13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


«Залог блаженства всех и каждого»

Избирают дворяне, «не банкрутные, в штрафах, подозрениях и явных пороках не бывалые»

Немногие знают о том, что первые выборы в городскую Думу Царицына проходили ещё в царствование Екатерины II. Через пять лет после своего прихода к власти императрица в соответствии с распространёнными тогда в Европе идеями просвещённого абсолютизма решила созвать для разработки нового кодекса законов специальное собрание, которое представляло бы все категории населения и регионы России. Выборы и работа Уложенной комиссии стали первым после Земских соборов опытом привлечения избранников народа к общегосударственному делу. По указу Екатерины от 14 декабря 1767 года «Об учреждении в Москве комиссии для сочинения проекта нового уложенья и о выборе в оную депутатов» впервые в истории страны регламентировался порядок выборов в высший государственный орган. В самом указе устанавливался срок выборов - полгода с момента опубликования указа, а в приложении к нему были определены нормы представительства депутатов. Кроме представителей высших государственных учреждений, в Комиссию избирались депутаты от дворян - один человек от уезда. В уездах, где дворян насчитывалось менее 15 человек, предоставлялось им самим решать, посылать депутата или нет. Избирателем и депутатом мог стать любой дворянин, владеющий имением в этом уезде и «ни в каких штрафах, подозрениях и явных пороках не бывалый». Если к моменту выборов помещик по каким-то причинам не мог присутствовать в своём уезде, он мог подать губернатору письменное мнение, в чью пользу он отдаёт свой голос. Это касалось и дворян, имевших поместья в разных губерниях, - таким образом, один человек мог проголосовать несколько раз в разных местах. Право голоса получали и дворянки, владеющие поместьями. Они освобождались от личной явки на выборы и могли лишь прислать письменное мнение.

От жителей города (независимо от его размеров) избирался один депутат. В малых городах, насчитывавших менее 50 домов, выборы могли не производиться. С другой стороны, в больших городах выборы проходили в два этапа - выборы поверенных от разных частей города (поверенных должно было быть не менее 100), а затем собственно выборы депутата. Право голоса получали любые жители города, имеющие дом и занятие в этом городе, а также «не банкрутные, в штрафах, подозрениях и явных пороках не бывалые». В отличие от дворян, горожане, отсутствующие в городе в день выборов, не могли подать свой голос письменно. Это же относилось и к женщинам - владелицам городской недвижимости. Крестьяне разных категорий (кроме крепостных) посылали в Уложенную комиссию по одному человеку от провинции (провинция включала в себя несколько уездов). Поэтому процедура их выборов была многоступенчатая. Жители каждого села (они могли и отказаться от участия в выборах) избирали погостного поверенного. Им мог стать любой, имеющий дом и землю в этом селе, женатый и имеющий детей, не судимый и не находящийся «под подозрением», не моложе тридцати лет. Этот поверенный отправлялся в уездный центр для выборов уездного поверенного. Уездный поверенный избирался из числа погостных. Наконец, избранные уездные поверенные собирались для выборов депутата в городе - центре провинции.

Кроме этих категорий населения, по одному депутату на провинцию выбирали некочующие нерусские народы. Количество депутатов от казачьих войск отдавалось на решение властей тех губерний, где они были расположены. Положение Екатерины не регламентировало размер имущественного ценза для участия в выборах. Для этого достаточно было иметь любую недвижимость на данной территории. Единственным ограничением был возраст: депутату должно было быть не менее 25 лет. Выборщик и депутат от крестьян должен был достичь 30 лет и иметь семью и детей. Избранный депутат получал значительные привилегии. Им назначалось ежегодное жалованье: дворянам - по 400 рублей, городским - по 122 рубля, остальным - по 37 рублей. Вводилось что-то похожее на понятие депутатской неприкосновенности: какое бы ни совершил депутат преступление в течение всей оставшейся жизни, он освобождался от смертной казни, пыток или телесного наказания. Собственность депутата не могла быть конфискована иначе, как за долги. Если депутат подвергался нападению преступников, то за это виновный нёс двойное наказание. Наконец, депутаты получали знаки отличия, которые могли носить пожизненно в напоминание об их заслугах. Это были медали с девизом «Залог блаженства всех и каждого». Депутаты из дворян после окончания работы Комиссии получали право поместить эти знаки на своих гербах.

Императрица подробно расписала и процедуру выборов. Особо обращалось внимание, чтобы на выборы не могли влиять представители администрации. Для этого на первом же собрании каждая категория населения избирала своего руководителя: дворяне - предводителя, горожане - городского голову. С этого момента местное начальство уже не могло вмешиваться в ход выборов: ему в законе прямо предписывалось удалиться из помещения, где происходили выборы. Это было абсолютное новшество в истории русской избирательной системы, где администрации всегда принадлежало решающее слово. Правда, крестьянские выборы происходили всё-таки под руководством начальства. Перед голосованием выборщики приносили в церкви присягу в своей беспристрастности, в законе даже приводился образец такой клятвы. Выборы осуществлялись тайно, посредством шаров. С этого времени в русском языке появилось слово «баллотировка» - от французского la balle (шар). Для голосования были устроены специальные ящики с перегородкой посередине. На правой стороне ящика было написано «избираю», на левой - «не избираю». Ящик накрывался сукном. Таким образом, никто не видел, в какую его сторону избиратель кладёт свой шар. Никакого предварительного выдвижения кандидатов не было, голосование шло по каждому присутствовавшему в списке избирателей. Победившим считался кандидат, набравший больше всего избирательных шаров. Волеизъявление избирательного собрания было окончательным, и никакому утверждению местной администрацией депутат не подлежал. Единственным его удостоверением считалось «полномочие», подписанное всеми избирателями или выборщиками. Это было новым для России явлением, с тех пор ставшим правилом в выборах всех уровней. Выбранному депутату избирательное собрание давало также Наказ, где излагались все нужды и потребности каждого сословия.

Депутатский статус спас мятежника от казни за измену императрице

Астраханская губерния, в составе которой тогда находилась большая часть территории нынешней Волгоградской области, послала в Уложенную комиссию всего 24 депутата. Среди них не было депутата от дворян, поскольку в губернии ещё практически не было помещичьего землевладения, но имелось десять депутатов от казаков. Один из казачьих депутатов, сотник В. Горский впоследствии оказался в числе сообщников Емельяна Пугачёва. Депутатский статус спас его от наказания за измену императрице, хотя к тому времени Уложенная комиссия уже была распущена. В мелких городах, как правило, депутатами становились лица, уже находившиеся на общественной службе. В Дмитриевске и Царицыне депутатами были избраны купцы, бургомистры городовых магистратов Е. Горбунов и А. Оловянишников соответственно. В войске Донском выборы немного отличались, поскольку екатерининское «Положение» прямо не регламентировало их ход в казачьих местностях. Порядок избрания здесь определялся «их казацким обыкновением», то есть выборы проходили на Круге. Каждая станица избирала по два человека для участия в войсковом избирательном собрании. Всего донские казаки послали в Уложенную комиссию шесть депутатов. В целом избиратели отнеслись к выборам в Комиссию серьёзно и довольно сознательно, расценив их как ответственное государственное дело и честь для себя. День выборов расценивался населением как праздник, чему способствовала и предусмотренная законом процедура: торжественное шествие избирателей во главе с начальником местной администрации в церковь, молебен и принятие присяги, обратное шествие к месту выборов, прилюдная передача полномочий избранному городскому голове. Впрочем, встречались ещё и рецидивы старого отношения к выборам как к принудительному мероприятию, связанному с тяжёлой повинностью. В ряде мест, как сообщают источники, депутаты выбирались даже «по злобе», то есть вместо наказания.

21 апреля 1785 года императрица утвердила «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи», которая подтвердила желание Екатерины II создать общество, регулируемое твёрдыми законами. Этот документ явился своеобразной точкой отсчёта в деле организации местного самоуправления в российских городах. Создаются новые представительные и сословные выборные органы самоуправления - дворянские собрания и городские думы. Регламентируются избирательные права дворян и городских жителей, устанавливаются возрастные, имущественные и прочие цензы, избиратели делятся на разряды, ограничивается количество гласных в Думе. Жители города получили право избрания общей городской Думы. Её возглавлял городской голова (должность, существовавшая ещё с 1767 года), а также избранные депутаты, получившие название гласных. Выборы гласных производились в каждом сословии отдельно. Городовые обыватели избирали одного гласного от каждой части города, купцы - одного от каждой гильдии, цеховые - одного от каждого цеха, иногородние и иностранные гости - одного от каждого народа, именитые граждане - одного от каждой группы, насчитывающей не менее 5 человек, то есть максимум 7 гласных, и, наконец, посадские - одного от каждой части города. Таким образом, в общей Думе большого города могло оказаться довольно много гласных. Но общая Дума фактически собиралась только один раз. Единственной её задачей было избрание постоянно работающего органа - шестигласной Думы. В неё каждая из шести категорий городских жителей выбирала одного гласного. Председательствовал в Думе городской голова. На попечение Думы передавались основные хозяйственные вопросы жизни города: благоустройство, организация торговли и промыслов. Дела судебные остались в ведении городовых магистратов. «Жалованная грамота» предусматривала ещё и организацию самоуправления внутри некоторых городских сословий. Так, каждый цех, или по-другому ремесленная управа, избирал управного старшину и двух старшинских товарищей, а все ремесленные управы избирали ежегодно ремесленного главу, имевшего право заявлять о своих нуждах и недостатках городской шестигласной Думе.

Жители Царицына также получили право на создание органов городского самоуправления, а именно избрание из своей среды городского головы и созыв депутатского собрания для непосредственного руководства городским хозяйством и благоустройством. Впервые на заседание городская Дума Царицына собралась в 1797 году. Такова была в общих чертах система местного управления и самоуправления, созданного Екатериной II. Как видно, выборное начало занимало в ней заметное место. Процедура выборов в местные учреждения не изменилась. Как и губернская реформа 1775 года, так и жалованные грамоты 1785 года полностью повторяли обряд, известный нам по выборам депутатов в Уложенную комиссию. В последующее время, вплоть до великих реформ 1860-1870-х годов, система местных учреждений оставалась практически неизменной. Лишь Павел I во время своего недолгого царствования попытался уничтожить городское самоуправление и заменить его бюрократическими учреждениями с назначаемыми чиновниками, однако указ об этом был отменён пришедшим в 1801 году к власти Александром I и, судя по всему, до Царицына дойти не успел. Первоначальное местоположение Думы в Царицыне за давностью лет установить крайне затруднительно, но доподлинно известно, где она находилась в начале XX века. Вокруг Александровской площади и улиц, идущих к Волге, образовался своего рода Сити. Здесь располагались крупные магазины Губанова, Репникова, Лапшина, дворцы и особняки. Среди них своей пышностью выделялись дворец Воронина (после революции преобразованный во Дворец пионеров), дворец Миллера, построенный в виде замка на склонах Царицы, дом Голдобина, занимавший самое видное место в устье реки Царицы, и другие. Здесь же находились городская управа и городская Дума. Они имели собственный дом на Соборной площади перед Успенским собором (в районе современного памятника Хользунову). Для земской управы было построено большое здание на Александровской улице. Ныне в нём помещается областной краеведческий музей.

Из века в век, из года в год городская Дума являлась связующим звеном между руководством города и его жителями. Приоритетная задача этого представительного органа заключалась в отстаивании интересов горожан. Под постоянным контролем народных избранников принимались важные документы, направленные на улучшение жизни горожан. Этот орган власти в разные времена назывался Думой, Советом, однако, несмотря на веяния времен, всегда оставался гласом народа и верной его опорой.


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации