13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


На честном слове и на одном энтузиазме

Без изменений федерального законодательства большая часть муниципальных образований может обанкротиться уже через два-три года, поскольку законодательно закрепленные за местными бюджетами налоги в принципе не способны обеспечить нормальную работу органов МСУ. На местах это поняли давно. Поэтому участники первого межокружного совещания руководителей муниципальных контрольно-счетных органов (КСО) Приволжья и ЮФО, прошедшего в Волгограде в конце сентября, в основном жаловались на сложившуюся ситуацию и формировали свои предложения для отправки в высшие эшелоны власти.

Плач Ярославны

Аудит пакета законопроектов по реформе местного самоуправления был проведен Счетной палатой РФ по заказу Совета Федераций еще два года назад. Выявили группы рисков организационные, кадровые, финансовые; определили примерную сумму дефицита бюджетов различных уровней при передаче полномочий, не обеспеченных налоговыми поступлениями. Результат шокировал всех, кроме чиновников федерального Минфина.

- Наши прогнозы по группам риска оправдались практически на 100%, заявил на совещании руководителей МКСО в Волгограде аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин. И нет ничего удивительного в том, что лишь 48 регионов решили окунуться в 131-й закон, так сказать, с головой. Все остальные выжидают кто до 2009-го, а кто-то и вовсе до 2011 года. Минфин по-прежнему настаивает на неприкосновенности федеральных налогов. Из-за этого сохраняется чрезмерная зависимость местных бюджетов от невозвратных субсидий из федерального центра. В среднем она составляет 58-60%. К тому же чиновники и Минфина, и Минрегионразвития много говорят о том, как важно повысить прозрачность межбюджетных отношений. Но до сих пор ничего не сделано для решения двух главных проблем, мешающих работе МКСО, нет ни четкой законодательной базы, ни запроса на подготовку специалистов. Хотя мы разработали обучающую программу, с полным набором необходимых документов. По ней можно учиться даже дистанционно, но федеральным министерствам она, видимо, не нужна. Самый прозрачный бюджет пустой бюджет, шутили участники совещания, среди которых были не только руководители КСО, но и представители муниципалитетов и заксобраний. Ведь во многих регионах к этому печальному идеалу уже подошли.

- Мы собираем на своей территории 4 млрд рублей различных налогов, поделился наболевшим председатель бюджетного комитета думы городского округа г. Сызрань Виктор Балаченков, а нам оставляют чуть более 11%. Абсурдная ситуация: мы донор, и ходим с протянутой рукой. Деньги уходят в область, уходят в федерацию, а потом начинается процесс выпрашивания. Может быть, стоит ввести какой-то социальный финансовый стандарт на каждого жителя для расчетов суммы, которая обязательно должна оставаться в бюджете муниципального образования?

- Наш район был самодостаточным, но всего за год нас сделали дотационным, поддержал коллегу председатель совета муниципального образования Ахтубинский район Астраханской области Александр Огарков. Изменения в налоговом законодательстве привели к тому, что из 23 налогов нам оставили только два, зато добавили новых полномочий. Третий год принимаем бюджет выживания. Все это лето район сидел без горячей воды иначе без нее остались бы зимой.

Еще более категоричен был председатель Дзержинской городской думы (Нижегородская область) Илья Поляшов, назвавший происходящее дискредитацией идеи местного самоуправления. Если экспертиза показала, что 131-й закон не проработан, зачем его приняли спрашивали главы городов и поселений у представителей Счетной палаты РФ. В ответ звучало: изначально все было еще хуже, радуйтесь, что внесены хоть какие-то исправления.

Сообразить на троих

Радости в глазах и речах участников совещания после таких слов не прибавилось. Не желая делиться с местными властями ничем, кроме полномочий, федеральный центр требует и от регионов, и от муниципалитетов повышать качество бюджетного планирования. К тому же постоянно ужесточается контроль целевого расходования средств. Нельзя, как раньше, деньги, сэкономленные по одной статье, перекинуть на другие цели чревато... Переход на трехлетнее финансовое планирование требует от всех участников бюджетного процесса еще большей ответственности. Федеральные власти, принимая 3-летний бюджет, говорят о стабильности и динамичном развитии страны. Но не всегда этот оптимизм разделяют на местах.

- Проблема в том, что на нашем уровне мы не гарантируем точность расчетов доходной базы, говорит председатель контрольно-счетной палаты г. Киров Алексей Слобожанинов. Многие факторы просто невозможно учесть в силу частых перемен в налоговом законодательстве, либо в статусе предприятий. Сегодня они зарегистрированы у нас, а завтра уже в другом месте, например, в Питере. То же по земле: многие участки, приносившие деньги в местный бюджет, перешли в федеральную собственность. Под этими словами были готовы подписаться практически все участники совещания. К примеру, представители Сызрани пожаловались на владельцев городских нефтехимических предприятий, оставивших в бюджете огромную дыру после своего недавнего переезда в Петербург. Естественно, сами производства небезопасные для экологии всего региона остались на прежнем месте. Подобные истории наверняка найдутся у каждого главы муниципального образования. В итоге расчет основных параметров бюджета напоминает гадание по кофейной гуще.

- В Нижегородской области всем субъектам рекомендовано пока ограничиться однолетним бюджетом, отметил сопредседатель Союза МКСО РФ по Приволжскому округу Владимир Березин. Есть только трехлетний план развития. Даже если бы кто-то из муниципалитетов был формально готов принять бюджет на три года, как можно планировать доходную часть, не зная, сколько денег получишь из региональной казны?

- В Чувашии трехлетний региональный бюджет принят в этом году, но все муниципальные образования, в том числе и столица, пока работают только с годовыми бюджетами, рассказал глава контрольно-счетной палаты г. Чебоксары Евгений Максимов. Минфин республики считает, что у нас профицитный бюджет, но фактически он получается дефицитным ведь мы главный донор региона. Нет точных правил и методик расчета необходимых социально-экономических показателей, поэтому есть утвержденный бюджет города на 2008 год и так называемый прогнозный на два последующих.

Примерно так же поступают и наши соседи. По словам аудитора КСП Ростова-на-Дону Николая Павленко, в городе уже давно большинство бюджетных программ принимаются сроком на три года, но сам бюджет по-прежнему был принят только на год. Волгоградская область стоит в буквальном смысле слова особняком среди других регионов.

- Трехлетний бюджет принят на уровне региона, прошло первое чтение аналогичного финансового документа в Волгограде, да и остальные муниципальные образования готовы перейти к среднесрочному планированию, подчеркнул первый вице-губернатор Волгоградской области Владимир Кабанов. В этих условиях роль муниципальных аудиторов возросла многократно. Так что у нас КСО действуют в 35 самых крупных муниципальных образованиях, и качеством их работы мы довольны. Вот еще и на федеральном уровне был бы решен ряд вопросов. А то в одном законе прописано, что не обязательно создавать КСО для проверки бюджетов, а в другом что без аудита мы не имеем права их принимать. В общем, быть или не быть трехлетнему бюджету, зависит от того, насколько четко взаимодействуют федеральный центр, региональные власти и муниципальные образования и, соответственно, как слаженно работают контрольно-счетные органы.

Когда в товарищах согласья нет...

Но как раз в этом вопросе согласие по властной вертикали вниз не опускается. Во многих регионах вообще не считают нужным создавать муниципальные контрольно-счетные органы. По словам председателя КСП Волгоградской городской думы Владимира Гордина, нет своих муниципальных аудиторов в Краснодаре и Ставрополе. В Приволжском округе их нет в Мордовии и Марий Эл, а на всю Нижегородскую область, в которой почти 500 муниципальных образований, всего 17 муниципальных КСП. И дело тут не только в том, что до сих пор не разработан федеральный закон, который бы четко прописывал, как и чем должны заниматься муниципальные контрольно-счетные органы, кому они подчиняются и как формируются. В конце концов, можно принять соответствующие законодательные акты на уровне регионов. Есть и другие причины столь слабой аудиторской активности, причем у богатых регионов одни, у тех, кто победнее, другие.

- В Москве свыше сотни районных управ, и что, нам при каждой создавать отдельную контрольно-счетную палату? недоумевает председатель КСП г. Москва Виктор Двуреченских. Такими проверками занимаются частные аудиторские компании. Это нормальная мировая практика. К тому же, если аудиторы зависят от муниципалитета, как они смогут его контролировать?

- Если денег много, почему бы и не нанять частников, ответил за всех бедных Виктор Балаченков. Но у некоторых муниципалитетов нет средств не только на наем частных аудиторов, но даже и на более-менее серьезную подготовку своих специалистов. Все мы понимаем, что контроль необходим, но в нынешних условиях о грамотных, квалифицированных аудиторах многие муниципалы могут только мечтать. Чтобы мечты не оставались только мечтами, помочь обещают и Счетная палата РФ, и Российский союз МКСО. Помимо разработки обучающих программ для муниципальных аудиторов, представители этих ведомств намерены принять участие в законодательной работе чтобы устранить пробелы в федеральных законах.

- В России свыше 24 тыс. муниципальных образований, подвел итоги дискуссии председатель Союза МКСО РФ Иван Дахов. Конечно, столько КСО не требуется. Но во всех крупных субъектах а их, по данным статистики, около двух тысяч аудиторы, на наш взгляд, все-таки нужны. Если на федеральном уровне будут определены условия создания счетных палат и получения ими статуса юридического лица, работать и аудиторам, и муниципалитетам будет проще. У нас уже накоплена серьезная методологическая база, с ней можно ознакомиться на нашем сайте.

С интересным предложением выступил Виктор Двуреченских. По его мнению, работу над бюджетами стоит начинать с анализа расходных обязательств так, как это делают в Европе, а уже потом заниматься поиском доходов. Если анализ расходов в МСУ будет с помощью Счетной палаты представлен федеральному правительству, это может стать весомым аргументом для внесения изменений в порядок распределения налогов. Но у федерального правительства в преддверии выборов явно другие заботы. Так что, как и раньше, главным капиталом муниципальных аудиторов остается их репутация и энтузиазм.

Антон БОРЦОВ


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации