13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Проект «Победа»

Волгоград сделал важный шаг к тому, чтобы застолбить за собой звание столицы российского патриотизма: Институт региональной политики (IRP Group) провёл здесь стратегическую сессию по разработке комплексного проекта создания Национального центра «Победа». Презентация этого проекта сняла у местной культурной элиты некоторые страхи по поводу патриотического будущего региона, но породила новые. Впрочем, эти новые гораздо продуктивнее старых. Участники сессии беспокоились не за перспективы финансирования столь глобального проекта, а за способность достичь согласия по ключевым проблемам, обозначенным 4 августа.

И будешь ты столицей мира

Стратегическая сессия - это собрание, проходившее в большом зале администрации области. В первый день собравшимся рассказали о том, что такое историческое наследие и как с ним обращаются в разных странах, а также презентовали проект центра «Победа». Второй день был посвящён работе в группах. Групп было шесть: «Музейный комплекс и поддержка культурных инициатив», «Образовательные программы и международное партнёрство в проекте», «Туристские направления, сервисы и инфраструктура», «Архитектурное зонирование НЦ «Победа» и городская инфраструктура», «Технологии продвижения проекта: региональный, федеральный и международный уровни» и «Механизмы управления и финансирования проекта». Каждая группа должна была диагностировать проблемные ситуации по своим направлениям, а затем сформировать проекты и мероприятия, призванные эти проблемы снять или даже превратить в преимущества. Третий день работы - это презентации готовых проектов. Всё это сделано для того, чтобы объяснить волгоградцам суть затеи и вовлечь их в реализацию. Плюс глава администрации области Анатолий Бровко разместил презентацию проекта в своём блоге и призвал присылать предложения на электронную почту. И дело не в том, что кому-то не хватило идей для проекта «Победа», напротив - в презентации их накидано столько, что голова кругом может пойти: там есть всё - от научных учреждений до аттракционов. Самое главное в другом. Волгоград выдвинул заявку на формирование национальной идеи, то есть идеи, вокруг которой могут объединиться все россияне. Но для начала надо бы самих волгоградцев объединить вокруг той самой идеи. А это очень сложно, как показала стратегическая сессия. Содержательная часть сессии началась с выступлений зарубежных экспертов, объяснявших, что такое историческое, военное наследие и как им можно и нужно управлять.

Профессор университета г. Гронинген (Нидерланды) Грегори Джон Эшворт говорил о том, что наследие относится не к вчерашнему дню, а к сегодняшнему, мы создаём то прошлое, которое хотим иметь в настоящем. Его подход, как говорит он сам, расходится с позицией ЮНЕСКО - та занимается сохранением наследия, а профессор говорит об использовании. У объектов наследия нет собственной ценности, эту ценность мы придаём им сами. В качестве примера он показывает фотографию довольно унылого фабричного здания и говорит, что вот такая уродливая постройка для нас никакой ценности не представляет. Но когда мы узнаём, что именно на этой фабрике эмалированных изделий был составлен список Шиндлера, то есть сам Оскар Шиндлер именно здесь спас от смерти 1100 евреев, то отношение к зданию волшебным образом меняется. Но наследие не только объединяет, но и разъединяет и даже убивает, напоминает профессор Эшворт: «это моё, а не твоё, наше, а не ваше» - достаточные поводы для войн, и об этом мы должны помнить, осуществляя такие проекты, как тот, что задуман в Волгограде.

- Наследие предполагает борьбу за власть, - говорит он. - Это не очень честно, но это так. Это всегда политический выбор. Оно иногда используется, чтобы оправдать определённую власть, но в главном наследие - это самоопределение нации. В наследии каждого народа есть события, которые много лет причиняют боль. Есть события, о которых не хочется (невыгодно) вспоминать по политическим причинам. И всё же страшные битвы и другие трагедии притягивают людей, и помимо естественного любопытства («как это всё было») здесь есть много мотивов. Профессор считает, что есть три наиболее распространённых варианта толкования военных событий. Первый - это жертвенность: «сколько народу отдало жизнь за Родину». Второй вариант - промышленно-технологический: тут нас больше интересует устройство танков и дальнобойность пушек. И, наконец, третий вариант - это скорбь и смирение, сочувствие жертвам вооружённого конфликта, погибшим и тем, кто это пережил. Очевидно, что в России (и в Волгограде) преобладает первый вариант, хотя третий гораздо эффективнее с точки зрения налаживания взаимопонимания с другими странами и народами.

Войны памяти

А между тем одна из целей проекта «Победа» - выйти за пределы локального наследия, расширить рамки представлений о себе, это проект будущего страны, а не только региона, считает эксперт Института стратегического развития муниципальных образований «Малые города», преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук Николай Прянишников. По его мнению, патриотизм это особая технология капитализации национальных ценностей, которая способна сформировать приверженность собственных граждан и создать привлекательный образ территории, интересный миру (кто нас будет любить, если мы сами себя не любим?..). Для него патриотизм - это форма коммуникации, выработки согласия по поводу наших общих ценностей. Тему продолжил д.и.н., заведующий кафедрой международных отношений, регионоведения и политологии Волгоградского государственного университета Иван Курилла - единственный, кстати, местный специалист, которому доверили выступить на этой сессии. Он сказал, что патриотизм - это не выбор, «за что» любить, это выбор - что такое Родина, в чём состоит её идентичность. А дальше - предложил свои варианты этой идентичности. В Волгограде пересекаются национальная и мировая истории. Это единственный в стране город, где люди жили в эпоху палеолита, здесь одомашнили лошадь, здесь была столица Золотой Орды, здесь пересекались и сменяли друг друга все ведущие мировые религии, наконец, наш регион - это база крупнейших народных восстаний и крестьянских войн. Бои за Царицын сыграли ключевую роль в разгроме белого движения (тут И. Курилла показал фотографию знаменитого белогвардейского поезда, который назывался «Единая Россия»). О роли Сталинградской битвы во Второй мировой войне и напоминать не стоит. Наконец, в годы перестройки Волгоград был центром массовых общественных движений. Так и складывается образ территории, в которой веками вырабатывался многокультурный и толерантный уклад. А потому у нас есть шанс сделать Волгоград мировым центром выработки решений относительно исторической памяти, уйти от «войн памяти» к примирению.

Модели успеха

После таких вступлений настал черёд гвоздя сессии - презентации проекта концепции создания Национального центра «Победа». Представил проект генеральный директор IRP Group Булат Столяров. Он сказал, что разработчики искали ответы на два основных вопроса: как совместить ресурс Сталинградской битвы и стратегию современного развития региона, как использовать это событие всемирно-исторического значения для повышения конкурентоспособности территории. Если проще: как из наследия, связанного с войной и смертью, извлечь стимулы для модернизации.

- Мы ставим цель создания модели успеха, модели побед в войне и мире, - отметил Булат Столяров. Но прежде чем выписывать рецепты, области поставили малоприятный диагноз: «По динамике развития Волгоградская область проигрывает во внутрироссийской конкурентной борьбе за человеческий капитал и инвестиции». В регионе активно эксплуатируют патриотическую тематику, однако в основном все инициативы направлены на развитие и закрепление «консервативного» патриотизма. Вот список наших проблем: чрезмерная эксплуатация тяжёлого наследия войны и военного имиджа; серый информационный поток о Волгограде в прессе в виде глубокого официоза или криминальных новостей; область проигрывает другим субъектам в конкуренции за людей и ресурсы: здесь неуютно жить творческим и активным людям; не задействованы реально имеющиеся ресурсы для наращивания культурно-туристи- ческого потенциала; смысловая историческая матрица войны, смерти, разрушения, непреходящей вины перед павшими героями. В общем, и жить здесь непросто, и туристы не рвутся: в Хиросиме всего один мемориал, а приезжает туда в четыре раза больше туристов, чем в Волгоград, где только музеев полсотни. Выход - позиционировать Волгоградскую область как «столицу нового культурного российского патриотизма», создать модель успеха, модель побед в войне и мире, которую можно предъявить городу и региону, стране и миру, используя её в качестве инструмента преодоления синдрома «усталой нации», устойчивого социального и экономического развития Волгоградской области, существенного усиления конкурентоспособности и значимого позитивного изменения качества жизни людей.

Работать предлагается одновременно в нескольких направлениях: создание новых культурных, научных институтов; развитие инфраструктуры (по бездорожью в гости не ездят) и многое другое. Например, в главном здании НЦ«Победа» расположится современный многофункциональный образовательный, культурный и музейный комплекс, включающий музей российских успехов и побед, архив Второй мировой войны, конгрессно-выставочный центр, детский образовательно-культурный центр, институт регионоведения. И так далее. Естественно, что всё это ещё будет дорабатываться, уточняться и шлифоваться. И что развёрнутый перед волгоградцами веер возможностей даже слегка шокирует: если сделать хотя бы 10-ю часть, это будет настоящий прорыв. Но главная трудность даже не в том, где взять на всё это деньги и кадры. Главная трудность в нашем отношении к самой основе концепции.

Даже на презентации проявилась канва будущих конфликтов. Организаторы рассказывают про мультикультурализм и толерантность региона, которые здесь есть по факту, а им в ответ выдвигают претензию - почему не закреплена ведущая и объединяющая роль православия. Нам говорят про необходимость отойти от своей зацикленности на войне, а мы в ответ - а почему в названии национального центра не сказано, что это центр военно-патриотического воспитания? Нам говорят, что молодым нужен набор альтернатив (одна из них - галерея современного искусства), а мы в ответ - про сеть лагерей военно-патриотического воспитания, которые мы будем развивать по всей области. Нет, нельзя сказать, что экспертов проекта не поняли и не оценили. Но нам на самом деле придётся сделать выбор между двумя моделями отношения к своему прошлому и выстраивания отношений с миром. И не только выбрать, но и как-то договориться. В упрощённом виде они выглядят примерно так. Одна модель - мы возвращаем городу имя «Сталинград», и напоминаем всем, что, случись что - вы всегда получите от нас новый Сталинград, броня крепка и танки наши быстры, а по нашему бездорожью на ваших «мерсах» тут делать нечего. Вторая - мы говорим себе, что война кончилась, ухаживаем за немецким кладбищем в Россошках, сдуваем пылинки с туристов из Германии (кстати, они устойчиво преобладают среди иностранных туристов, интересующихся Россией), купаем их в Волге, кормим шашлыком из осетрины и всё такое, то есть не воюем, а торгуем. И, естественно, не пытаемся заставить авиакомпанию «Люфтганза» назвать самолёт именем Сталинграда, понимая, как это больно для них. Руководство страны сумело понять, как важно для Польши признание событий в Катыни. А сможем ли мы?.. Вот это и будет главной проблемой на пути реализации грандиозных планов национального центра «Победа». Для начала нам придётся победить самих себя.

Анна СТЕПНОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации