13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Многоканальная задача

Задолго до сочинского форума «Кубань-2007» волгоградские власти более всего рассчитывали на самый дорогостоящий (150 млрд рублей) и самый масштабный инвестиционный проект - строительство второй ветки Волго-Донского судоходного канала. Однако по итогам сочинского визита власти предпочли высказываться об этом проекте сдержанно и осторожно. Помимо ранее известных политических и экологических нюансов, которые мешали однозначному принятию решения, губернатору Н. Максюте стало известно о том, что в российском правительстве есть немало сторонников реализации плана постройки канала «Евразия», который пройдет по южным республикам РФ, минуя Волгоградскую, Астраханскую и Ростовскую области.

Нефтяная канализация

Идея второй ветки канала не нова и разрабатывалась еще в 80-х годах прошлого века, но региональная и федеральная общественность вновь обратила на нее внимание после оглашения Послания президента РФ В. Путина к Федеральному собранию весной текущего года, в котором было предложено «проработать вопрос о создании международного консорциума по строительству второй линии Волго-Донского канала». Во время летней поездки в Волгоград министр транспорта РФ Игорь Левитин также высказался в пользу скорейшей реализации проекта. По его словам, пропускная способность Волго-Донского канала составляет сегодня 13 млн тонн. А по прогнозам, до 2020 года объем грузооборота на данном направлении возрастет до 20 млн тонн. Поэтому мы должны думать об альтернативных маршрутах. Это может быть строительство автомобильных и железных дорог в направлении из Средней Азии и Казахстана на Черное и Азовское моря, строительство второй нитки Волго-Дона или канала «Евразия». При любых обстоятельствах строительство канала «Волго-Дон-2» будет дешевле».

Однако главная цель строительства канала - не только и не столько перевозки грузов вообще, сколько транспортировка нефти, поскольку по трубопроводу невозможен пуск ее качественных светлых сортов. Но тут «Волго-Дон-2», существующий пока только на бумаге, уже имеет своих конкурентов. Это проект канала «Евразия» (устье Дона - Кумо-Манычская водная система - Каспийское море), лоббируемый казахскими и калмыцкими элитами, а также альтернативный им обоим водно-сухопутный транспортный коридор «Трасека» (Европа - Черное море - Грузия (Поти) - Азербайджан (Баку) - Каспийское море - Туркмения - восточное побережье Китая).

«Разумеется, для России был бы предпочтительнее волгоградский вариант. Ибо он позволил бы увеличить судоходство на юге России, по пути транзита нефти строить и расширять циклы переработки - в целом оживил бы экономику юга страны», - такое мнение высказывает волгоградский политолог Александр Стризое.

Волгоградские ученые-экономисты просчитали преимущества и недостатки всех трех проектов и также отдают предпочтение местному варианту. По данным, предоставленным руководителем Центра инновационных технологий ВолГУ Сергеем Коробовым, канал «Евразия» может существовать только в умах проектировщиков, поскольку воду для его наполнения будет брать неоткуда: «Реки, которые предполагается использовать - Кума, Терек, ДонPиPКубань, - сP1960-1970-х годов неPимеют избытка водных ресурсов, которые можно было быPзабирать дляPобводнения судоходного канала».

Еще один фактор - наличие крупных инфраструктурных объектов на пути. Проект «Евразия» проходит через малонаселенные пункты, фактически по степи, в связи с этим очень велика вероятность террористи- ческих актов. «Подкова Волго-Донского канала проходит через крупные населенные пункты, то есть инфра-структурная обеспеченность канала выше», - считает С. Коробов. Кроме того, как отмечает Александр Стризое, канал «Евразия» «будет способствовать проникновению в Каспий третьих стран», что, следовательно, делает возможным угрозу военно-морского нападения на Россию.

Сторонники строительства «Евразии» приводят как аргумент то, что он примерно в 1,5 раза короче Волго-Дона. Однако это не совсем так. Длина всего водного пути от Каспийского до Черного моря - около 950 км, но строительные работы нужно провести только на узком перешейке между Волгой и Доном. Для реализации же проекта Назарбаева и Илюмжинова придется прокопать 670 км степи.

Что касается проекта «Трасека», то он объективно имеет массу недостатков по своей сути (горная местность, нестабильная политическая обстановка в государствах, по территории которых проходит), а в интересах России не может рассматриваться вообще, так как проходит, не затрагивая ее границ.

Элиты: за и против

В пользу второй ветки Волго-Дона есть еще один аргумент, о котором часто забывают представители федеральной и местной властей. Заместитель руководителя ФГУ «Волго-Донское бассейновое управление водных путей и судоходства» Владимир Севастьянов высказал мнение тех, кто эксплуатирует канал и следит за его технической исправностью: «За 55 лет функционирования первой ветки канала металл в виде ворот, шлюзов постепенно приходит в негодность. Необходима замена металлоконструкций. Но остановка даже одного шлюза приведет к тому, что станет весь канал. Остановятся грузоперевозки, выйдет из строя кольцо пяти морей». Поэтому дублер, проложенный рядом с действующим каналом, возьмет на себя основную часть возросшего грузопотока и сделает возможным ремонт.

Неоднозначна и экологическая сторона вопроса. Экологи от власти приводят доводы в пользу строительства канала. Так, заместитель председателя комитета Волгоградской облдумы по аграрной политике и природопользованию, заслуженный эколог РФ Владимир Лобойко говорит о том, что существенного ущерба природе нанесено не будет:

- Но при условии, что мы сможем компенсировать в Дон воду, которую забираем уже сейчас по первой нитке судоходного канала и планируем забирать по второй. Баланс воды в Волге - положительный и значительно превосходит отрицательный баланс Дона. Те засухи, о которых рассказывает нам региональная межведомственная группа, - это искусственные засухи. На самом деле, Волга многоводна. В последние годы поднимается уровень Каспия. И в связи с этим мы ставим вопрос о переброске части стока Волги в Дон, чтобы компенсировать отрицательный баланс, в том числе и тот объем, который будет подаваться во вторую ветку судоходного канала. А область получит дополнительно 340 тыс. га орошаемых земель.

Владимир Лобойко отметил, что депутаты планируют выходить на российскую Академию наук, чтобы заручиться поддержкой ученых: «Я думаю, что для тех государств, которые готовы вложить деньги в строительство второй нитки судоходного канала, нужно поставить условия, что за счет этих же средств мы должны компенсировать объемы воды Дону».

Также согласен с тем, что экология при осуществлении волгоградского проекта не пострадает, Сергей Коробов: «Канал «Евразия» пройдет через действительно плодородные почвы Ставрополья и Калмыкии и повлечет за собой их засоление. А «Волго-Дон-2» пересечет засушливые земли, не принеся особого вреда».

Независимые же экологи выступают категорически против строительства нового канала. Председатель совета Экологического центра «Зеленая орбита» Сергей Шавлак так прокомментировал эту инициативу: «Если строить очередной Волго-Дон, то мы получим многие экологические проблемы. Это и уменьшение количества воды, которое негативно скажется на Волго-Ахтубинской пойме, и засоление почвы. Уничтожатся многие грунты, исчезнут многие виды животных, растений. Правильнее будет оптимизировать существующий проект Волго-Дона, расширить и углубить его».

С финансированием строительства канала тоже не все ясно. Хотя проект и был представлен как инвестиционный, но, по словам заместителя генерального директора Агентства инвестиций и развития Волгоградской области Евгения Семикина, такая формулировка некорректна, так как привлекаться будут не частные, а государственные средства. И пока не принято однозначное решение об их выделении. Александр Стризое тоже выделяет финансовый вопрос как один из приоритетных: «Я могу сказать, что в общем и целом вложения будут зависеть от стабильности на юге России. А если стабильности на юге России не будет, эффективных вложений, особенно с Запада, тоже не будет. Второй фактор, который их сдерживает, - непрозрачность российской экономики и политической жизни, колоссальная вероятность того, что деньги будут истрачены не туда или разворованы. Если мы устраним эти факторы, то можно говорить о том, что вложения будут сделаны».

Похоже, главная причина торможения проекта лежит в полити- ческой плоскости. «Очень многое зависит от политики Казахстана, так как лукойловской нефти наверняка не хватит для того, чтобы загрузить эти танкеры и, следовательно, окупить этот канал», - полагает Сергей Коробов. Поэтому перед его строительством необходимо просчитать политику прикаспийских государств и заключить с ними соглашения о сотрудничестве. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пока отдает предпочтение проекту «Евразия». По словам политтехнолога Андрея Серенко, Владимир Путин поддержал инициативу казахстанского коллеги и тем самым, одобрив оба проекта, дал старт противостоянию федеральных и региональных элит. «Административные и деловые элиты Астраханской и Волгоградской областей сформировали «волго-донскую» группировку, которая поддерживает идею строительства второй ветки Волго-Донского канала. Руководители же Ставропольского края, Ростовской области, Калмыкии и Дагестана все активнее лоббируют проект строительства канала «Евразия»», - говорит А. Серенко.

При учете всех положительных и отрицательных моментов никто из волгоградских экспертов не берется предсказать, когда будет принято решение о строительстве второй ветки. Да и будет ли оно принято вообще.

Мария ЧУРАКОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации