13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Выпить из чаши победы

Чемпионат «Евро-2008» вызвал у волгоградцев колоссальную бурю эмоций и противоречивых чувств. Евро-2008 обсуждали даже те, кто никогда не интересовался футболом. На интернет-форумах бушуют страсти: имеют ли право болельщики «за страну» орать по ночам, сигналить и гудеть? Те, кто требует тишины, считают орущих быдлом. Другие наоборот - считают быдлом тех, кто неспособен порадоваться вместе со страной. Буйный характер нашего празднования наводит на мысль, что больше всех на нём заработали продавцы алкоголя и милиционеры - в виде оплаты за сверхурочные дежурства. Так что же мы приобрели и что потеряли за эти жаркие дни? Кто сумел извлечь выгоду из взрыва футбольного патриотизма? Что дадут народу, стране и государству футбольные победы? И, наконец, можно ли направить в мирное русло буйную энергию тех, кто готов до утра праздновать на мостовой победу нашей сборной?

Спрос на флаги

Флажки и флаги с российским триколором в дни чемпионата разлетались со свистом. Интернет-СМИ «Волгоградский форум» зафиксировало отчаянные поиски стягов: «ЧЁЁЁЁЁЁРРРРРРРТТТТТТТТТТ ФЛАГ НУЖЕН!!!!!!!!!!! НАРОД ОТПИШИТЕСЬ, ГДЕ ВЫ ИХ ПОКУПАЛИ». Гипермаркеты, магазины тканей и рекламных материалов, где кто-то когда-то видел флаги, - наперечёт. Соотношение спроса и предложения оказалось критичным: «Пипец страна, а потом ещё удивляются, почему мы не такие патриоты, как америкосы? У нас даже флаг купить негде», констатировал участник форума. Флаги были нужны, чтобы украшать ими автомобили, балконы, рабочие кабинеты и мониторы, а также себя. Креативные болельщики нашли новый способ крепления: прижать крышкой багажника. Так флаг эффектно развевался на ходу. Никаких атрибутов чемпионата в продаже не было, разве что в некоторых кафешках предлагалось получить стакан с символикой Евро-2008 в обмен на определённый заказ. Впрочем, это неудивительно: Китай не готовился к победам российской сборной, а сами мы не умеем делать футболки с лозунгами. По крайней мере - хорошо и быстро.

Спрос на водку

Трансляции футбольных матчей шли не только в спорт-барах, но и в других кафе и ресторанах. Мало кто брал деньги за предварительный заказ столиков. Однако в ресторане «Newspub» эта услуга стоила 250 рублей с человека, а в кафе «Вельвет» в качестве гарантии советовали внести депозит в размере 500 рублей, которые затем учитывались в оплате заказа. Как рассказал совладелец кафе «Вельвет» Максим Маклаков, здесь матчи транслировались на семи экранах: большой экран и три телевизора установлены в основном зале, одна «плазма» - в летнем кафе и по одной в мужском и женском туалетах. Всего болельщикам было предоставлено 140 посадочных мест. Уже в субботу в течение 5 минут после окончания игры с голландцами посетители забронировали весь зал на трансляцию полуфинального матча в четверг, 26 июня. Также за неделю были раскуплены билеты и в ресторан «Newspub», где трансляции велись на 3-метровом экране на террасе и семи панелях внутри заведения. Все 160 посадочных мест были заняты.

Реализация алкоголя в дни чемпионата в опрошенных нами кафе и ресторанах выросла в среднем вдвое, а выручка - на 20-30%. Кафе «Якитория» в день победы над голландцами побило рекорд выручки: такого объёма не было ни разу за три года работы. К концу субботнего матча болельщики оставили на складе кафе всего три бутылки водки. По словам директора компании «PlasmaVision» Рубена Оганесяна, благодаря чемпионату практически все заведения города обзавелись широкоформатными плазменными экранами: продажи в компании выросли на 70-80%. А вот турагентствам заработать на Евро-2008 почти не удалось. По признанию представителя одного из местных турагентств, так вышло потому, что в начале чемпионата стоимость билетов на матчи достигала безумной тысячи евро. В дальнейшем операторы снизили цены до 600 евро (в Австрии билет на матч Россия - Испания стоил 300 евро), но в это время посольство Австрии в Москве уже вынуждено было продлевать часы работы, чтобы пропустить всех желающих. За день до полуфинала интернет-сайт русской службы BBC со ссылкой на министра спорта России Виталия Мутко сообщил, что Российский футбольный союз оплатил для наших болельщиков четыре чартерных рейса в Австрию. Вылеты из Москвы состоялись 25 и 26 июня. Накануне в Москве продали около тысячи сертификатов, которые считались основанием для открытия визы, а на месте обменивались на билеты на матч. Всего Россия по квоте УЕФА получила 6,2 тыс. билетов на полуфинальный матч Россия - Испания.

Спрос на милицию

Зато высокий спрос был на сотрудников ГУВД и ГАИ. Как сообщили в пресс-службе ГАИБДД УВД по г. Волгограду, во все дни, когда играла российская сборная, на рабочих постах находилось почти 100% личного состава ГАИБДД УВД города. К ним присоединились сотрудники всех четырех МРЭО и даже кабинетные работники всех районных подразделений. В итоге порядок и безопасность на дорогах обеспечивали более 200 сотрудников, в то время как в обычные дни в городе дежурит примерно 30 человек: 6 человек в Центральном районе и 2-4 в остальных. 26 июня после 20 часов инспекторы дежурили на всех перекрестках Аллеи Героев и центральной части пр. Ленина. Вместе с ними на улицах дежурили около 1,5 тыс. милиционеров и военнослужащих внутренних войск. В победную четвертьфинальную субботу некоторые болельщики раскачивали автомобили, били стекла и запрыгивали на крыши киосков, и для них пришлось вызывать ОМОН. А в полуфинальный четверг, хоть и пригоняли спецтехнику и были готовы поддержать порядок любой ценой, всё прошло настолько спокойно, что сотрудников ГАИ распустили по домам уже в 2 часа ночи вместо предполагаемых 5 утра.

Главный врач центра «Нейро», психотерапевт Ксения МАГНИТСКАЯ:

- Спорт объединяет и разделяет. С одной стороны, спорт - это замена войны, война по правилам. С другой - после крупных спортивных побед появляется национальная гордость, ощущение единства, единое МЫ. И если я не вхожу в это МЫ, я остаюсь наедине с самим собой, чувствуя свою незащищенность. Это поведение биологическое и потому нормальное. Лучше уж так, чем идти с копьями на соседнюю деревню. А раз спорт - это имитация войны, радость победы - тоже воинственная. Это клапан для выпуска пара. Материальной пользы от этого никакой. Даже наоборот: кто-то не пойдёт на работу наутро. Но если не выпускать пар, котел может взорваться.

Директор НИИ социальной антропологии Волгоградской академии государственной службы Виктор ПИЛИПЕНКО:

- Речь идёт о масштабной компенсации потерь, которые проявляются после распада СССР, утраты социальной идентичности и отсутствия общепризнанных ценностей на уровне государственной идеологии. Ценностный вакуум быстрее всего заполняется в сфере масскульта и спортивных зрелищ. Это неплохо. Но не стоит путать гордость за страну и радость за первые успехи футболистов. Видел на грязном стекле маршрутки надпись пальцем: «Порвём испанцев!» Рядом две наклейки - российский флаг и обнажённая мадемуазель. Для меня эта картинка из жизни стоит всей болтовни о «национальной гордости великороссов». У нас низкий уровень бытовой культуры, поэтому праздновать победу многие ещё не научились. В полезное русло направить такую энергию нельзя. Она слишком спонтанна. Её надо аккуратно ограничивать. Чтобы было веселье, но не было мордобития, перекрытых дорог, покорёженных автомобилей и разграбленных, как в Волжском, киосков. А это уже вопрос к милиции. Однако футбольные победы дают очень важную вещь - пропаганду любительского спорта. Сегодня мальчишки гораздо меньше играют в дворовый футбол, чем мы играли в 70-80-е. Хотелось бы, чтобы от телевизоров и компьютеров они выходили из дому с мячиком. А лучшей рекламы футбола, чем победы нашей сборной, не придумаешь.

Директор фонда «Институт экономических и социальных исследований» Михаил ШЕВЯКОВ:

- Мы столько проигрывали в спорте, политике, экономике, а сейчас нам подарили несколько побед. Конечно, они носят телевизионный характер, но люди привыкли себя ассоциировать с телевизором. Происходит всеобщая консолидация: мы у голландцев не выиграли, мы именно победили. А ощущение победы требует нового успеха. Люди выходят из дома и каждый побеждает. Кто-то у станка, а кто-то на дачном участке. В советские времена проводились исследования, которые показали: после спортивных побед на 3% повышается производительность труда. Сейчас, конечно, это не так. Наоборот, люди напьются накануне и будут работать еле-еле. Мои сотрудники тоже с утра обсуждают матчи. Работают ли они от этого лучше или хуже - сложно сказать. С другой стороны, я знаю, что на чемпионатах модно арендовать авто и вешать на них номера своих регионов. Были там и волгоградские номера. И в этом проявляется собирание российских земель. А ещё я жду, что на футболках играющих во дворе мальчишек будут написаны фамилии Аршавина и Павлюченко. Когда промышленность Китайской Народной Республики наконец займется этим?..

Политолог, президент Центра гражданского образования Инна ПРИХОЖАН:

- «Величие нации определяется количеством космонавтов и олимпийских чемпионов», - сказал Джон Кеннеди. Мировой спорт цементирует нацию и поднимает её мировое значение. Безнадежная жизнь после развала Союза коснулась и спорта. И когда мы увидели первые спортивные успехи - страна проснулась. Она как будто ждала шанса напиться у этой чаши победы и преодолеть некомфортное самоощущение задвинутости. Внезапный выброс всеобщего ликования и братания показал, что люди хотят видеть Россию достойной. Но мы отвыкли радоваться вместе. И это не наша вина, это беда, что мы не знаем, как это делать. Поэтому форма выражения радости была примитивно варварская. Мы видели по телевизору, как радуются за границей: надо взять флаг, пиво и громко орать, мазать физиономию краской, подраться на радостях. Так и сделали. Но даже так - это было абсолютно искренне. Направить эту волну ликования в полезное русло можно. Мы хвастливы. Чуть что хорошее - и нас понесло. А тут есть шанс сбросить с плеч неуверенность в себе, этот мешок третьесортности, который очень сильно давит. Начать думать и работать нормально.

Политолог, профессор ВолГУ Александр СТРИЗОЕ:

- Спортивные победы важны, когда нет других. Мы ничего не достигли ни в науке - на Марс не полетели, ни в экономике - цены растут. Снова обострился чеченский конфликт... На этом фоне единственные позитивные эмоции - достижения футболистов. Для Волгограда это тоже важно: Сталинградская битва в силу давности лет уже не является нашим символом, а если и является, то этого недостаточно. А футбольные победы с участием волгоградцев могут усилить патриотические чувства. Но важно учитывать еще один аспект: то, как мы радовались, сам способ выражения эмоций. Он типично американский: брутальный, грубый, связанный с насилием и вандализмом. Люди перенимают западную массовую культуру - даже «вау», которое для нас не характерно. Это показатель того, что у народа очень высокая внушаемость.

Анастасия КУВШИНОВА, Мария ЧУРАКОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации