13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Связи с деньгами

Ротация элит как условие развития страны - этот лозунг, выдвинутый идеологами «Единой России», можно считать частью новой государственной политики. Волгоград за последние годы стал центром большого социального эксперимента: если столица региона за последние три года видела уже трёх мэров, то регион с 1996 года в одних руках. Что лучше? Волгоградцы устали от потрясений, но и бесконечная стабильность тоже не радует. Но в 2009 году потрясения ждут всю область: вслед за выборами в областную думу (весна) и органы местного самоуправления (осень) заканчиваются полномочия губернатора Н. Максюты.

И смена элит становится неизбежной.

Но что это такое - ротация элит? Кто кому приходит на смену? Это - тема для обстоятельного разговора специалистов. А для начала предлагаем вашему вниманию первый срез - попытку исследования ротации элит на примере волгоградских областных дум трёх созывов. Возраст и пол депутатов, их профессиональная принадлежность стали предметом анализа. Партийную принадлежность опускаем, так как названия партий, представленных в думе, не всегда полно говорят о политической ориентации этого органа власти.

Чиновник, аграрий, главврач

Депутаты третьей по счёту Волгоградской облдумы этой осенью откроют свой последний сезон. В марте 2009-го у них выборы. На них не прочь выйти практически все нынешние парламентарии, но многоуровневые процедуры партийных отборов, подковёрные игры и многие другие факторы обязательно нарушат их планы. Как показывает исследование «ДП», в ходе которого мы внимательно изучили социально-демографические характеристики депутатов трёх волгоградских дум, состав каждой новой думы обновляется по меньшей мере на две трети. Напомним, первые альтернативные выборы депутатов в Волгоградской области состоялись в 1990 году. Тогда представительный орган назывался советом народных депутатов и состоял из большого совета (около 250 человек) и малого (около 40 человек) - прообраза будущей думы. Выборы в первую областную думу, одну из первых российских, состоялись в декабре 1993 года. Волгоградцы тогда избрали 32 депутата по одномандатным округам. В 1996 году заксобрание подверглось ротации. В регионе придумали такую оригинальную форму обновления: половина депутатов уходит, половина остаётся, так обеспечивается «преемственность» - опытные депутаты учат новобранцев. Как ни странно, ни в областной думе, ни в избиркоме не сохранились списки депутатов до и после ротации. Нам удалось найти полные списки лишь обновлённой наполовину думы - причём в личном архиве. А сведения о возрасте и прежних местах работы первых думцев восстановили с помощью председателя последнего волгоградского совета и депутата первой думы, профессора Александра Морозова. Выборы 1993 года, как считает А. Морозов, были последними, в которых деньги играли не главную роль, больше значения имел административный ресурс и узнаваемость кандидатов.

Итак, среднестатистический депутат образца 1993 года - это мужчина с высшим образованием в возрасте от 45 до 55 лет (с меньшей долей вероятности - от 35 до 45 лет). Он избирался в депутаты с должности чиновника, главы района - города или области. Второе-третье места по представительности держали в той думе директора совхозов и главврачи крупных больниц. Кроме того, места в первом заксобрании заняли работники сферы высшего и среднего образования, инженерно-технический персонал крупных заводов, один рабочий и один сотрудник правоохранительных органов. Были и другие - но образы нескольких депутатов наш эксперт А. Морозов в памяти так и не восстановил. Немудрено - спустя 15 лет на слуху из 32-х остались лишь десяток фамилий: депутаты Владимир Попов и Пётр Дудин, экс-депутат Анатолий Егин, чиновники обладминистрации Василий Галушкин, Александр Максимов и Сергей Рябов, омбудсмен Михаил Таранцов, главный инженер завода «Красный Октябрь» Геннадий Томарев, президент НПФ «Империя» Александр Морозов и управляющий игровой сетью «Джек-пот» Леонид Семергей (председатель первой думы). В первой думе заседали четыре женщины, во второй - созыва 1998 года - тоже четыре. В нынешней думе шесть женщин, но учитывая, что численность думы увеличилась с 32-х до 38 депутатов, доля их осталась примерно той же.

Богаче и моложе

Вторая волгоградская дума избиралась в 1998 году. И на тех выборах на первый план вышли деньги и политтехнологии. В лоббировании своих кандидатов были замечены губернатор Николай Максюта и тогдашний мэр Волгограда Юрий Чехов. Недооценив новые реалии и не набрав должный объём денежных ресурсов, подавляющее большинство депутатов 1993 года проиграли выборы. В новой думе остались лишь четверо прежних. Новая дума была помоложе, чем предыдущая, - в ней увеличилось представительство 40-летних. Впервые депутатом стал столь молодой волгоградец, нынешний мэр Волгограда Роман Гребенников. Через три года после избрания депутатом, в 2001 году, Гребенников стараниями товарищей по КПРФ станет председателем облдумы вместо 70-летнего Виктора Приписнова. «Сменили пенсионера на пионера» - шутили тогда в политбомонде. Если первую думу можно условно назвать чиновничьей (там заседали 11 чиновников регионального и местного уровня), то вторую назовём промышленной: в ней заседали 10 директоров заводов. Вторая по размеру профессиональная группа в думе 1998 года - представители высшего и среднего образования. Их стало шестеро против прежних трёх депутатов. Кроме промышленных директоров во второй думе были представлены четыре директора сферы АПК. Они сохранили свою долю в общей численности, в отличие от чиновников, которых осталось всего двое. В этой думе также заседали ИТР (3 человека), рабочие (3), предприниматели (2) и по одному представителю профсоюзов и правоохранителей. Во второй думе работали 6 депутатов с учёными степенями, а в нынешней, третьей, таких уже 11 человек.

Ректор + директор

Третья волгоградская дума работает с декабря 2003 года. Теми выборами уже очень активно руководили варяги из Москвы, и в результате в новый состав попали не только небедные кандидаты, но и просто случайные люди без политического опыта - «за хорошее отношение к рулевым избирательной кампании». В момент избрания эта дума была красной, но за четыре года коммунисты почти полностью сдали свои позиции единороссам. В третьей думе оказались равномерно представлены депутаты разных поколений - шестеро тридцатилетних, семеро сорокалетних, 17 человек в возрасте около 50 лет, семеро 60-летних, два депутата старше 65 лет. Директорат приумножил свои ряды в региональном заксобрании - сегодня в думе работают 13 топ-менеджеров крупных промышленных предприятий. Высшая и средняя школа тоже укрепила свои позиции - 9 депутатов имеют к ней то или иное отношение. В думе также заседают три бизнесмена, два главврача, один силовик.

На сцену также вышли новые профессиональные группы, хотя нельзя сказать, что их присутствие в думе отражает интерес общества именно к этим сферам деятельности. Волгоградцы оказали доверие двум журналистам и двум помощникам депутата - на тот момент депутата Госдумы Евгения Ищенко. Будущий мэр города тогда принял в выборах активнейшее участие и сформировал в думе свою группу. Важный момент: это первая дума, депутаты которой живут преимущественно в Волгограде и Волжском. Во второй думе районную прописку имели семеро, а в первой - 11 депутатов. Теперь же обычная практика - волгоградец представляет интересы жителей отдалённых уголков области, как Николай Волков - Урюпинский округ, Василий Белоусов - Фроловский. Есть и исключения. Анатолий Бакулин и Виталий Лихачёв - волжане, им проще. На два дома живут Пётр Дудин и Тамара Головачёва. А вот Ирина Гусева на заседания думы так и ездит из своего неблизкого Палласовского округа. Только про неё с уверенностью говорят, что жилья в Волгограде депутат так и не завела.

Подготовка к выборам идёт. Партии формируют всё новые списки, один лучше другого, обещают подобрать людей «чистых и незапятнанных». Деньги, похоже, уже снова не играют прежней роли, во всяком случае, предпринимателей в этих списках пока мало. Зато не исключено, что в новой думе опять будет много чиновников. Ведь выборы пройдут накануне окончания полномочий губернатора Николая Максюты и его команды. Многие чиновники его администрации предпринимают усилия, чтобы обеспечить себе спокойные и доходные места в региональном заксобрании.

Татьяна ТАРАКАНОВА, Анна СТЕПНОВА

Директор Научно-исследовательского института социальной антропологии города ВАГС, кандидат философских наук, социолог Виктор ПИЛИПЕНКО:

- Если исходить не из формальных показателей, а из реального положения дел, то качественный состав областной думы за 15 лет изменился незначительно. Главными лифтами социальной мобильности, поднимающими кандидатов на депутатский этаж, остаются связи и деньги. Но если в девяностые годы эти два фактора могли существовать порознь, то сегодня их сочетание является непременным условием для приобретения статуса депутата областной думы. Пропорции этих ресурсов у каждого могут отличаться, но принцип от этого в целом не меняется. Наиболее существенные изменения произошли в самой работе механизмов, сортирующих многочисленных желающих стать областным депутатом. В настоящее время эти механизмы можно представить следующим образом.

Механизм 1. «Лоббистский». Кандидат в депутаты идёт на выборы как будущий лоббист интересов своего патрона, который берёт на себя (полностью или частично) расходы на ведение избирательной кампании. Таким патроном может быть крупная бизнес-структура, руководитель города, представители «авторитетного» бизнеса. Как показывает практика, эта категория депутатов самая предсказуемая и не склонная к широкой публичной деятельности.

Механизм 2. «Партийный». Кандидат в депутаты ведёт борьбу за выживание со своими соратниками по партии. Внутрипартийные интриги, подсиживания и прочие прелести направлены на получение заветного места в партийном списке. Именно благодаря этому механизму у региональных отделений политических партий чаще всего не остаётся ни сил, ни ресурсов на ведение грамотной и позитивной избирательной кампании со своими прямыми конкурентами другими политическими партиями. В последние пять лет этот механизм существенно корректируется необходимостью согласования кандидатов с московскими партийными структурами. Это ещё больше усложняет механику внутрипартийного естественного отбора. Самое уязвимое звено этого механизма перебежчики, периодически меняющие свою политическую ориентацию. Как ни странно, к ним в областной думе относятся снисходительно: каждая партийная фракция очередной приём такого перебежчика с удовольствием преподносит вышестоящему руководству как очередную заслугу в увеличении численности своих рядов.

Механизм 3. «Чиновничий». Представляет собой плавную пересадку из кресла регионального чиновника исполнительной власти в кресло депутатское. Приличная зарплата, будущая большая пенсия и депутатская деятельность как форма досуга - идеальная мотивация для тех, кто уже поработал и заработал, но не хочет просто выращивать огурцы в Латошинке. Однако этот сценарий в последнее время удаётся всё реже. Поэтому в предстоящую кампанию будет существовать только в симбиотической связи с «партийным» и «лоббистским» механизмами.

Механизм 4. «Повезло». Потенциальному кандидату нужно оказаться в нужное время в нужном месте. Имея не сильно запятнанную репутацию и более-менее приличный статус, можно нечаянно попасть в какой-нибудь список, например партийный, поужинав, попарившись, поохотившись, порыбачив и т.п. с кем надо и когда надо.

Механизм 5. «Денежный мешок». Встречается всё реже. В настоящее время требует не просто денег, а денег непомерно больших. Но и непомерно большие деньги не гарантируют избрание и отсутствие неприятностей с конкурентами, особенно если у тех работают первые три механизма. Механизм 6. «Просто приличный человек». Эмпирических данных по Волгоградской области в последние годы не зафиксировано.

P.S. Количество строк в каждом абзаце пропорционально будущей численности депутатов, воспользовавшихся одним из перечисленных механизмов.


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации