13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Вместо ТОСов - совет старейшин

Шесть лет назад был заключен договор о дружбе и сотрудничестве между Волгоградской областью и Кабардино-Балкарской Республикой (КБР), а в прошлом году главы двух регионов подписали дополнительный протокол, значительно расширивший сферы совместной деятельности. На днях делегация областного Совета муниципальных образований побывала в Кабардино-Балкарии, чтобы увидеть, как там реализуются основные положения 131-го закона, и поделиться собственным опытом, поскольку у волгоградцев реформа местного самоуправления идет, значительно опережая среднероссийские показатели. Об итогах визита «ДП» рассказал исполнительный директор Совета муниципальных образований Волгоградской области Евгений ВОЛОХОВ.

- Евгений Кузьмич, почему для визита была выбрана именно Кабардино-Балкария, и кто вошел в состав волгоградской делегации?

- После принятия 131-го закона каждый регион оказался перед многочисленными проблемами, связанными с тем, что вопросами местного самоуправления долгие годы никто не занимался. Потом, чуть осмотревшись, все поняли, что проблемы, по сути, одинаковые. А дальше каждый сам выбирал способы их решения. Кто-то предпочел в очередной раз ждать команды сверху. Передовые регионы, такие, как наш, ускоренно двинулись вперед и достигли немалых успехов. А кто-то, как Кабардино-Балкария, пошел своим путем, который тоже очень интересен. В этой республике 132 муниципальных образования три городских округа, шесть городских и 123 сельских поселения. Поэтому и в нашей делегации были в основном главы сельских поселений из шести муниципальных районов люди, не понаслышке знающие о проблемах. Кстати, впервые делегация, если можно так сказать, комплектовалась по такому принципу. И такой подход себя оправдал разговор с нашими коллегами всегда шел по конкретным темам, интересным обеим сторонам. В Нальчике мы встретились с первым заместителем руководителя администрации президента КБР Александром Власовым, обсудили вопросы взаимодействия государственных органов и муниципальных образований, особенности регионального законодательства в рамках реформы МСУ, бюджетные вопросы. Ведь проблема недофинансирования полномочий городских и сельских поселений одинакова для всей России в этой части закон, увы, не продуман до конца. Мы, в свою очередь, рассказали о том, как 131-й закон реализуется у нас в области, какую роль играет Совет муниципальных образований, какова его структура и приоритетные задачи. Кроме того, мы представили наш сборник региональных законодательных актов по МСУ, и наши гостеприимные хозяева были весьма удивлены их количеством и степенью продуманности. Делегация также побывала в двух муниципальных районах, там тоже прошли многочисленные встречи с главами сельских поселений, руководителями советов старейшин, советов ветеранов, представителями бизнес-кругов Кабардино-Балкарии.

- В чем, на ваш взгляд, главные особенности реформы МСУ в Кабардино-Балкарии?

- Из нашего разговора выяснилось, что в КБР вообще нет ТОСов. То есть они об этом слышали, и с большим интересом изучили наши материалы по работе таких структур, но сами создавать их не пытались. Хотя надо сказать, что многие вопросы, которые у нас решают ТОСы, там решаются другими структурами гражданского общества к примеру, уличными или квартальными комитетами. Но главную роль, конечно, играют советы старейшин. У нас такие традиции как-то не сложились, а у них практически все, что касается благоустройства территорий, обеспечения правопорядка, вопросов воспитания молодежи всем занимаются старейшины, которым подчиняются беспрекословно. Можно сказать, что в КБР постулаты 131-го закона воплощаются на основе вековых национальных традиций.

- Но ведь такой способ решения вопросов не дает возможности поселениям получать дополнительные средства - на то же благоустройство, к примеру.

- А в Кабардино-Балкарии вообще нет подобной статьи расходов. Поэтому наш рассказ о финансовой поддержке ТОСов вызвал большой интерес у глав городов и поселений республики. У нас в рамках реформы МСУ было увеличено штатное расписание для администраций сельских поселений, впервые введены нормативы на благоустройство 42 рубля на кв. м, из областного бюджета выделены средства по 100 тыс. руб. каждому ТОСу. Среди них был проведен конкурс, победители которого получили по 1 млн руб., а бюджет аналогичного конкурса нынешнего года еще солиднее. Ничего подобного в КБР нет.

- Как в республике ведется работа над бюджетами различных уровней, в частности, есть ли там бюджеты сельских поселений?

- Да, каждое поселение в КБР работает так же, как и мы, по бюджетам, а не по сметам. Но все бюджеты, в том числе и республиканский, дотационные: лишь пятая часть собственные доходы, остальное дотации.

- Но ведь с 2009 года межбюджетные трансферты будут сильно урезаны, если вообще не запрещены. Не станет ли это причиной массового банкротства поселений в КБР?

- Конечно, органам местного самоуправления КБР предстоит немало сделать в части бюджетного обеспечения. Но пока мы видим, что получение и, что самое главное, освоение дотаций идет под жестким контролем. В республике прекрасные дороги, все села газифицированы, во всех районах устойчивая связь, построены новые школы и больницы, оснащенные современным оборудованием.

- Помимо дотаций из федерального центра, какие еще источники доходов есть у поселений в КБР?

- Только налоги. Но доходы невелики промышленность и сельское хозяйство, как и у нас, переживают не лучшие времена, поэтому поступления от НДФЛ незначительные. Плата за аренду земли также мала в республике очень мало пахотных участков. С другой стороны, такой дефицит привел к тому, что обрабатывается буквально каждый мало-мальски пригодный для этого клочок земли, и урожаи, надо сказать, фантастические. Для жителей сел именно личные подсобные хозяйства являются основным источником дохода люди разводят скот, выращивают овощи и фрукты. И урожаи, повторюсь, просто удивительные.

- А туризм, какие-то новые промышленные объекты?

- Сельские поселения пока не слишком в этом завязаны. Большую часть работы, естественно, взяли на себя республиканские власти. Традиционные кавказские здравницы работают круглый год, ведь природа здесь действительно уникальна. В последнее время начинает возрождаться промышленность. В частности, в рамках договора между нашими регионами в КБР недавно заработал завод по сборке автобусов «Волжанин», прорабатываются и некоторые другие совместные проекты.

- Многих и потенциальных инвесторов, и туристов останавливает не самая лучшая репутация Северного Кавказа, сложившаяся в последние годы, в частности, из-за угрозы террористических актов...

- Мы чувствовали себя в полной безопасности. Нигде не было ни стрельбы, ни хулиганских проявлений. Жители республики с обидой говорят, что федеральные СМИ вспоминают о кавказских республиках только тогда, когда там происходит какое-то ЧП. Наша делегация побывала в Нальчике сразу же после окончания празднования 450-летия вхождения КБР в состав России, но нам не показалось, что чистота, спокойствие и порядок на улицах были следствием какой-то разовой «зачистки». А во время наших встреч, после того, как узнавали, что мы из Волгоградской области, начинали относиться к нам с особенной теплотой. Дружба регионов началась с личной дружбы Николая Максюты и первого президента КБР Валерия Кокова, память которого в республике чтят. Незадолго до нашего визита в Нальчике открыли первый памятник ему, а мы, в свою очередь, привезли им фотографии нашей делегации на волгоградской улице имени Валерия Кокова она находится в поселке Ангарский.

- Что из опыта ваших коллег из КБР вызвало у вас самый большой интерес?

- Во-первых, очень тесное взаимодействие госструктур и муниципальных властей. Нам, конечно, тоже грех жаловаться, но там это взаимодействие доведено практически до идеала. К примеру, президент республики со своим аппаратом находится в одном здании с профильными министерствами и советом муниципальных образований, к тому же он лично не реже раза в квартал встречается с главами сельских поселений, а один из его ближайших помощников всегда курирует это направление. Во-вторых, там очень здорово поставлена работа с молодежью. Все вопросы решаются на основе национальных традиций, когда внушается уважение к старшим, а в качестве главных достоинств называются прилежная учеба, честный труд, самоорганизация, патриотизм. Как результат мало кто из молодых людей покидает республику навсегда, растет рождаемость, нет проблемы пьянства. Такой подход консолидирует общество, позволяет людям по-настоящему включаться в процесс работы местной власти то есть достигать тех целей, которые и прописаны в 131-м законе.

- Итогом визита волгоградской делегации стало подписание соглашения о межмуниципальном сотрудничестве. Что прописано в этом документе и есть ли планы по подписанию таких же документов с другими соседними регионами?

- Подписанное соглашение содержит общие принципы взаимодействия между советами муниципальных образований наших регионов. То есть программа нашего сотрудничества предполагает самые различные способы обмена опытом взаимные визиты, форумы, конференции, фестивали национальных культур. По примеру соглашения с КБР мы готовим подобные визиты в Краснодар и Астрахань, а в перспективе во все регионы ЮФО. Мы хотим, чтобы опыт лучших муниципальных образований как можно быстрее стал общим достоянием. Многие главы поселений уже научились прекрасно работать в новых условиях, а кто-то пока не очень справляется. Надо сделать так, чтобы межмуниципальные связи причем, как внутри одного региона, так и по всей стране позволяли находить успешные «рецепты» и адаптировать их для отстающих. Я надеюсь, что серьезный толчок к развитию таких связей даст общероссийское собрание Конгресса муниципальных образований, которое пройдет в октябре нынешнего года в Москве. Делегация нашей области обязательно примет в нем участие. Ведь такие поездки, такие контакты это как бы увидеть проблему сверху, с Эльбруса, на котором мы тоже, кстати, побывали. Так что посмотрели, оценили масштабы, прикинули варианты решения и за работу.

Антон БОРЦОВ


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации