13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Точки роста: найти и активировать

Министр регионального развития РФ Виктор БАСАРГИН выступил с докладом на конференции «Регионы в конкуренции за инвесторов» в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2010». Публикуя этот доклад с незначительными сокращениями, «ДП» предлагает читателям сделать выводы: насколько Волгоградская область соответствует тем требованиям, которые задаёт правительство.

- Обеспечение в регионе инвестиционных возможностей, создание благоприятных условий для привлечения инвесторов - это важное направление региональной политики. Бесспорно, без организующей роли государства регионам сложно реализовать свой инвестиционный потенциал и стать «моторами экономического развития». В этой сфере давно назрела потребность в новых идеях, радикально меняющих традиционные подходы. Остановлюсь на ряде принципиальных, на наш взгляд, моментов, связанных с ролью государства. Первый - государство будет оказывать содействие регионам. Но кому из регионов помогать? Возможно, настало время отказаться от курса на «выравнивание» уровней развития регионов и модели, основанной на поддержке лишь «регионов-локомотивов». Мы предлагаем использовать инструменты, сочетающие элементы поддержки как депрессивных и отсталых территорий на новых принципах, так и поддержку развития регионов-лидеров. За это говорит и мировой опыт. При этом сама концепция помощи переориентируется на стимулирование точек роста на всех территориях, поощрение реального роста экономики и социальной сферы. Другой вопрос - как выделить такие территории? Существующие методы типологизации и оценок развития уже не вполне отвечают требованиям современного момента. В рамках работы по оценке эффективности деятельности органов государственной власти субъектов федерации мы планируем перейти на методику определения поощряемых субъектов, учитывающую одновременно и динамику, и достигнутый уровень эффективности деятельности органов власти субъектов федерации с момента начала работ по оценке эффективности. Считаем, что это станет ещё одним инструментом стимулирования регионального развития. Но основной вопрос - как помогать регионам? Главным механизмом в России для стимулирования инвестиций всегда были механизмы концентрации и перераспределения ресурсов, ключевыми из которых являются бюджетные ресурсы. Полагаю, что совершенствование системы межбюджетных отношений должно предполагать активные формы стимулирования. Не безвозмездные трансферты, а максимально стимулирующие использование и активацию собственного потенциала регионов меры федеральной поддержки. Также представляется целесообразным создавать готовые финансовые продукты или пакеты услуг, включающие внебюджетные ресурсы и предоставляемые бизнесу на определённых условиях для реализации проектов развития территорий, способных изменить структуру региональной экономики в пользу отраслей высокотехнологического уклада. Разумеется, финансовая помощь важна, но есть целый ряд механизмов, которые не требуют федеральных средств. Наша цель - создать в регионе инвестиционные возможности, благоприятные условия для привлечения инвесторов. Сегодня можно привести пример Калужской области и Татарстана по привлечению инвестиционных проектов: там есть условия для бизнеса, есть необходимая инфраструктура. Их опыт мы считаем необходимым тиражировать. На этом пути мы видим два важных шага: отработка новаций посредством «пилотных проектов», а также совершенствование и расширение использования механизмов государственно-частного партнёрства. Зачастую для того, чтобы эти шаги стали по-настоящему эффективными, достаточно системной нормотворческой работы. Например, модернизация «Водоканала» в Санкт-Петербурге. Для запуска проекта оказалось достаточно принятия регионального закона о гарантиях инвестору о включении в тариф инвестиционной составляющей в течение 10 лет. Для нас очень важно выявить потенциальные точки роста региональной экономики, которые нужно активировать. Такими точками мы видим крупные инвестиционные проекты. Министерство уже приступило к выполнению функций координатора инвестпроектов социально-экономического развития федеральных округов. В настоящее время дорабатывается Концепция комплексных проектов развития территорий федеральных округов. Идея состоит в получении синергетического эффекта в результате одновременного развития территории, развития бизнеса и инфраструктуры, объединения государственных и частных средств, усилий для достижения единой стратегической цели. На сегодняшний момент есть много инструментов государственной поддержки инвестпроектов. Их используют различные органы власти, для каждого инструмента существуют собственные процедуры отбора проектов, критерии эффективности и порядок контроля. Концепцией предлагается обеспечить координацию и взаимоувязку всех инструментов в рамках одного проекта, а координацию возложить на Минрегион. Основу долгосрочного инвестиционного планирования в федеральных округах должно составить выделение зон опережающего экономического роста, иными словами, выявление потенциальных «точек роста» региональной экономики. Здесь мы в качестве одного из инструментов стимулирования территориальной инвестиционной активности видим создание инфраструктурно-индустриальных кластеров. Очень важно при реализации крупных региональных проектов использовать их в качестве якорных, заранее прорабатывая все дополнительные возможности, связанные с реализацией таких проектов, вовлекая в проект все потенциальные сопутствующие бизнес-направления. Хотел бы остановиться на вопросе стратегического планирования регионального развития. Мы хотим выйти на стройную систему документов стратегического планирования, согласованных и взаимоувязанных друг с другом. Минрегион уже проводит работу по подготовке стратегий социально-экономического развития федеральных округов и макрорегионов, в которых большое внимание уделено реализации межрегиональных проектов, которые базируются на так называемом поле общих интересов регионов. В рамках этих документов должны согласовываться стратегии развития субъектов федерации - как между собой, так и со стратегиями развития отраслей экономики и социальной сферы страны. Составляющей стратегического планирования станет учёт обязательного использования механизма государственно-частного партнёрства. Именно на этой стадии должны достигаться и фиксироваться взаимные обязательства сторон. Ещё одним важным аспектом является необходимость взаимоувязки стратегического и территориального планирования. В этих целях стратегии развития регионов должны стать основой для разработки схем терпланирования субъектов федерации. Этот принцип заложен в проект закона «О государственном стратегическом планировании». Всё это обеспечит предсказуемость развития территорий для инвесторов, позволит перейти к долгосрочному планированию своих вложений. Основные из предложенных взглядов сформулированы в «Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации». Этот документ, на наш взгляд, требует дополнительного обсуждения, в том числе и в рамках нашего форума, в том числе по мерам повышения инвестиционной активности в регионах. Чего же не хватает для незамедлительной модернизации и технологического обновления всей производственной сферы? На мой взгляд, не хватает «перезагрузки» в отношениях всех участников инвестиционного процесса и, в первую очередь, в отношениях между региональными властями и инвесторами. Сегодня инвестиционная активность регионов во многом определяется их самостоятельной инициативой в борьбе за своего инвестора. В ходе своих поездок по регионам, встречаясь с руководством субъектов, я вижу, как меняется менталитет многих руководителей, считаю, что есть опыт, достойный распространения. В то же время имеющийся потенциал ещё далеко не раскрыт. Нам вместе необходимо подумать, как подтолкнуть руководство регионов ещё активнее включаться в работу по привлечению инвесторов, активнее развивать международное экономическое сотрудничество, как сместить его аспекты в сторону передачи новых технологий. Не менее важным направлением наших перспективных действий должно стать снижение административных барьеров на пути организации нового бизнеса. Я призываю руководство регионов идти навстречу инвестору, быть в своей работе более гибкими. Очевидно, что задача активизации инвестиционной деятельности в регионах общая - как для органов власти всех уровней, так и для бизнеса. Очень часто крупные компании являются подлинными хозяевами той или иной территории. Поэтому решение поставленных задач возможно только в рамках совместных усилий государства и бизнеса. Нельзя сказать, что мы начинаем работу с чистого листа. Ровно год назад на VIII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2009» я проводил круглый стол на тему «Региональная инвестиционная политика. Стимулирование инвестиционной активности в регионах», намеченные там задачи по стимулированию инвестиционной активности в регионах министерство последовательно воплощало в жизнь. Мы серьёзно скорректировали нормативную базу, регулирующую работу Инвестфонда, сделав его инструментом действительно региональной политики. Организовали серьёзную работу по продвижению инвестпроектов в рамках приграничного сотрудничества с Китаем, Кореей, Японией и другими стратегически важными для России инвестиционными партнёрами. Создали Экспертный совет для отбора и дальнейшей поддержки региональных инвестиционных проектов, а также обсуждения различных механизмов стимулирования региональной инвестиционной активности. В частности, в августе на очередном заседании была представлена модельная программа улучшения инвестиционного климата в субъекте Российской Федерации, разработанная Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия».


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации