13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Налог на то, чего нет

Во время встречи с генеральным советом предпринимательской организации «Деловая Россия» глава правительства Владимир Путин предложил обсудить возможность дополнительного стимулирования регионов, улучшающих инвестиционный климат. По его мнению, проблема улучшения делового климата смещается в регионы: «Именно на уровне администрации субъектов и местного самоуправления решаются практические вопросы размещения новых предприятий и всё то, что касается выделения земельных участков, строительства подъездных дорог и объектов инфраструктуры». Вопрос ставится так: регионы, предпринимающие меры для повышения своей инвестиционной привлекательности, смогут рассчитывать на дополнительные поощрения от федерального правительства. Выигрыш получится двойной. Что Волгоградская область сделала для того, чтобы взять бинго?

Регионы соревнуются за людей и деньги

С марта 2010 года действует региональный закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области». Работа над законопроектом началась, как говорят депутаты, два года назад, но только в этом году думе удалось согласовать позиции с администрацией области - закон принят думой и подписан губернатором. Принят в первом чтении и ещё один новый закон, в развитие названного, - о льготах инвесторам по налогу на имущество. Депутаты надеются принять его окончательно в самом скором времени, чтобы он вступил в силу с будущего года.

- Проанализировав областную нормативную базу, мы поняли, что отстаём по инвестиционному законодательству, - поясняет председатель Волгоградской областной думы Владимир Ефимов, возглавлявший думский комитет по экономической политике в двух созывах и занимавшийся разработкой инвестиционного закона. О необходимости пересмотра регионального экономического законодательства ещё во время выборов в областную думу говорил и Владимир Кабанов, возглавлявший на тех выборах список партии «Единая Россия». В 90-х годах Волгоградская область была пионером в разработке революционного по тем временам законодательства, стимулирующего экономическое и социальное развитие на территории области. Однако в дальнейшем политическая логика привела к тому, что эти нормы были частично отменены из-за противоречий с федеральным законодательством, а частично выхолощены желанием поставить весь инвестиционный процесс под контроль администрации. Сокращение объёмов инвестиций в экономику региона объяснялось не только этим. Однако и отсутствие преференций для инвесторов сказалось негативным образом, тем более что другие регионы проявили куда большую активность и заинтересованность в этом вопросе. Энерготарифы в регионах примерно одинаковы, стоимость подключения к сетям - тоже, наличие или отсутствие дорог и прочей инфраструктуры распределено по России довольно равномерно, поэтому инвесторы в первую очередь интересуются налоговым и административным климатом территорий. Снижение налоговых ставок, предоставление льгот, возможность получения гарантий, компенсации кредитных ставок и так далее - всё это создаёт конкурентные преимущества регионов, которые конкурируют между собой, соревнуясь, кто предложит лучшие условия для инвесторов.

- Для реализации нового закона об инвестиционной деятельности будут разработаны инструменты - законы прямого действия, - говорит В. Ефимов. - В них прописываются конкретные условия, ради которых инвесторы приходят в область. Учитывая негативный опыт прошлых лет, мы подстраховались: если инвестор нарушает условия соглашения с администрацией, он должен вернуть в бюджет всю сумму полученной господдержки. Существенная норма закона - он направлен на вновь создаваемые проекты и призван облегчить инвестирование и становление совершенно новых бизнес-объектов, сократив срок их окупаемости. Несмотря на очевидные выгоды инвестиционных льгот и преференций, их введение встречает большое сопротивление и у чиновников, и у депутатов. Именно поэтому закон о господдержке инвестиций ходил по кулуарам почти два года, прежде чем наконец был принят. По мнению противников этих норм, льготы подрывают бюджет, фактически область за свой счёт финансирует частный бизнес и формирует частную собственность, тогда как бюджетные средства должны направляться на создание госсобственности и развитие госпредприятий. Сторонники же инвестиционных льгот указывают на то, что, предоставляя льготы инвесторам, область отказывается не от реальных, а от виртуальных денег, даже гипотетических, которые, может быть, у области будут, но скорее всего - не будут.

- Можно бесконечно теоретизировать на берегу, глядя, как мимо проплывают инвестиционные проекты - так можно всю жизнь просидеть, рассуждая, сколько же теоретически мы потеряли, - комментирует Владимир Ефимов. - Люди, которые рассуждают о потерях бюджета, не знают, о чём говорят. Освобождение от налога на имущество того имущества, которого ещё нет, - это не потери. Доходы от этого имущества, может быть, будут, только если предприятие будет построено и начнёт работать, но этого сначала ещё нужно добиться. Надо взвешивать все выгоды и потери. Может быть, выгоднее потерять часть налоговых поступлений, но зато получить новое производство, которое даст людям работу и прекратит исход людей из деревни и сохранит её.

Баян или корова

Заместитель председателя областной думы Анатолий Бакулин в недавнем прошлом руководил созданным с нуля предприятием, которым теперь управляет его сын Алексей, - это автобусное производство «Волжанин». В январе 2008 года компания открыла своё производство в Кабардино-Балкарии, в городе Баксане: начинали со сборки, чтобы со временем перейти к производству кузовов. Через полгода после старта компании «Волжанин-КБР» на пресс-конференции журналистам сообщили, что новое производство принесло в бюджеты всех уровней 1,5 млн руб. налоговых отчислений. На вопрос же о том, почему «Волжанин» выбрал именно Кабардино-Балкарию, Алексей Бакулин ответил, что в КБР сложился благоприятный инвестиционный климат, что выражается, в том числе, в предоставлении налоговых льгот инвесторам. Говоря о преференциях для бизнеса, Анатолий Васильевич напоминает и о том, что в Волгоградской области снижена ставка налога на прибыль.

- Инвесторы бывают разные, одним нужно модернизировать своё производство, расширять бизнес, у других есть свободные средства, которые они готовы во что-то вложить. В первом случае новые производства могут создаваться за счёт прибыли, и нам это выгодно, потому что это новые рабочие места, это подоходный налог, наконец. Поэтому мы и снизили налог на прибыль, чтобы облегчить принятие такого решения. Если этого не сделать, к нам не только никто не придёт, от нас уходить будут. По его мнению, чтобы набрать высокие темпы экономического роста (а для начала привлечь инвесторов), нужны три фактора: во-первых, законодательство, во-вторых, воля, а в-третьих, все, кто живёт в регионе, должны знать, что это - главное: «Экономика региона и страны строится по тому же принципу, что и бюджет семьи: можно первым делом купить баян или телевизор, а можно - корову, которая всю семью кормить будет. А регион - большая семья». В «ДП» N 34 была опубликована статья «Жизнь после кризиса: новые вызовы для региона». Её автор, экономист Карэн Туманянц пишет: «Именно сейчас, когда предприниматели и население, залечив раны, нанесённые хозяйственным спадом, формируют свои планы на ближайшее будущее, важно доказать состоятельность региона для ведения здесь бизнеса и просто достойной жизни. Пока Волгоградской области гордиться особо нечем». А. Бакулин ту же мысль высказывает более жёстко. Он считает, что область находится на некой развилке: если не принять решительных мер сейчас, то скоро нечем будет финансировать обслуживание имеющейся социальной инфраструктуры, не то что строительство новой.

- Страшно, если люди, работающие во власти, не понимают экономику. Не создавая новых производств, новых источников доходной части бюджета, и вкладывая всё до копейки в социалку, мы заходим в тупик. Социалка нужна. Я же избранный депутат, и понимаю, как это важно, - говорит А. Бакулин. - И мне тоже очень приятно было бы делить бюджет на социальные программы, чтобы закрыть раз и навсегда проблему, например, с детскими садами, но если мы не будем беспокоиться о будущих доходах, то так и будем затыкать дыры. В своих планах депутат идёт и дальше, считая, что следующий необходимый этап в этой непростой работе - запустить соревнование муниципалитетов за инвестора. Потому что иначе начнётся местное творчество: область даёт льготы, а муниципалитет начнёт вытрясать выгоды для себя. Конечно, тот, кто распоряжается землёй, может диктовать условия. Но так можно далеко зайти: район потребует детский сад, поселение - дорогу, и все выгоды инвестора будут съедены этой местной самодеятельностью.

- Нам надо поставить дело так, чтобы мы главам муниципалитетов могли задавать простой вопрос: что ты сделал, кроме того, что просил деньги у области, чтобы твоя налоговая база росла? Ведь перед губернаторами вопрос ставится именно так. Если мы добьёмся этого и с муниципалитетами, у нас иждивенцев будет меньше.

Соглашение как страховка

Одно из положений нового инвестиционного законодательства - льготы предоставляются после подписания соглашения с администрацией области. Здесь могут обнаружиться подводные камни: все ли желающие смогут подписать такое соглашение или это будет удовольствие для «своих да наших»? Владимир Ефимов напоминает, что, во-первых, все законопроекты проходят несколько ступеней экспертизы, в том числе и на предмет коррупционной составляющей, и если в проекте закона такая составляющая будет обнаружена, шансов пройти в думу у него не будет. Во-вторых, ни одно инвестиционное соглашение не подписывается главой администрации без аналогичной экспертизы. В областной совет по инвестициям, который и будет рассматривать заявки инвесторов, желающих получить льготы, входят представители законодательной и исполнительной власти, контрольно-счётной палаты облдумы и других организаций, этот коллегиальный орган состоит из грамотных экономистов, а поскольку единоличного решения - подписывать или нет - никто принимать не будет, коррупционная опасность отсутствует. По мнению разработчиков волгоградского инвестиционного законодательства, соглашение с инвестором - это страховка для региона. «Нам надо добиться, чтобы льготы не привлекли к нам авантюристов и жуликов, - говорит А. Бакулин. - В 90-е годы в зонах экономического развития в области многие поднялись, но и ошибки были. Народ у нас изобретательный: право на льготы умудрялись чуть ли не сдавать в аренду». В соглашении прописывается, кто кому что должен, а администрация получает право контролировать, по назначению ли используются предоставленные льготы.

Отдай 5, получи 200

Споры об эффективности нового законодательства ещё идут, а комитет экономики администрации области приступил к его реализации. В «ДП» 32 мы сообщили, что комитет экономики опубликовал сообщение о формах и порядке оказания государственной поддержки инвесторам при реализации на территории области инвестиционных проектов в приоритетных направлениях развития региона. Господдержка осуществляется в 10 формах: предоставление налоговых льгот и пониженных налоговых ставок, инвестиционного налогового кредита; освобождение от арендной платы за аренду земельных участков, находящихся в собственности области; предоставление госгарантий области; нефинансовые меры господдержки инвестиционной деятельности; предоставление льгот при аренде объектов недвижимости, находящихся в собственности области; возмещение из областного бюджета разницы процентных ставок по кредитам, полученным в российских банках под реализацию проектов; прямое участие в инвестиционной деятельности (в форме бюджетных инвестиций); обеспечение земельных участков инженерными коммуникациями; иные формы, предусмотренные законодательством РФ и области. Определены приоритетные сферы и отрасли: внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, производство фармацевтической продукции, развитие энергетического комплекса, строительство объектов здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, учреждений социального обслуживания, рекреационно-туристического комплекса и другие. Председатель комитета экономики Роман Беков сообщил «ДП», что по предварительным расчётам до 2015 года сумма льгот инвесторам для реализации порядка 70 инвестиционных проектов оценивается в размере около 5 млрд рублей. Это и есть то, что противники нового законодательства считают потерями бюджета, а сторонники бонусами для инвесторов, которые позволят привлечь в область около 200 млрд рублей дополнительных инвестиций. У сторонников уже есть, как считают в комитете экономики, весомый аргумент в свою пользу: с начала 2010 года в области согласовано размещение производств, общая сметная стоимость которых в 2,7 раза больше аналогичного показателя по итогам всего 2009 года (см. врез). По расчётам комитета получается, что с 2010 года в экономику региона будет дополнительно привлечено инвестиций на сумму около 60 млрд рублей. График по годам выглядит так: в 2010 году привлечь около 110 млрд руб. инвестиций, в 2011 - 118,3 млрд, в 2012-м - 128 млрд, в 2013 году - 130 млрд.

КСТАТИ

С начала 2010 года согласовано размещение 7 организациями различных производств, общая сметная стоимость которых составляет 48,7 млрд руб., что в 2,7 раза больше аналогичного показателя по итогам всего 2009 года. Предполагаемые сроки реализации проектов - 2010-2013 годы. Количество создаваемых новых рабочих мест - 978. Среди них:

ООО «Волго-промтранс» - производство промышленных упаковок в г. Волжском (предполагаемая сумма инвестиций - 286 млн руб.);

ОАО «Сибур-Волжский» в г. Волжском - производство полиэфирных кордных тканей и технических нитей (2,9 млрд руб.);

ООО «Суровикинский завод стального проката АВ-сталь» - производство стального проката в г. Суровикино Волгоградской области (1,6 млрд руб.);

ОАО «Каустик» - производство полимерных упаковочных многослойных плёнок в г. Волгограде (306,8 млн руб.);

ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» - размещение новых и реконструкция действующих технологических установок (35,8 млрд руб.);

ОАО «Себряковцемент» - реконструкция вращающейся печи N 7 (7,6 млрд руб.);

ООО «Камышинская отделочная фабрика» - производство гладкокрашенных полиамидных, полиэфирных и смесовых тканей в г. Камышине (271 млн руб.).

Комитет экономики рассматривает материалы по пяти проектам, которые предполагается вынести на рассмотрение областного совета по инвестициям для решения вопроса об оказании государственной поддержки. География проектов - Михайловский и Новоаннинский районы, Волжский, Камышин, Калач-на-Дону.

Анна СТЕПНОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации