13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Бес цели

Волгоградская область, принявшая свою антикризисную программу, оказалась в числе 28 наиболее продвинутых в этом плане регионов России. Проанализировавшая все эти программы компания ФБК отметила, что качество даже самых продвинутых программ оставляет желать лучшего. В регионе тоже не все довольны качеством антикризисной активности областной власти. Это стало очевидно после того, как на парламентском часе в областной думе обсудили реализацию законов области в сфере инвестиционной деятельности. Однако обсуждение оставило открытым вопрос: то ли законы у нас нехороши, то ли исполняют их без усердия.

Бесцельные меры

Как уже сказано выше, лишь 28 регионов из 83-х приняли программы по преодолению кризиса. Это данные на начало апреля. Учитывая, что на федеральном уровне программа антикризисных мер (АКМ) появилась лишь к концу марта, эксперты ФБК предлагают считать такой результат достойным. Тем более что, раз кризис оказался системным, то и выходить из него требуется системно - по программе. Однако дальше начинаются вопросы. Так, все программы ставят задачу преодолеть последствия мирового кризиса, и лишь две из них - программы Кемеровской области и Республики Карелия - ставят цель повышения конкурентоспособности экономики региона. По мнению экспертов, направления борьбы с кризисом для регионов стали всего лишь побочным результатом антикризисных мер. То есть логика поставлена с ног на голову: выбираем меры, а не цели. Программа Волгоградской области, хотя и не удостоилась отдельной критики, но не была отнесена экспертами к проработанным, открытым и доступным. Не поругали, но и не похвалили. Анализ 28 антикризисных программ позволяет выделить 9 основных направлений. Самое популярное из них - это поддержка малого бизнеса. Шаги в этом направлении предпринимают две трети регионов страны, в том числе и не имеющие своих антикризисных программ. В этом списке представлена и Волгоградская область с типичными особенностями: наиболее распространённым направлением помощи малому бизнесу стала финансовая поддержка, такие меры принимают большинство российских регионов, а вот меры налогового стимулирования использует лишь 21 регион. На федеральном уровне отмечается то же самое: распределение бюджетных ресурсов в виде помощи гораздо популярнее мер опосредованной поддержки - налоговых льгот. Снижая налоги, власть оставляет деньги у бизнеса и материально поддерживает его, но зато чиновники лишаются возможности распределять бюджетные деньги. «Меньше распределяют - в меньшем объёме получают административно-статусную ренту, - объясняют эксперты ФБК. - Вот это и является главной причиной, почему финансовая поддержка оказывается самым популярным направлением мер поддержки малого бизнеса». Не популярно в регионах и снижение административных барьеров. Причина та же: снижение арендной платы в этом плане мало отличается от налогов. И если власти Волгограда вынудили снижать ставки аренды, то к областной администрации с такими вопросами никто и не обращался.

Поддержка малого бизнеса - самая популярная тема для регионов всей страны. А вот для Волгоградской области самые проработанные темы - это социальная защита и рынок труда, а также восстановление кредитования. Большое количество мер прописано в областной программе по поддержке реального сектора. Гораздо лаконичнее антикризисная программа региона в вопросах стимулирования спроса, а также укрепления доходной базы бюджета и сокращения бюджетных расходов. Принимаемые в рамках этих направлений меры достаточно локальны. Например, Волгоградская область не значится в списках собирающихся сократить расходы на аппарат управления. Обещания такие власти в регионе давали, но, видимо, экспертам не удалось обнаружить их документального подтверждения. И, наконец, два направления антикризисных мер в Волгоградской области вообще не затронуты программой: это развитие инфраструктуры и поддержка ипотеки.

Зачем? А чтобы было

Кстати, вслед за федеральными властями в регионах составили свои списки системообразующих предприятий. У Волгоградской области такой список тоже есть. Зачем? Теперь, спустя некоторое время после его создания, руководство входящих в список предприятий предполагает только один мотив «а чтоб был». Эксперты ФБК считают самой главной проблемой то, что объявленная помощь госорганов демотивирует предприятия к собственной активной антикризисной деятельности. Зачем искать новых потребителей, если обещана прямая господдержка? Зачем платить налоги, если можно надеяться на реструктуризацию? Возможно, эта точка зрения и верна, но только для тех, кто в спиcки не вошёл, но не теряет надежды решить свои проблемы за государственный счёт. Те, кто вошёл, уже получили внятный ответ, что им за это будет: ничего. Денег не дадут, зато надо всё время подавать какие-то справки и отчёты. То есть почётное звание системообразующих налагает на предприятия новые обязанности, не давая реальных преимуществ. Реальные же преимущества регионам сегодня даёт запуск ранее подготовленных проектов, таких, как запуск автосборочного конвейера в Калужской области. Белгородская область сохранила индекс промышленного производства в 1 кв. 2009 г. по сравнению с 2008-м за счёт резкого роста производства мяса (на 76% - нацпроект «АПК» в действии!), а Калмыкия показала заметный рост нефтедобычи (+27%). В Волгоградской же области индекс промышленного производства в 1-м квартале 2009 г. упал до 78% от уровня 1-го квартала 2008-го, хотя реальные денежные доходы населения в январе-феврале оказались почти на 10% выше прошлогодних месяцев. Уже один этот факт подсказывает, что промышленность не является основным источником благосостояния населения области, однако поддержка реального сектора для властей региона остаётся приоритетом.

Котлета из коня и рябчика

Парламентский час - это новая традиция областной думы нынешнего созыва. Депутаты собираются за час до заседания, чтобы послушать кого-то из исполнительной власти и задать свои вопросы. По итогам обсуждения принимают рекомендации. Чем отличается эта процедура от собственно рассмотрения вопроса на заседании думы? Исполнительная власть здесь солирует, поскольку доклады депутатов не предусмотрены. Но последнее слово всё равно остаётся за ними - в текстах рекомендаций. Так вот, пока на парламентском часе первый вице-губернатор Александр Шилин рассказывал о том, как администрация области работает с инвесторами, депутаты и приглашённые читали проект рекомендаций, где было сказано, что «анализ применения регионального инвестиционного законодательства выявил низкий уровень эффективности его реализации». Действительно, А. Шилин рассказал, что в 2008 г. в области лишь два предприятия получили льготы по налогу на прибыль - это тепличное хозяйство «Овощевод» и нефтеперерабатывающий завод «ЛУКОЙЛ-ВНП». Общая сумма льгот - почти 1,7 млрд руб. - распределилась между ними в кулинарной пропорции «полконя на полрябчика»: 1,6 млрд - на долю «ЛУКОЙЛа». По словам А. Шилина, эти льготы оказались очень эффективными: прирост налоговых поступлений в бюджет, непосредственно увязанный с этими льготами, составил 4 млрд рублей. По его мнению, предоставление льгот по налогу на прибыль, особенно для новых предприятий, эффективно для бюджета, поскольку в данном случае речь не идёт о выпадающих доходах, регион уступает доходы, которых у него нет, но это привлекательно для инвестора. Область готова была предоставить этим двоим льготы и по налогу на имущество, но прокуратура не позволила. Для администрации области признание эффективности налоговых льгот почти сенсационно. В 90-х годах регион был пионером в разработке законодательства, с помощью налоговых льгот стимулирующего те или иные сферы экономической жизни. В начале 2000-х инвестиционное законодательство было подвергнуто жесточайшей ревизии, в результате чего законы, по меткому выражению одного из их авторов, превратились в философские трактаты. Прежде это были законы прямого действия: выполнил условия - получи награду. В 2000-х законы стали «с фишкой»: сначала надо договориться с администрацией области. И вот результат. В 2007-2008 годах государственные гарантии получили 4 организации, налоговые льготы - 2, закон о залоговом фонде не работает, так как фонда нет (не сформирован), а в отношении венчурного фонда у депутатов есть подозрения, что выделенные фонду средства расходуются на содержание аппарата - и только.

В ходе парламентского часа А. Шилин и депутатская оппозиция обменивались репликами, пытаясь найти и одновременно не найти виноватых в том, что в Волгоградской области дела идут не лучше, чем в Белгородской. Вопрос: когда мы по объёму инвестиций приблизимся к 1990 году? Ответ: есть вещи, которые не зависят от исполнительной и законодательной власти, всё решают хозяева. Вопрос: что получили системообразующие предприятия региона? Ответ: они могли бы получить налоговые льготы, но прокуратура не позволит, это следствие несовершенства законов, а прямая помощь им ограничена возможностями бюджета области». Сторонний наблюдатель этой дискуссии, пожалуй, мог бы сказать, что дискуссия зашла в тупик. Администрация области устами А. Шилина так и не сказала, что действующие законы не вдохновляют инвесторов. А депутаты областной думы предпочли уклончивые формулировки о недостаточно эффективном использовании этих законов. Между тем, в районах области инвестиционный климат очень часто определяется не областным законом и не постановлением районной администрации. Ранг привлекательности территории для инвестора определяется в процентах - какую долю будущего проекта глава и его первый зам желают получить для себя.

Анна СТЕПНОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации