13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Тёплые отношения

В июле вице-премьер России Дмитрий Козак провёл совещание с участием Минэнерго, Минрегиона, Ростехнадзора и представителей региональных властей, на котором было принято решение - сформировать ресстр объектов электро- и теплоснабжния, энергетических компаний, имеющих признаки кризисного состояния, а также разработать планы антикризисного управления этими объектами. «Признаки кризисного состояния в области теплоснабжения» обнаружены в Волгограде.

Из рук в руки

По поручению заместителя министра регионального развития С. Круглика анализ ситуации в Волгограде выполнило некоммерческое партнёрство «Российское теплоснабжение». По результатам работы НП подготовлена пояснительная записка к плану антикризисного управления системой теплоснабжения Волгограда. 25 августа записка направлена в министерство, а также в областную и городскую администрации Волгограда. Однако первый заместитель главы Волгограда Сергей Соколов сказал «ДП», что не знаком с этим документом, несмотря на то, что вся почта по коммунальным вопросам поступает к нему. Документ представляет собой достаточно интересное чтение: в нём проанализирована история коммунальных перипетий Волгограда за последние годы. Обслуживание теплового хозяйства Волгограда неоднократно переходило из рук в руки, но в главном ситуация не менялась: тепловые сети изношены и требуют значительных вложений в реконструкцию. Логика подсказывает, что без поиска реального и, скорее всего, частного инвестора системы теплоснабжения города будут всё активнее показывать «признаки кризисного состояния». Как известно, большая часть тепловой нагрузки города подключена к 126 муниципальным котельным, часть - к заводским котельным, примерно половину нагрузки Кировского и Красноармейского районов обеспечивают Волгоградская ГРЭС и Волгоградская ТЭЦ-2, принадлежащие ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго». Организации же, занимающиеся эксплуатацией муниципальных котельных и сетей, за последние 10 лет менялись много раз.

В марте 2004 г. все муниципальные котельные и тепловые сети были переданы в аренду ОАО «Волгоградские коммунальные системы» - дочернее предприятие «Российских коммунальных систем». Коммунальный оператор не имел собственного имущества, достаточного для обеспечения обязательств перед поставщиками электроэнергии, газа и тепла, соответственно, в условиях краткосрочной аренды легко шёл на увеличение дебиторской задолженности. В ноябре 2005 г. был заключён договор аренды с новым коммунальным оператором - ЗАО «Региональная энергетическая служба» на срок 11 месяцев. Несмотря на участие муниципалитета Волгограда в акционерном капитале, за год ЗАО «РЭС» тоже накопило немало долгов. Тем не менее договор с ЗАО «РЭС» был продлён ещё на 11 месяцев. В феврале 2008 года в Волгограде проведены торги на право долгосрочной аренды коммунальной инфраструктуры города. Их выиграло ОАО «Коммунальные технологии Волгограда», 26% акций которого принадлежит муниципалитету. Однако в июле торги и договоры аренды имущества муниципальной казны по решению суда были впервые признаны недействительными, судебная тяжба, тянувшаяся до марта 2009-го, этого решения не отменила. Несмотря на это, эксплуатацию объектов теплоснабжения до 31 мая 2009 г. осуществляло ОАО «КТВ». Это АО, как и все предыдущие операторы, тоже накопило долги за электроэнергию, газ и покупное тепло. С 1 июня функции коммунальных операторов Волгограда были переданы трём МУПам. Тепло отошло в МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство», но 3,5 тысячи человек эксплуатационного персонала в июне этого года переведено из ОАО «КТВ» обратно в ЗАО «РЭС».

В аварийном режиме

Как известно, срок эксплуатации большинства источников теплоснабжения в городе - от 30 до 80 лет. Существенных реконструкций не было, выполняются текущие работы, это позволяет поддерживать некий минимально необходимый уровень надёжности. Однако в критических ситуациях этот уровень подвергается жестоким испытаниям, как это было в январе 2006-го, когда во время сильного мороза из-за нехватки газа город стал замерзать, и население дружно перешло на электронагреватели. Такой нагрузки подстанции не выдерживали, и в городе был введён режим массовых отключений электроэнергии. Отключали фонари на улицах, магазинам было предписано заканчивать работу к определённому времени, чтобы сэкономить электроэнергию. Прошло три года, но каких-то серьёзных мер на случай сильных холодов принято не было. В январе этого года волгоградцы пережили сильный стресс, связанный с порывами на теплотрассе: при переводе нагрузки на резервные линии начали рваться и они, потому что такая степень износа не даёт возможности для дополнительной нагрузки. Сотни зданий, в том числе жилых, оказались без тепла на сутки-двое. Очевидно, что такие сети нужно не латать, а менять, поскольку по официальным данным их износ составляет 68%, плюс к тому много сетей проложено прямо по земле, без изоляции. Реально же в год в городе меняют не более 2% сетей. Официальные документы, естественно, не дают ответа на вопрос, в чём причина столь медленного обновления городской коммуналки - реальный дефицит средств городского бюджета или нежелание власти заниматься этой проблемой. Однако другие цифры подсказывают: городской бюджет не потянет такой объём финансирования, какой нужен для приведения сетей в порядок. В год в среднем в Волгограде тратят на ремонт теплосетей около 80 млн руб., в нынешнем году потратили почти вдвое больше - 140 млн руб. По данным НП «Российское теплоснабжение», только на выполнение предписаний Ростехнадзора городу необходимо 1,5 млрд руб., из них 800 млн - на первоочередные мероприятия. Неудивительно, что ремонтники превратились в аварийную службу. При таком финансировании по-другому они работать не могут. В Нижне-Волжском управлении Ростехнадзора не готовы комментировать, действительно ли выполнение выданных предписаний обходится в такую сумму, хотя признают, что средства нужны большие. Причина в том, что из выданных ещё в 2005 году предписаний выполнено примерно 30%. Как рассказали «ДП» в пресс-службе управления, после аварий января 2009-го город выделил 50 млн руб. на аварийные участки в Центральном, Кировском и Тракторозаводском районах города, и 30 млн из них уже освоены. Однако это лишь самые первоочередные траты. Согласно предписаниям Ростехнадзора, городу необходимо ремонтировать и закупать новые котлы и автоматику для котельных, а также другое оборудование, но из-за дефицита средств работа откладывается из года в год, и есть ощущение, что проблемы превращаются в снежный ком. Эксперты ведомства понимают, что город не может заменить всё то, что нуждается в замене, однако понимают и то, что в случае критических ситуаций Ростехнадзору тоже придётся отвечать за случившееся. И то, что коммунальщики города работают всегда в аварийном режиме, это реальное следствие годами копившихся проблем.

Экономика или уже политика?

После неудач с частными коммунальными операторами администрация города приняла решение - отвечать за коммунальное хозяйство Волгограда должны муниципальные предприятия. Они и были созданы практически с нуля. На подготовку к зиме им выделено в этом году 70 млн руб., есть договорённость об открытии кредитной линии на 200 млн руб. Однако на городе висят долги поставщикам энергоресурсов. По разным оценкам - от 2 до 3 млрд руб. Администрация города при поддержке городской прокуратуры заняла твёрдую позицию: это долги хозяйствующих субъектов, ни город, ни МУПы не имеют к ним никакого отношения. Однако поставщики энергоресурсов настаивают, что муниципальные власти намеренно создали такую систему, при которой энергоресурсы потребляют организации, не имеющие имущества и не отвечающие по своим долгам. Поэтому поставщики энергоресурсов ищут свои способы решения ситуации, например, отказывают в заключении договоров с МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» (МУП «ВКХ») до предоставления предприятием всех необходимых документов и подтверждения его полномочий на заключение договора энергоснабжения. В этих условиях продолжается практика потребления энергоресурсов без договоров. В 2008 году в городе были случаи самовольного пуска газа в котельные, ООО «Волгоградрегионгаз» даже не сообщали об этом. МУП «ВКХ» заключило с ЗАО «РЭС» договор на поддержание в исправном состоянии объектов теплоснабжения, а договор на эксплуатацию не заключён, так как его не согласовало УФАС по Волгоградской области. Само же МУП эксплуатировать их не может - у него нет на это разрешения Ростехнадзора. То есть юридически эксплуатацию объектов теплоснабжения в Волгограде сегодня не осуществляет никто. Администрацией и думой Волгограда приняты решения о передаче объектов в хозяйственное ведение МУП «ВКХ». Однако не произведена государственная регистрация ни права хозяйственного ведения, ни даже права муниципальной собственности. Это значит, что коммунальный оператор не отвечает имуществом за свои долги, так как юридически не имеет прав на это имущество. Ответственность МУП «ВКХ» ограничена уставным капиталом в 100 тысяч рублей. Юридическая, хозяйственная и финансовая неразбериха в коммуналке приводит к тому, что проблема превращается в политический конфликт. В такой напряжённой обстановке решение хозяйственных вопросов, естественно, сильно осложняется. А признаки кризисного состояния не исчезают. И проблемы волгоградского ЖКХ вышли на федеральный уровень. Будет ли зима тёплой? Сегодня это зависит не только от природы.

Владимир АЛЕКСЕЕВ


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации