13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Бизнес-элита: впереди времени

К политической и бизнес-элите у населения полно претензий: она оторвана от народа и действует только в собственных интересах. Причины этого, а также возможность преодолеть разрыв, повысить авторитет и качество российской элиты обсуждались на первом заседании клуба политического действия «4 ноября». Оно прошло в Волгограде одновременно с бизнес-саммитом.

Заседание клуба «4 ноября» совпало с саммитом не случайно: председатель «Деловой России» Борис Титов входит в совет клуба, и на заседании он был не просто почётным гостем, но и активным участником. Именно он и сообщил собравшимся, что в Волгограде с 17 сентября существует филиал клуба «4 ноября», а сопредседателями его стали депутат Волгоградской облдумы Владимир Ефимов и главный редактор газеты «Деловое Поволжье» Анна Степнова. Специально на заседание в Волгоград прибыли столичные эксперты - руководитель отдела социологических исследований Института общественного проектирования (ИнОП) Михаил Тарусин, генеральный директор Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Фёдоров и руководитель департамента политологических программ Центра политических технологий, доцент кафедры публичной политологии факультета прикладной политологии ГУ ВШЭ Алексей Зудин.

Все эксперты сходятся во мнении, что беда элиты - в изолированности её групп и отсутствии ротации между ними. Бизнес-элита, властная, культурная, научная, медиа-элиты автономны друг от друга. Особенно болезненно это проявляется в отсутствии связи между элитой политической и интеллектуальной. (Интеллектуальная недостаточность власти - этот диагноз звучит у многих обществоведов). Но, по словам основного докладчика Михаила Тарусина, это не только наша беда, но горе Америки: «Постоянные высказывания этой несчастной женщины, госпожи Райс, - тому яркое свидетельство». Российская политическая элита перестаёт быть социальной группой, в которой возможны естественная ротация и проникновение из других слоёв общества, она обретает черты касты - жёсткие рамки, наследственность и отсутствие входа-выхода. По сути, она являет собой иллюстрацию кристаллизации элиты, описанную ещё в начале XX века социологом Гаэтано Моской.

Валерий Фёдоров рассказал, что ВЦИОМ проводил опрос представителей политической элиты, в том числе и в Волгоградской области: «Если элита - это обладающая общественным доверием группа лиц, то такой у нас нет. А если - закостеневшая структура, имеющая династийный опыт правления, то такая есть. Она приемлет только чужих богатых, ей это выгодно, а народу - нет», - так опрошенные характеризовали сами себя.

Выход эксперты видят в создании условий интеллектуальной элите для влияния на принятие политических решений. М. Тарусин в своём докладе «Федеральная и региональная элита. Необходимость ротации для развития» привёл пример: Карамзин, не будучи элитой политической, но обладая интеллектуальным потенциалом, изложил царю Александру I свой взгляд на его реформы. Послание дошло до царя, и тот прислушался. Так мелкий чиновник повлиял на всё государство. Чтобы такая практика вновь появилась в России, М. Тарусин предлагает: «Необходимо создать общественную площадку, где велись бы дискуссии на острые темы, принимались коллективные рекомендации - не в Кремле, а на местах, в местных сообществах». Подобную точку зрения высказала и заместитель директора Волгоградского музея изобразительных искусств Татьяна Гафар: «Надо формировать экспертное поле, которое сможет проводить разбор полётов. Например, после Дня города стоило бы проанализировать, что из его мероприятий принесло пользу городу, а что прошло просто так».

Пока такая площадка есть только у бизнес-сообщества: оно консолидировано в крупных организациях, которые являются одновременно и площадкой для дискуссий, его представители вхожи во властные круги, где отстаивают свои интересы. Депутат Волгоградской облдумы Татьяна Цыбизова сказала, что сегодняшняя бизнес-элита опередила время - пока это единственная сфера, где сформировано экспертное сообщество, в котором так нуждаются и другие сферы. Однако и у бизнес-элиты есть слабые места. Алексей Зудин обозначает основное - негативная общественная репутация. Выход - не только проявление социальной ответственности, но и признание государством бизнес-элиты как движущей силы экономики. Безусловно, немалую роль сыграют и сами предприниматели. «Если вы не занимаетесь своим имиджем, им займутся другие. В своём негативном имидже виноваты мы сами», - считает президент группы компаний «Столия» Виктор Зверев.

Власть и бизнес как наиболее влиятельные элитные группы вынуждены обратиться к обществу, к другим элитам, потому что только переговоры и совместные действия способны преодолеть одну из главных проблем элиты и общества в целом - дефицит доверия. Об этом в своих выступлениях говорили руководитель исполкома Волгоградского отделения партии «Единая Россия» Александр Ярославцев, директор благотворительного фонда «Волгоградский» при Общественной палате области Алексей Хавинсон и главный редактор газеты «МК в Волгограде» Наталья Каменнова.

Справка «ДП»:

Клуб «4 ноября» с осени 2007 года - одна из дискуссионных площадок «Единой России». Однако сам клуб создан значительно раньше, чем «Единая Россия» осознала необходимость публичных дискуссий, не замкнутых партийными рамками. Основополагающими документами, отражающими идеологию клуба, являются экономическая доктрина «Вернуть лидерство» и манифест «Либерально-консервативное видение будущего России». Экономическая доктрина «Вернуть лидерство» была опубликована в журнале «Эксперт» в ноябре 2005 года. В ней впервые было открыто заявлено, что «Россия имеет все условия для того, чтобы стать лучшим местом на Земле». В манифесте «Либерально-консервативное видение будущего России» было определено, что нашими базовыми ценностями являются свобода, справедливость, суверенитет, собственность. Либерально-консервативная идеология, поддержку которой клуб ставит своей целью, его активом формулируется так: достижение свободы в рамках существующего порядка.

Мария ЧУРАКОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации