТОСа, после его государственной регистрации, и в собственности ТСЖ;

- возможности получения бюджетных средств: и ТОСу, и ТСЖ органы местного самоуправления могут предоставлять бюджетные средства;

- основные направления деятельности;

- форма организации после государственной регистрации и ТОС, и ТСЖ приобретают статус некоммерческой организации.

2. Отличия ТОСа от ТСЖ, закрепленные Федеральным законом 131-ФЗ:

- допускается создание ТОСа без государственной регистрации, в форме простого товарищества;

- в перечень пределов территории проживания граждан для создания ТОСа включен подъезд многоквартирного дома (т.е. часть дома).

3. Выполнение органами местного самоуправления Волгограда норм закона 131-ФЗ и Жилищного кодекса РФ в отношении ТОСа и ТСЖ:

- статьей 15 Устава города-героя Волгограда предусмотрено участие органов местного самоуправления, посредством бюджетного финансирования, как в создании ТОСа, так и в его дальнейшей деятельности. Участие органов местного самоуправления в создании и последующей деятельности ТСЖ Уставом города ни в каком виде не предусмотрено;

- на уровне города в Волгограде разработано «Положение» о ТОС, в котором предусмотрены:

- порядок взаимоотношений ТОСа с органами местного самоуправления;

- порядок выделения средств из бюджета Волгограда ТОСу. Для ТСЖ на уровне города никаких нормативных правовых документов, регламентирующих финансовые взаимоотношения ТСЖ с органами местного самоуправления, не разработано.

Вопросы, не нашедшие отражения в «Положении о территориальном общественном самоуправления в Волгограде

1. По каким нормам органы местного самоуправления определяют границы земельного участка для ТОСа.

2. Как планируется собирать земельный налог с ТОСа в случае его государственной регистрации.

3. Где аккумулируются средства ТОСа, не прошедшего государственной регистрации. На чье имя в этом случае открывается расчетный счет.

4. Какие налоги должен платить ТОС в случае осуществления деятельности:

- без государственной регистрации;

- после государственной регистрации.

5. Будет ли взиматься с ТОСа плата за негативное воздействие на окружающую природную среду (за размещение ТБО) после его государственной регистрации.

6. Если за счет добровольных взносов жителей выполнены такие работы, как проведение трубопроводов водоснабжения, канализации, газоснабжения, уличного освещения и др., кто должен брать эти общие сети на баланс. ТОС может в любой момент самоликвидироваться.

7. Какое минимальное число учредителей имеют право оформить государственную регистрацию ТОСа. Как зависит число учредителей от количества жителей, проживающих на соответствующей территории.

8. В каких пределах «Положение О территориальном общественном самоуправлении» распространяется на товарищества собственников жилья.

Заключение

1. Приведенный выше анализ требований Федерального закона 131-ФЗ для создания ТОСа и его последующей деятельности после государственной регистрации показывает, что эти требования практически ничем не отличаются от требований Жилищного кодекса РФ для создания ТСЖ и его последующей деятельности.

2. Все различия между ТОСом и ТСЖ сводятся к различному к ним отношению местных властей: в настоящее время они много внимания, по крайней мере на словах, уделяют созданию ТОСов и совершенно игнорируют ТСЖ.

3. Считаем, что следует исключить из пределов территории проживания граждан при создании ТОСа (как это уже сделано для создания ТСЖ) подъезд многоквартирного дома ввиду неэффективности такого ТОСа из-за ограниченности его реальных возможностей.

Формы самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории Волгограда для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации