13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Миллиард за облигации

Весь выпуск объемом в 1 млрд руб. был размещен в течение одного дня, при этом сам спрос превысил предложение в 1,5 раза. Итоги аукциона расцениваются как удачные. Области удалось привлечь заемные средства на достаточно выгодных условиях. Средняя эффективная доходность к погашению составила 8,22%. Аналитики считают, что такому результату во многом способствовал положительный имидж региона как заемщика. Волгоградская область хорошо известный рынку эмитент, который всегда отвечает по обязательствам, имеет сбалансированный бюджет и кредитный рейтинг.

За деньгами на биржу

Волгоградская область размещает ценные бумаги на фондовой бирже ММВБ с 2003 года. Нынешний заем пятый по счету. Сама же кредитная история региона насчитывает 12 лет.

Первый заем волгоградских областных долговых обязательств был зарегистрирован в 1995 году. Причинами, побудившими регион выйти на фондовый рынок, стали: возможность привлечения дополнительных, более дешевых заемных средств, сравнительная простота регулирования денежных потоков и возможность более гибкого управления долгом за счет операций на вторичном рынке.

За годы присутствия на фондовом рынке региону удалось сформировать имидж надежного заемщика. Достаточно сказать, что после финансово-экономического кризиса, разразившегося в августе 1998 года, только Волгоградская область, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, не объявила дефолт и полностью рассчиталась с долгами. Более того, в то время как многие крупные регионы, не справившись с последствиями кризиса, были вынуждены уйти с рынка, область продолжила выпуск займов.

Начиная с 1995 года в целом зарегистрировано 25 займов волгоградских облигаций на общую сумму 5,75 млрд руб. В настоящее время в обращении находится 6 займов на 2,9 млрд руб. по номинальной стоимости.

До 2003 года Волгоградская область размещала ценные бумаги исключительно на региональном рынке в виде «закрытой подписки». Однако со временем жесткие рамки региональности стали тесными для эмитента. Развитие экономики требовало привлечения большего объема дополнительных средств, обеспечить которое можно было только путем вывода бумаг на биржевой рынок. И вот уже в течение четырех лет Волгоградская область размещает свои облигации как на внутрирегиональном, так и на биржевых рынках.

- Размещение областных облигаций на биржевых площадках, где сконцентрирована основная часть российских инвестиционных ресурсов, позволяет области привлечь более широкий круг инвесторов, говорит заместитель председателя комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, начальник управления государственного долга Марина Копанева. Таким образом, совокупный спрос на облигации увеличивается, что в свою очередь ведет к снижению заемной ставки, а значит, и затрат на обслуживание ценных бумаг. Кроме того, работа с биржей дала возможность региону формировать положительную кредитную историю на новом, публичном уровне. Иными словами, мы сделали толчок к дальнейшему развитию фондового рынка Волгоградской области.

Область снижает риски...

Затраты на обслуживание ценных бумаг и срок их обращения главные показатели эффективности долговой политики любого эмитента. И у Волгоградской области в этом плане есть определенные достижения.

По приведенному графику можно проследить динамику изменений купонных ставок и сроков размещения облигационных займов за последние четыре года. Налицо явная тенденция снижения первого показателя и увеличения второго.

Если сравнивать с другими участниками фондового рынка из числа субфедеральных эмитентов, то в 2006 году Волгоградская область выглядела достаточно скромно. По объему заимствований размещенных ценных бумаг она заняла 17-е место, а по финансовому результату 22-е. Безусловными лидерами на рынке по-прежнему остаются Москва и Московская область. За ними идут Самарская, Иркутская, Тульская, Липецкая области, республика Саха (Якутия) и другие.

- Объемы заимствований напрямую зависят от параметров бюджета, объясняет Марина Копанева. Чем больше собственных доходов в бюджете субъекта федерации, тем больший объем средств он может занять. И здесь регионы вряд ли могут составить значимую конкуренцию тем же Москве и Московской области. Есть эмитенты, которые входят в категорию агрессивных заемщиков, когда привлечение средств превосходит объем исполняемых обязательств в течение года. Большинство субъектов федерации участников рынка именно к таковым и относится. Некоторые регионы, напротив, сократили объемы заимствований, в основном из-за повышения доходной базы собственных бюджетов. Это, в частности, касается Красноярского края, Томской, Тверской, Курганской областей. А вот, к примеру, некогда один из лидеров на рынке субфедеральных эмитентов на протяжении последних лет Санкт-Петербург с 2005 года прекратил размещать новые выпуски своих облигаций.

Среди регионов, входящих в ЮФО, Волгоградская область единственная, которая регулярно размещает свои облигации на фондовом рынке. Краснодарский край в 2004 году, а республика Кабардино-Балкария в 2005 году зарегистрировали и разместили одиночные выпуски среднесрочных ценных бумаг. Объясняется это тем, что почти все северокавказские республики лидируют в Российской Федерации по доле финансовой помощи в доходах бюджетов. Дефицит своих бюджетов они покрывают за счет дотаций и банковских кредитов.

Что касается Волгоградской области, она представляет собой пример среднестатистического российского региона, который не обладает существенной минерально-сырьевой базой, но при этом обременен социальными обязательствами. Социальная направленность бюджета области с каждым годом растет. Этому фактору в немалой степени способствуют федеральные реформы в социальной сфере, инициативы по увеличению уровня оплаты труда в бюджетной сфере и передача ряда социальных полномочий на региональный уровень. Решать важные социальные и общеэкономические вопросы сегодня Волгоградская область вынуждена, полагаясь во многом на свои собственные силы. Поэтому вопрос заимствования средств у сторонних инвесторов для региона достаточно актуальный.

Однако в отличие от большинства субъектов федерации, проводящих агрессивную долговую политику, руководство Волгоградской области избрало иную тактику. Заимствования оно проводит на уровне чуть большем, чем объем погашения долговых обязательств. Такой подход делает областные облигации менее рискованными в глазах потенциальных инвесторов и служит им гарантией обязательного возврата собственных средств.

и повышает кредитный рейтинг

Майское размещение на фондовой бирже ММВБ облигаций Волгоградской области в объеме 1 млрд рублей рекордное в кредитной истории региона. Между тем этот шаг вполне оправдан. На увеличение объемов заимствования повлияли хорошие бюджетные показатели и продолжающийся рост собственных доходов, который поддерживается растущей экономикой, а также умеренный уровень и улучшающаяся структура долга. Так, за последние два года объем госдолга Волгоградской области в соотношении с доходами бюджета сократился с 40% до 19,4%.

Позитивные показатели региона подтверждаются экспертами международного рейтингового агентства Standard & Poors. Напомним, в декабре прошлого года эта компания присвоила Волгоградской области долгосрочный кредитный рейтинг по международной шкале «В+», прогноз «стабильный» и рейтинг «ruA+» по национальной шкале.

Областные финансисты считают, что увеличение объема эмиссии положительно сказывается на привлекательности областных облигаций.

- Объем играет важную роль на каждом из этапов обращения выпуска, комментирует Марина Копанева. При формировании первоначального круга инвесторов объем является основным ориентиром для оценки потенциала ликвидности вторичного рынка по выпуску. Зачастую он является принципиальным для принятия инвесторами решения, особенно когда есть альтернативы. В течение обращения выпуски с относительно малым объемом имеют предпосылки «устаревать» быстрее, будучи первыми кандидатами на продажу у активных инвесторов.

Устойчивый спрос на облигации Волгоградской области наряду с положительной кредитной историей и наличием рейтинга свидетельствуют о том, что перспективы участия региона на рынке субфедерального долга весьма неплохие. Это мнение совпадает и с оценками специалистов. Так, прогноз «стабильный» отражает ожидания Standard & Poors относительно того, что область будет поддерживать высокие финансовые показатели.

В свою очередь аналитический центр Инвестиционная группа «Ренессанс Капитал», сравнивая Волгоградскую область как кредитного заемщика с другими субъектами федерации, считает, что финансовое управление здесь находится на приемлемом уровне, а рост экономики опережает общероссийские темпы. Волгоградская область является экономическим центром ЮФО и на нее приходится четверть всего промышленного производства округа. В числе сильных сторон региона называются: растущий уровень благосостояния населения, диверсифицированная экономика, практически не зависящая от цен на энергоносители, а также устойчиво высокий темп развития инфраструктурных и обрабатывающих отраслей.

Экономические реалии таковы, что в ближайшие годы нагрузка на бюджеты субъектов федерации будет только увеличиваться. Это, в первую очередь, связано с реформой местного самоуправления, когда все большее число обязанностей и полномочий, в том числе бюджетных, делегируется на низовой уровень. А это значит, что проблема привлечения дополнительных средств путем заимствования для регионов сохранит свою актуальность. И Волгоградская область здесь не исключение. При этом планы местных властей связаны именно с активным развитием регионального рынка облигационных займов, как более цивилизованного и привлекательного, по сравнению с банковскими кредитами.

С 2008 года Волгоградская область переходит на трехлетний бюджет. Этот шаг позволит более точно планировать поступления доходов и распределять расходы. Вместе с бюджетом будет утверждаться и Программа государственных внутренних заимствований на среднесрочную перспективу. Предполагается, что в ближайшие три года объем размещаемых ценных бумаг Волгоградской области на биржевых площадках будет оставлен на уровне текущего года 1 млрд рублей. Начиная с 2008 года планируется выпустить в обращение долгосрочные облигации со сроком обращения до 7 лет. Это дополнительно снизит нагрузку на бюджет при обслуживании заемных средств и позволит более качественно управлять государственным долгом Волгоградской области.

Лариса ФРОЛОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации