13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Наши общие чебурашки

Бурные эмоции по поводу «Родины-матери» в сарафане из живых цветов, представленной волгоградской делегацией на инвестиционном форуме в Сочи, не утихают. Масла в огонёк подлила программа «Прожекторперисхилтон», откровенно обстебавшая и форум в целом, и волгоградский креатив в частности. Напомнили там уже подзабытую майскую историю, когда один чиновник - теперь уже бывший - высказал идею снять мультфильм, в котором «Родина-мать» вступит в борьбу с покемонами и, конечно, победит. Не вникая в смысл происходящего, можно, конечно, обидеться или на волгоградских чиновников и исполнителей заказанного ими креатива, или на тех, кто искренне или по злому умыслу не понимает величия замысла. Но есть и другая возможность: обратив внимание на то, как в нашем сознании трансформируются привычные символы, подумать, почему так происходит. И тогда, наверное, уже можно будет судить, так ли уж это плохо.

Звезда и крест

Начать этот разговор придётся с небольшого введения в теорию. В гуманитарных вузах эту тему проходят: символы - выражение культуры. Через символы нам открываются бессознательные смыслы, которые объединяют людей и превращают их из «я» в «мы», с помощью символов мы узнаём друг друга, отличаем своих от чужих. И происходит это не только в таком прямолинейном варианте, как на войне, где различают врагов по звёздам или свастикам на крыльях, а командиров - по звёздам на погонах. «У нас чебурашки общие» - эта забавная формулировка объясняет, почему понимают друг друга люди, выросшие в одной стране и в одно время: мы читали одни и те же книги, смотрели одни и те же фильмы, у нас общая культура, причём не просто как набор воспоминаний о прочитанном и увиденном, а как набор реакций, моделей поведения, нам не надо ничего друг другу объяснять про наших чебурашек. Великий литературовед и культуролог Ю. Лотман писал, что символ - это посланец других эпох, напоминание о древних и вечных основах культуры. При этом символ активно взаимодействует с культурным контекстом, трансформируется под его влиянием и сам его трансформирует. И чем проще символ, тем больше его смысл. Крест как символ для христианина понятнее и богаче, чем Сикстинская мадонна. Такие простые символы и образуют ядро культуры. Теперь от теории - к практике. На всю Волгоградскую область у нас есть один символ - «Родина-мать». Она у нас и на флаге, и на гербе, и в умах. Но является ли она символом волгоградца? Это вопрос, потому что использовать такой символ для утилитарных целей «опознания своих» не получается. Хотя попытки освоить её для обыденного использования всё-таки есть. Интернет как самый продвинутый способ общения и стал застрельщиком. Скажем, попытка участника «Волгоградского форума» (forum-volgograd.ru) нарисовать наш символ на пешеходной дорожке датируется 2005 годом. ИА «Высота 102» вместо меча вручило ей букет уже в этом году. Как давно использует забавную картинку в качестве своего логотипа «Волгоград в дневниках» (diary.ru/~gorod-na-reke) - не знаю. Но и то, и другое, и третье - явные попытки одомашнить символ, приблизить его к обычному человеку, приручить. Идея бывшего председателя комитета по делам молодёжи Д. Ястребова отправить «Родину-мать» на битву с тёмными силами, например, с покемонами, - из того же ряда.

Триколор на лотках

В январе этого года правительство отменило запрет на употребление в названиях учреждений слов «Россия» и «Российская Федерация». В октябре 2008-го нам разрешили вольности с государственным флагом: был снят запрет на его использование частными лицами. Мало кто помнит, зачем его вообще вводили, есть подозрение - чтобы защитить от вандализма несознательных граждан, которые могут захотеть его рвать, топтать и сжигать. После отмены запрета ничего подобного не произошло. И хотя привычку вывешивать флаги на балконах по большим праздникам мы пока не приобрели, триколоры всех размеров неизменно сопровождают нас на больших и малых праздниках, купить их можно на лотках, и дети, весело машущие этими флажками, радуют глаз патриотов. Может быть, то же самое происходит и с «Родиной-матерью»? Музей-панорама «Сталинградская битва», зарегистрировав свои права на «Родину-мать» как торговую марку, вряд ли надеялся поиметь гешефт со всех, кто продаёт туристам магнитики с её изображением. Скорее уж это попытка остановить поточное производство уродливых кукол, которых лепят, кажется, люди, у которых руки растут откуда-то не оттуда: на выставке местных сувениров, которую однажды организовала областная администрация, таких уродцев было более чем достаточно. (Мы писали об этом в 2009 г. в статье «Блеск и нищета волгоградских сувениров»). Но вкус не прививается запретами, скорее наоборот, запреты его убивают, потому что навязывают единообразие. В этом плане, наверное, нам есть смысл посмотреть на опыт американцев, чьё отношение к своей стране и её символам всем известно. На этой странице размещена подборка фотографий с приёма в посольстве США в России по случаю начала полномочий нового посла. Звёзды и полосы везде: на лацканах, на стенах и даже в тарелках, на столах печеньки в сине-красной гамме, леденцы со звёздами и даже салфетки. Россияне, наверное, убили бы того, кто догадался обернуть триколором контейнер для мусора. Американцев это не огорчает. Но под звуки гимна своей страны они прижимают руку к груди и замирают в благоговении. Вольное по нашим меркам обращение с флагом не мешает им испытывать патриотический трепет.

Ручная Либерти

Или вот другая история. Во время стажировки в Америке группа пиарщиков из России была звана на завтрак членов Коммерческой палаты (их аналог ТПП) города Саннивейл, который они называют сердцем Силиконовой долины. Члены палаты - состоявшиеся предприниматели. Несмотря на ранний час (8 утра) и будний день, американцы, которых хлебом не корми - дай посмеяться, встречают гостей в карнавальных головных уборах. У одного с шапки свисает плюшевая виноградная гроздь, на другом шутовской колпак с бубенцами, дедушка лет семидесяти щеголяет в ободке с двумя рожками, на концах которых пружинят помпончики. Наш общий восторг вызывает дама в головном уборе статуи Свободы. Мы все хотим её сфотографировать. Она охотно встаёт в позу, вытащив с фуршетного стола огромную ложку. Символ Америки полностью готов к съёмке. Может быть, со временем и мы к этому придём? Ведь наш трёхцветный флаг становится своим тогда, когда мы и в самом деле считаем его своим, а значит, можем взять с собой повсюду - в виде значка или галстука, можем подарить в букете цветов или воткнуть в торт, как это делают американцы? Возразить на это можно одно: флаг - это одно, а «Родина-мать» - совсем другое. За ней стоят такие воспоминания и такая живая боль, что любые вольности в её адрес могут быть расценены как кощунство. Значит, нам потребуются другие символы - яркие, внятные, узнаваемые, но свободные от той священной нагрузки, которая не позволит нам делать с ними всё, что заблагорассудится: вешать на сумки, цеплять на бамперы, рисовать на стенах, лепить сувениры... «Деловое Поволжье» уже лет пять с разной степенью настойчивости пытается продвинуть в этом качестве помидор - как символ экономической и творческой свободы. Помидоры в краснослободских балаганах дали региону первых легальных миллионеров, а если что - ими можно закидать плохих артистов и никудышных ораторов. К тому же он яркий, живой и тёплый. Была даже идея поставить памятник помидору, но пороху не хватило. Есть и другая идея - присвоить всемирно известный жест Victoria, два пальца в виде буквы V. Тут и первая буква названия города, и отсылка к теме «город наших побед». Кстати, попытка запустить эту букву в качестве эмблемы города слегка присутствовала и у авторов волгоградской экспозиции в Сочи. И уж коли в песне, которую некоторые считают неофициальным городским гимном, название города звучит как V.O.L.G.O.G.R.A.D, почему бы и нет?.. В общем, надо думать. Потребность стала такой очевидной, что от неё уже не отмахнёшься.

Материал публикуется в рамках гранта Волгоградской области в сфере СМИ по теме «Волгоградская область - регион новых возможностей».

Анна СТЕПНОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации