13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Культурная автономия

В то самое время, как «Справедливая Россия» в Волгограде устраивала пикет против реформы государственных и муниципальных учреждений образования, культуры и социальной сферы, их коммерциализации и введения «госзаданий», руководители этих учреждений разбирались, как им жить дальше в условиях нового закона. В здании областной филармонии прошёл семинар «Совершенствование правового и экономико-финансового положения государственных (муниципальных) учреждений: казённые, бюджетные и автономные учреждения».

Заработать и не отдавать

Административно-бюджетная реформа государственных и муниципальных учреждений, по сути, уже идёт, но как жить в новых условиях, пока что мало кто понимает. Это объясняет большой интерес работников социальной и культурной сферы к семинару-ликбезу, который провела директор Центра прикладных экономических исследований и разработок ГУ «Высшая школа экономики» Татьяна Абанкина (г. Москва). На семинар собрались не только волгоградцы, но и соседи из Астраханской и Ростовской областей, Краснодарского края. Т. Абанкина постаралась донести до присутствующих суть законодательного новшества.

Согласно новому закону «О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений» социальные, образовательные, культурные учреждения теперь будут делиться на три типа: казённые, бюджетные и автономные, и будут функционировать на основе рыночных принципов.

- Цель реформы - повысить эффективность предоставления государственных и муниципальных услуг, снизив при этом бюджетные расходы, - пояснила Т. Абанкина. - Так что по характеру вносимых изменений закон - это новая редакция Бюджетного кодекса. В соответствии с ней финансироваться будут не сами бюджетные учреждения, а государственные и муниципальные услуги, которые они предоставляют. В настоящее время государство просто содержит эти учреждения - независимо от объёма и качества оказываемых ими услуг. А в соответствии с новой концепцией с 1 января 2011 года они перейдут со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного или муниципального задания. Таким образом будут созданы условия и стимулы для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансирования. Им будет предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доход, и этим доходом распоряжаться. Предполагается также расширить права бюджетных учреждений в части распоряжения закреплённым за ними имуществом. Исключение составит особо ценное имущество, перечень которого установит учредитель соответствующего учреждения.

До 1 января 2011 года каждое госучреждение, исходя из своей ситуации, должно выбрать для себя новый статус, который предоставит ему новые права и обязанности. А к 1 июля 2012 г. переход на новую систему работы должен быть полностью завершён.

- Выбор статуса связан со степенью самостоятельности учреждения, - отметила Т. Абанкина. - Безусловно, для учреждений, которые обладают сложившимся сильным коллективом, хорошей материальной базой, расположены в крупных городах с платёжеспособным населением, самостоятельность важнее. Они ею уже пользуются, и это даёт им возможность развития. А для учреждений, которые объективно находятся в более сложных условиях в плане кадровой укомплектованности, матобеспеченности, возможности оказывать платные услуги, куда более важны гарантии, стабильность, чем экономическая самостоятельность и свобода.

Чем и зачем рискуем

Успешная реализация закона, отсутствие ошибок и конфликтов во многом зависят от согласованной работы органов управления, финансовых органов, планово-экономических подразделений, руководителей коллективов учреждений. Они должны совместно сформировать нормативную базу, которая будет регулировать госзадание и его финансовое обеспечение. Последнее, кстати, завязано на качестве предоставляемых услуг. Но как, например, измерить качество работы театра, если одним зрителям спектакль нравится, а другим нет? Или на чём прикажете зарабатывать музею, который ютится в откровенно непривлекательном помещении на первом этаже жилого дома? По словам Т. Абанкиной, вносимые изменения не направлены на то, чтобы всех подряд заставить зарабатывать деньги. Некоммер- ческий сектор сохранится и в условиях нового закона.

- Я бы не стремилась развивать в музеях коммерческие виды деятельности - проведение корпоративов, свадеб и тому подобное, - сказала Т. Абанкина. - Они должны сохранять социальные функции, а их задачи - это хранить наследие, приобщать к культуре, обеспечивать участие населения в культурной жизни. Им важно стремиться увеличить поток посетителей, интересующихся именно коллекциями музея. Для Волгограда ключевым направлением движения должно стать активное сотрудничество сфер культуры и туризма. О параметрах качества работы театров эксперт сказала, что речь идёт прежде всего об условиях их работы, связанных с наличием помещения, оборудования, квалификации участников процесса, их образования и профессионального опыта. А чтобы лишний раз подтвердить высокое качество своей деятельности, театры могут, например, составлять порт-фолио, в которых отражать свои профессиональные достижения.

- Вообще-то ситуация со сферой культуры - наиболее сложная в силу сложности самой отрасли, её разнообразия и её меньшей бюджетной защищённости, - отметила московский эксперт. - Если образование у нас общедоступно, бесплатно, да ещё и обязательно, в нём есть стандарты, меньше которых учреждение не даст, то в культуре нет прямых бюджетных обязательств, и организации культурной сферы гораздо больше зависят от возможностей бюджета. Безусловно, в реформе существует риск ошибок при выборе статуса учреждений, конфликтов при получении финансирования, но, по мнению Т. Абанкиной, большие риски связаны с психологическим восприятием людьми этой реформы.

- Люди должны, во-первых разобраться, а во-вторых, настроиться на изменения. Руководителям важно подготовить коллективы, - советует специалист. - Более того, важно, чтобы выбор статуса был сделан взвешенно, исходя из перспектив развития каждого учреждения, чтобы каждый подобрал для себя то, что сегодня в большей степени ему соответствует, а завтра обеспечит наилучшее развитие. Образование останется бесплатным Многие граждане боятся, что конечным итогом реализации нового закона станут платное образование и здравоохранение. Но вопреки опасениям, власти и эксперты уверяют, что волноваться не о чем.

- Эти страхи сильно преувеличены и необоснованны, - считает Т. Абанкина. - Всё, что предусмотрено стандартом, - это бесплатно и находится в сфере ответственности государства. Как было у нас 16 обязательных предметов основного общего образования, так и останется. Новые стандарты, которые вводятся правительством страны, ни в коем случае не уменьшают их количество, а наоборот, расширяют возможности. Новый закон гарантирует, что учебное заведение - не важно, казённое, бюджетное или автономное - получит субсидию, которая рассчитана на реализацию образовательного стандарта в полном объёме.

Например, раньше стандарт предусматривал для начальной школы 24 часа обязательных занятий в неделю. Сейчас 30 часов: 20 урочной деятельности и 10 дополнительной внеурочной. При пятидневной неделе это 6 часов, то есть фактически школа полного дня, которую новый стандарт предусматривает за счёт бюджетных средств. А дополнительные занятия по-прежнему можно проводить на платной основе. Стандарт для полной школы сейчас подготовлен и находится в стадии обсуждения, все предметы там сохранены. В нём предусматривается профильная старшая школа, углубленное изучение определённых предметов. Всё это уже внедряется в сферу образования. Более того, Волгоградская область уже участвовала в приоритетном национальном проекте «Образование», одним из направлений которого был переход на нормативно-подушевое финансирование, введение новых систем оплаты труда, развития общественного участия. А значит, волгоградские школы уже приобрели хороший опыт, и дальше им будет не так сложно.

Власти не планируют бросать бюджетные учреждения на произвол судьбы. Подобные семинары будут продолжаться, будет вестись разъяснительная работа, а вопросы можно также адресовать в «Агентство культурных инициатив», созданное в регионе для того, чтобы оказывать консультационную, экспертную и методическую поддержку.

Анастасия КУВШИНОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации