13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Ломаная линия

Печально известный танцующий мост в Волгограде высветил много интересного и с финансовой, и с технической точки зрения. Но меня как архитектора больше волнует другое: он позволил воочию убедиться в том, как мы изуродовали город. Это стало видно не только пассажирам туристических пароходов, приплывающим в наш город. Это стало видно всем, кто въезжает в город по мосту со стороны поймы. Ведь это - восточные ворота города!

Экспансия разрастается

При возрождении нашего города после войны архитекторы особое внимание уделяли панораме со стороны реки Волга. Центральная набережная и застройка первой линии центральной части города в полной мере отразили задумки архитекторов. Панорама города от реки Царицы до здания панорамы Сталинградской битвы является законченным архитектурным ансамблем. Здания, которые стали появляться позже, не только не вписывались в панораму города, а наоборот, стали явно ухудшать ситуацию. Это стремление выпятиться, если не красотой, то хотя бы высотой, сделалось основным направлением в застройке центра города. Первым звоночком стало возведение жилого дома по ул. Чуйкова, 37, которое заметно выпирало вверх относительно строчной застройки улицы. А потом и пошло, и поехало! Неожиданным образом на территории Центрального парка культуры и отдыха появились две высотки архитектуры сомнительного качества и невообразимой расцветки. И эта экспансия разрастается. Рядом с первой парой домов появилась ещё одна пара высоток-близнецов. Мало того, что они забрали территорию городского парка, они перекрыли вид на Мамаев курган со стороны Волги. Брусок жилого здания на 7-й Гвардейской тоже явно выпадает из комплекса панорамы города. Он, как слон в посудной лавке, вылез торцом на Волгу, игнорируя архитектурное окружение. Не на месте стоит и строящаяся около панорамы высотка между жилыми домами 49 и 51 по ул. Чуйкова. Интересное по архитектуре здание явно диссонирует с расположенным рядом комплексом панорамы Сталинградской битвы с её стелой-шпилем. Кстати, в своё время комплекс панорамы Сталинградской битвы возводили в уже сложившейся застройке и очень тактично вписались в архитектурную ткань города. Сейчас уже невозможно представить панораму города со стороны Волги без этого комплекса. На панораму со стороны Волги влияют не только здания первой линии, но и дома, расположенные вдали от набережной. Это, кстати, относится к высотному дому на улице Комсомольской возле рынка. Интересное по внешнему виду здание не вписалось в комплекс центра города. Если бы оно стояло на Спартановке или на Семи ветрах - никто бы не возражал! Сейчас невозможно найти ответ на вопрос: почему они появились? Кто ответственный за это? Важнее другое. Что надо сделать, чтобы этого не повторилось.

План без рычагов

В мае в Волгограде в Доме архитектора проходила конференция на тему «Город на реке». Предполагалось участие представителей власти и гостей из других городов. Но ни тех, ни других не наблюдалось. Да и самих архитекторов было немного. Это говорит о значимости проблемы для власти и общественности Волгограда. Во вступительном слове главный архитектор города очень хорошо описал всё, что планировалось и что было сделано в послевоенное время. А вот с сегодняшним временем выходит закавыка. Все недовольны тем, что строится в центре города, как ухудшается панорама города. Но никто ничего не делает, чтобы это остановить. Не так давно в Волгограде прошёл городской конкурс на застройку центральной набережной. Результаты его, мягко говоря, не удовлетворительные. И если на существующую часть набережной почти никто не посягал, то с дальнейшим развитием до моста и далее ничего вразумительного не просматривалось. Иногда высказывались мнения, что бизнес всё сделает сам. Но во что это может вылиться, мы видим на примере скопища кафешек на набережной или кафе на центральной части бульвара проспекта Ленина около пересечения с ул. Порт-Саида. Некоторые высказывают мнение, что для застройки поймы реки Царица и центральной набережной необходимо строительство на этих территориях «инвестиционно привлекательных» объектов. Этого ни в коем случае нельзя допустить! Общественные зоны, особенно зелёные зоны, ни в коем случае нельзя отдавать бизнесу, даже в аренду. Во всём мире общественные зоны содержатся за счёт бюджета. Бизнес, особенно в России, ведёт к уничтожению общественных мест. К сожалению, на конференции не обсуждались две проблемы, без решения которых невозможно ничего сделать по застройке набережной Волги, особенно в центре города. Во-первых, в Волгограде нет механизмов по градостроительному регулированию и влиянию на качество архитектурных решений. Градостроительный кодекс и Генеральный план города не содержат конкретных рычагов влияния. И в «Правилах землепользования и застройки», которые принимаются в Волгограде, тоже практически ничего не предусмотрено. Уповать только на «общественные слушания» было бы верхом наивности... Во-вторых, откуда взять деньги? На благоустройство общественных зон никто просто так денег не даст! Ни у кого не возникает сомнений, что парковую часть набережной необходимо оставить общественной, не отдавать никому! Волгоградскую набережную надо сохранить и продолжить дальше. Но где взять деньги хотя бы для поддержания набережной в порядке? Обычно для этого выделяют бюджетные средства, привлекают спонсоров. Этого, конечно, явно недостаточно. Но есть ещё один источник: когда привлекают инвесторов, им дают лакомые участки в городе с некоторым «обременением». Это общемировая практика. Одним из таких лакомых участков могла стать территория по обе стороны от въезда с моста в город. То, что сейчас там понастроено, не поддаётся никакому описанию. Убогие коробки торгового центра «Европа-Сити-молл» и нового административного здания не создают градостроительного комплекса, достойного располагаться на въезде в Волгоград. Они явно не тянут называться «воротами города». Особенно умиляет особнячок, огороженный забором, тихо приютившийся рядом с Домом молодёжи. В настоящее время у города нет концепции застройки этой градостроительно значимой части города. Поэтому необходимо провести архитектурный конкурс для выявления наиболее оптимального проекта застройки. И цель должна быть одна - создание красивого, представительного комплекса. В настоящее время в этом месте мы создали себе уже несколько проблем. Во-первых, что делать с построенным ТЦ «Европа-молл»? Во-вторых, необходимо вынести инфекционную больницу. Для решения этих проблем потребуются некоторые усилия - и административные, и финансовые. Но дело стоит того! При этом не надо забывать главного - создание набережной Волгограда. В процессе претворения в жизнь этих градостроительных комплексов надо привести в порядок и набережную по обе стороны моста. Только тогда не будет стыдно проезжать по новому мосту.

Бизнес или жизнь

И ещё об одной важной теме. Генплан города предполагает вывод производств из городской черты. Это, в общем-то, прогнозируемые предложения. Удивляет только некоторая робость в решении этой проблемы. Почему-то в «Правила землепользования...» в Волгограде заложено двойное использование этих территорий - «производственно-деловая зона». Объясняется это тем, что «оставляют бизнесу свободу выбора». Неизвестно, как будут развиваться эти территории. Мне кажется, это неправильная постановка вопроса. Если отдавать всё на откуп бизнесу - мы знаем, чем это может кончиться. Нельзя всё отдавать на откуп стихийному развитию. Генпланы городов разрабатываются не для того, чтобы город развивался стихийно, по прихоти бизнеса. Планы разрабатываются для того, чтобы знать, что должно быть в конце реализации. В данном случае город должен диктовать, что должно быть на той или иной территории. А по проблеме выноса промышленности из центра города хочу привести один пример. Италия, город Генуя. Это один из крупнейших портов Средиземного моря. Когда встал вопрос о привлекательности города для туристов, был разработан новый генплан, который предусматривал вынос грузового порта из центра и размещения на этой территории туристических комплексов. Пакгаузы переделывались в выставочные залы, гостиницы и т. д. Освобождалась береговая линия для набережной. Была получена поддержка государства. И всё это уже в целом претворено в жизнь. Получилось изумительно! Городу дали мощный импульс туристического развития, а его центр стал действительно центром общественной и культурной жизни города. Как реализовываются подобные планы, можно посмотреть на другом примере. Франция, город Лилль. В 1980-х годах провинциальный промышленный город Лилль «дозрел для реализации крупномасштабного проекта - создания общегородского административного и финансового района, который стал бы фокусом деловой активности международного масштаба» (так писал журнал «Архитектурный вестник» за 2008 г.). Городским и региональным властям удалось пролоббировать прохождение трассы скоростного поезда TGV, соединяющего Париж и Лондон, через Лилль, а не через Амьен, как предполагалось. Сначала предусматривалось, что трасса пройдёт в обход города. Но городские власти опять смогли убедить проложить трассу в туннеле через центральную часть города со строительством вокзала в новом деловом центре. Для реализации проекта, получившего название «Евролилль», были привлечены лучшие деловые и архитектурные силы мира. Сейчас две фазы застройки уже завершены. Третьей, заключительной стадией будет реконструкция железнодорожной товарной станции с переносом её в южную часть города. Вот так претворяются в жизнь планы за рубежом. А чем мы хуже?..

Александр АНТОНЕНКО, архитектор


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации