13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Дикое поле XXI века

Волгоград индустриальный центр, окруженный аграрной областью. Город, в котором события XX века пласт за пластом стирали культурные слои, в котором царит пафос памяти военного прошлого. С официальной точки зрения, культурные традиции Волгограда ограничиваются ансамблями казачьей песни и патриотическими хорами. Потребность новой культуры в признании и запросы горожан на что-то новое и свежее не замечаются. Знаковые события новой инновационной культуры можно счесть по пальцам одной руки. Эти проблемы обсуждало выездное заседание клуба «Деловое Поволжье» в гостях у «Русского Южного банка». Почему здесь об этом чуть ниже. Члены клуба и гости говорили о культуре как факторе регионального развития и искали ответы на вопросы: кто и как должен инициировать культурные инновации в Волгограде, как горожанам пробиться к власти с идеями, пожеланиями и потребностями?

Сила искусства

Вопрос даже не в том, кого приглашать на день города. Культура должна стать фактором инновационного развития. А для этого нужна иная культурная политика в городе и области. После того, как базовые потребности в еде и безопасности удовлетворены, у человека появляются новые потребности в признании, самореализации. А это новая культура, культура вовлеченности, соучастия. Гражданин не хочет быть пассивным зрителем. Часы, проведенные у телевизора, не дают довольства жизнью, наоборот: появляется ощущение, что жизнь проходит мимо. Это прекрасно понимают звезды эстрады, заставляющие зрителей подпевать, приплясывать, скандировать, размахивать зажигалками.

Участие в культурном процессе раскрепощает, дает веру в себя и самоуважение, поэтому продвинутые компании отказываются от вечеринок с приглашенными звездами в пользу домашних капустников. В этом плане большой опыт у Русского Южного банка: здесь недавно закончили ремонт и оформили офис работами молодых художников, выполненными на стыке фотографии и живописи, банк владеет коллекцией работ волгоградского художника Виктора Лосева, банк стал спонсором будущей премьеры Молодежного театра. А на праздновании 15-летнего юбилея коллектив обошелся без приглашенных звезд пели, танцевали и зажигали сами. Президента РЮБ Татьяну Гунькину попросили рассказать, зачем банку понадобились искусство и самодеятельность.

- У нас действительно получился банк с музыкальным уклоном, сказала она. Банк создавался с нуля. Креатив родился из понимания того, что конкурировать привычными категориями будет сложно. Мы сделали ставку на то, что у клиентов есть не только рациональные, но и эмоциональные потребности. Не только «быстро, дешево, близко», но и «приятно, дружелюбно, весело». Сделали акцент не на том, что продавать, а как продавать. Наша корпоративная культура основана на этом подходе.

«Корпоративная культура не вещь в себе, отмечает директор компании «Фемелиди-дизайн» Николай Фемелиди. Люди, работающие в компаниях с сильными традициями, потом несут эти традиции дальше в семьи, на улицы». Однако пока процесс не выходит за рамки отдельных коллективов. Показательна в этом плане подготовка ко дню города: в том, что концерт на набережной обязательно будет, ни у кого сомнений нет, а вот насчет карнавала есть. Хотя и для власти карнавал полезнее: раз в году мы можем почувствовать, что это наш город, что праздник будет таким, каким мы его сами сделаем. В этот день горожане и власть едины: мы равны, мы граждане одного города.

Традиции фиксируем рублем

С тех пор, как развитые страны заговорили об инновационной экономике, пришло понимание, что культура ресурс развития. В регионе с его аграрно-индустриальным профилем инновационная экономика только мечта. В том числе и потому, что традиционалистская культура конвейерного типа не располагает к творчеству. Такой посыл президента клуба Анны Степновой послужил началом дискуссии.

Только что принят бюджет Волгоградской области, который показывает, что о культуре инноваций нам и мечтать рано, сохранить бы хоть то, что есть. Ректор ВолГУ, председатель комитета облдумы по науке, образованию, культуре и общественным связям Олег Иншаков рассказал собравшимся, что в бюджете области 2006 года доля расходов на культуру составила 1,17%, в 2007 году 1,27%. Достойный же уровень финансирования культуры начинается с 5% бюджета. Волгоградские парламентарии постараются выйти на этот уровень к 2010 году. Генеральный директор института «Волгоградгражданпроект», член совета клуба «ДП» Андрей Куприков напомнил и другие цифры: в соседних регионах доля бюджетных расходов на культуру уже составляет от 2,2 до 3,5%. В 2006-м на одного россиянина в среднем расходы по статье «Культура» составили 608 руб., то в Волгоградской области всего 269 руб. Между А. Куприковым и О. Иншаковым завязалась бурная дискуссия на тему «Куда смотрят депутаты?» О. Иншаков считает, что цифрам есть объяснение. Субъективное это пассивность культурной общественности: даже творческие союзы не лоббируют рост расходов на культуру. Объективное это отраслевая структура региональной экономики, в которой почти нет высокотехнологичных производств, мала доля экономически активного населения, даже историческая предопределенность. Факторы отставания преодолеваются годами. «Нужно поменять отношение к себе, уровень культуры управления. Власти, которые деньгами фиксируют сложившуюся схему культмассовых мероприятий и отвергают конкурсную основу отбора их исполнителей, вряд ли понимают значение культуры как фактора регионального развития», считает О. Иншаков. Он иллюстрирует свою мысль засухой в Волго-Ахтубинской пойме: региональные власти стали писать наверх просьбы возместить убытки. А надо было предложить проект, который был направлен на недопущение нового кризиса. На новые проекты дают в разы больше.

Реставратор, директор ООО «НПО архитектуры, градостроительства и дизайна» Сергей Сена считает, что культура как институт в Волгограде не встроена в контекст ЮФО и России. Нет системных усилий привлечения в регион средств федеральных целевых программ в области культуры, нет продвижения культурного наследия города и региона. Сергей Сена рассказывает:

- Мэрия Волгограда обещает подготовить документы на включение архитектурного ансамбля центра Волгограда в перечень культурного наследия ЮНЕСКО. И при этом на недавно состоявшийся в Казани 29-й конгресс городов-носителей всемирного наследия от Волгоградской области кроме меня приехал один человек из Дубовского района. А ведь этот конгресс неформальный клуб мэров. В Казани были мэры 230 городов мира. Когда наши первые лица поймут, что «Зеленой неделей» мир не ограничивается? А. Степнова замечает, что и это объяснимо: «Если власть заинтересована в развитии, допускаются инновации и в искусстве. Когда власть старается самосохраниться, обосновать свою автономность от остального мира, множатся казачьи хоры и другие формы традиционной культуры». Вокруг «удельных князей» формируется особая среда из местных деятелей культуры, искусства, науки и образования. Продуктом деятельности этих персонажей становятся «самобытные таланты» ряженые в «народную» одежду бабушки-дедушки. Насколько этот вид искусства близок народу отдельная тема. 300 писем губернатору О. Иншаков считает возможности местного самоуправления главным, но недооцененным итогом общественных революций конца XX века: «У жителей каждого дома, квартала, населенного пункта есть механизмы для выражения своей воли. И если им нужен музей или библиотека, они могут начинать процесс сами, не уповая на инициативу власти.

Хороший совет. Но осознание потребностей культурного прогресса есть пока у немногих и к тому же разрозненных людей. Прежде, чем самоуправление начнет создавать свои музеи, ему еще нужно показать, что музей не архаичное собрание сувениров, а место общения, где уместны праздники (так газета «Деловое Поволжье» устроила церемонию награждения победителей конкурса «Волгобрэнд-2006» в музее изобразительных искусств).

- По новому генплану, на главной площади Волгограда должен быть общественно-духовный центр. Услышав слово «духовный», почти все полагают, что речь идет о храме. Но церкви в Волгограде есть. А музей изобразительных искусств с его богатейшей коллекцией занимает помещение овощного магазина, но о строительстве нового музея речь не идет. Разве право на духовность монополизировано церковью? Как объяснить городу, что музей нужен? И как, кстати, Перми удалось дойти до идеи строительства музея европейского значения? последний вопрос А. Степнова адресовала советнику мэра Константину Калачеву, недавно работавшему в Перми.

Список возможных механизмов участники встречи набрасывают тут же. «Подключить активную молодежь и забросать губернатора и мэра письмами. Получив 300 и более обращений, они не смогут их игнорировать», советует О. Иншаков. В случае с музеем есть легитимный путь инициировать публичные слушания в городской и областной думах. А иногда лучше неформальный подход. К. Калачев, отвечая на заданный ему вопрос, приводит пример: мэр сомневался, что карнавал нужен, а убедил довод его же будут сравнивать с двумя прежними мэрами, при которых карнавалы были. К. Калачев рассказал и о пермском губернаторе, который вдруг стал поклонником театров: нашлись люди, которые объяснили губернатору-технократу, что инвестиционный климат региона формируется не только финансовой инфраструктурой, но и развитием человеческого капитала, что прямо связано с уровнем культуры и образования. Пример такого подхода, кстати, продемонстрировал депутат облдумы О. Болотин, показавший губернатору фотоальбом с картинками осыпающихся сельских клубов. Посмотрев фотографии, губернатор распорядился добавить 100 млн руб. в год на ремонт сельских клубов.

- В мэрии Волгограда два месяца было вакантно место руководителя комитета по делам культуры. И никто из художников, артистов, музыкантов не лоббировал своих кандидатов, говорит К. Калачев. Деятели культуры должны уметь донести свои идеи до власти, договориться для достижения синергетического эффекта.

В общем, отсутствие культурной политики как на городском, так и областном уровне объясняется тем, что «сами виноваты», надо быть активнее. 300 писем губернатору позволяют решить конкретную задачу, но не помогут изменить подход в целом, не дадут системного эффекта.

А системный эффект нужен и в выработке правил, по которым существуют и бизнес, и культура. Есть, например, несколько подходов к использованию памятников архитектуры. Если исходить из принятого у нынешней власти курса на «народное искусство», сохраняемое якобы в первозданном виде, то памятники архитектуры нужно реставрировать и запирать на замок. Другая крайность в Волгограде исторический центр облеплен рекламой до потери лица. Вопрос не теоретический, что видно на примере Русского Южного банка. Он располагается в здании 1952 года это памятник архитектуры. Банк два года собирал документы на возведение пристройки со двора, а теперь, когда все уже почти сделано, выяснилось, что трогать памятник нельзя: областной комитет культуры сообщил об этом банку нынешним летом. Оставим вопрос, почему 15 лет комитет молча созерцал ремонты в этом и множестве других зданий, не возражал против постройки во дворе дома балконов из пресловутого сайдинга и так далее. Главное в другом: выработка правил обращения с историческим наследием должна идти в сотрудничестве власти, бизнеса и культурной общественности. Нужно понимать: наследие то, чем пользуются, что живет. Остальное клад, музейная реликвия. Если бы человечество развивалось иначе, мы бы до сих пор жили на Диком поле. Но разобраться в этом еще труднее, чем увеличить долю культуры в областном бюджете.

Консервация деградации

КСП Волгоградской облдумы проверила отчет комитета по культуре администрации области об исполнении бюджета за 2006 год. Проверка показала, что штаты учреждений культуры заполнены на 70% и перераспределение фонда зарплаты тем, кто работает «за себя и за того парня», идет с нарушением порядка использования бюджетных средств. При таких условиях штаты не будут заполнены никогда. На зарплату расходуются и средства от доходной деятельности учреждений культуры. Так, в НЭТе расходы на зарплату составили 84,3% доходов (по всем учреждениям культуры 36,9%). Статьи, по которым денег все время выделялось меньше, чем запрашивали, содержание имущества, капитальный и текущий ремонт зданий, увеличение стоимости основных средств и т.п. Наибольший размер задолженности по содержанию имущества сложился у ГУК «НЭТ» (4 млн руб.), «Волгоградский музейно-выставочный центр» (2,6 млн), «ТЮЗ (1,35 млн).

Анализ исполнения бюджета показывает, что волгоградская культура на положении временщиков, которым сегодня бы зарплату, а завтра будь что будет: пусть здания рассыпятся, а работать в них станет некому. Депутаты с изумлением обнаруживают диспропорцию в доходах: руководитель учреждения культуры получает на два порядка больше своих сотрудников.

Татьяна ТАРАКАНОВА, Галина БЕССАРАБОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации