13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Поселениям стимулируют налоговую потенцию

30 мая проект областного бюджета на 2008-2010 годы будет внесен на рассмотрение облдумы. Депутатам впервые предстоит рассмотреть и принять финансовый документ на три года вперед. А финансистам в поселениях, районах и на уровне области исполнять этот бюджет в условиях новых межбюджетных отношений. 17 мая в областном комитете бюджетно-финансовой политики и казначейства прошел семинар для сотрудников территориальных управлений комитета, районных и поселенческих администраций. Участникам семинара на примерах показали, как рассчитать индекс налогового потенциала, уровень бюджетных расходов и определить объемы дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности территорий.

Делиться надо

26 апреля новую методику межбюджетных отношений утвердили депутаты областной думы. В ближайшее время в районах области будут разработаны и утверждены собственные методики распределения фонда финансовой поддержки поселений. Районные методики должны сохранить неизменными основные положения областного документа алгоритм выравнивания уровня бюджетной обеспеченности, распределение всего объема фонда финансовой поддержки в текущем году и гарантии неуменьшения дотаций конкретному поселению по сравнению с прошлым годом. В то же время районам дается свобода: в выборе дополнительных коэффициентов удорожания в дополнение к уже существующим в областной методике; в определении репрезентативной структуры бюджетных расходов для поселений внутри района; в направлении части собственных доходов района на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений. В процессе обсуждения и принятия новой областной методики местным властям более всего хотелось просчитать объемы дотаций районам и поселениям на 2008 год. Однако сделать это им мешало отсутствие данных официальной муниципальной статистики 2006 года и незнание общей суммы фондов поддержки территорий, заложенных в бюджет на 2008-2010 годы. Зампредседателя областного комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Дмитрий Завьялов предложил выход считать объемы будущей помощи исходя из размеров областных фондов 2007 года: «В новой методике есть норма, гарантирующая меньше не будет. А когда в начале лета будет ясность с точными цифрами бюджета-2008, дополнительные средства можно будет распределить между поселениями в уже просчитанной пропорции». В областной методике впервые заложен и будет действовать механизм изъятия части доходов тех поселений, у которых подушевые налоговые доходы более чем в 2 раза превысили среднепоселенческий уровень. Такие поселения должны будут перечислить в облбюджет 1/2 часть суммы превышения. Если муниципальное образование не выполнит требования, к нему будут применены взыскания.

По справедливости

Уровень бюджетной обеспеченности территорий рассчитывается как частное от деления индекса налогового потенциала на индекс бюджетных расходов. О расчете индекса бюджетных расходов подробно говорили на семинаре-совещании представительных органов местного самоуправления, который состоялся 17 апреля в облдуме. «ДП» подробно описывало этот семинар в материале «Богатые поселения тоже плачут» («ДП» 16, апрель 2007 г.). Поэтому в этот раз более подробно остановимся на особенностях расчета индекса налогового потенциала (ИНП) поселения. Минфин России внес в расчет ИНП субъектов РФ принципиальные изменения, учтя в том числе и предложения волгоградских ученых и финансистов. Об изменениях в расчете ИНП муниципальных образований Волгоградской области участникам семинара рассказал начальник отдела анализа и прогнозирования доходов Сергей Подобряев. Раньше для определения индекса налогового потенциала использовался объем прогнозируемых налоговых доходов бюджетов муниципальных образований, который определялся методом прямого счета или методом от начисленных сумм налога в прошлом году. Бюджетный кодекс запретил использовать для расчетов уровня бюджетной обеспеченности показатели фактических доходов территорий. И предложил считать ИНП либо исходя из макроэкономических показателей, характеризующих конечный доход территорий, либо методом репрезентативной налоговой системы (РНС) исходя из отношения средних налоговых ставок к средним налоговым базам. Сергей Подобряев объяснил, почему волгоградские финансисты выбрали второй метод: Одна из функций механизма распределения финансовой помощи мотивация органов МСУ к максимальному использованию собственного налогового потенциала. В одном поселении, например, действительно недостаточная налоговая база, а во втором местные власти без усердия собирают налоги. Метод репрезентативной налоговой системы позволяет сравнить, как работают территории над собираемостью налогов. И больше помочь тем, кто больше нуждается в помощи в результате недостаточной налогооблагаемой базы, чем тем, кто недостаточно ее использует. Считаем это обоснованным и справедливым. Каждый район определяет репрезентативную налоговую систему совокупность налогов, которые берутся для расчета ИНП. Пусть это будут налоги на землю, на доходы (НДФЛ) и имущество физических лиц и единый сельхозналог. По каждому налогу просчитывается прогноз показателя, характеризующего размер налоговой базы. Для НДФЛ это фонд оплаты труда (ФОТ), для налога на имущество инвентаризационная стоимость имущества, для сельхозналога суммарный объем продукции сельхозпредприятий, крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Эти прогнозные величины имеются в районных комитетах экономики. При расчете налогового потенциала по земельному налогу разработчики методики пошли навстречу пожеланиям территорий и согласились брать за основу не кадастровую оценку земли, а суммы фактически начисленного налога за 2006 год. Потому что, по общему мнению, результаты кадастровой оценки волгоградской земли сильно расходятся с реальным положением дел. «Но в дальнейшем, предупредил С. Подобряев, придется перейти на расчеты по кадастру». Докладчик считает, что использование прогнозных показателей решает проблему учета изменений, которые произойдут в экономике муниципальных образований, например, ликвидация организаций, высвобождение работников и, как следствие, сокращение поступлений НДФЛ: «Если брать данные статистики, это действительно учесть невозможно. А оценка налогового потенциала на основе прогноза учитывает большинство будущих изменений».

Коррекция веса

При расчете налогового потенциала специалисты комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства предлагают применять еще и корректирующие коэффициенты. По земельному налогу скорректировать сумму начисленного налога за 2006 год на площади неоцененных земель или земель, которые пока не учтены для налогообложения. По НДФЛ учесть опережающий или отстающий рост ФОТ по сравнению с ростом поступлений самого налога. После скорректированную коэффициентами налоговую базу (за исключением земельного налога) надо умножить на репрезентативную налоговую ставку, потом на норматив зачисления налога в бюджет района (или поселения). Репрезентативная налоговая ставка средний по району уровень отдачи налоговой базы. То есть по закону ставка по НДФЛ составляет 13%. Но если соотнести реально перечисленный налог и ФОТ скорее всего, процент отчислений в бюджет получится меньше 13% с учетом налоговых вычетов, кроме того, кто-то недоначислил налог, кто-то не успел перечислить его. Удобней разобрать этот момент на цифровом примере (см. таблицу). В качестве налоговой базы выступит ФОТ 2008 года, взятый из прогноза социально-экономического развития района. Этот ФОТ корректируется на коэффициент, который показывает, что в 2006/2005 годах объемы НДФЛ росли на 34% быстрее ФОТ. Затем находится репрезентативная налоговая ставка как отношение реально уплаченного по району НДФЛ в 2006 году к объему ФОТ в 2006 году. Средняя ставка составит 12,6%. Перемножив ФОТ 2008 года, коэффициент и репрезентативную ставку, получим прогнозный объем НДФЛ в районе. Это налоговый потенциал по НДФЛ. А индекс налогового потенциала можно рассчитать, сравнив подушевой налоговый потенциал одного поселения со среднепоселенческим уровнем.

Мнение:

Начальник территориального управления комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства в Старополтавском районе Ирина Зеленская:

- В нашем районе 18 поселений. Мы ожидаем, что в 2007 году они соберут 20 млн рублей собственных доходов. Еще 41 млн рублей они уже получили из фонда финансовой поддержки поселений. У нас высокодотационные поселения их собственные доходы в два раза меньше дотаций. В новой методике нам нравится отход от нормативного подхода при определении бюджетных расходов территорий. Теперь местные власти совместно с жителями смогут сами расставлять приоритеты куда важней направить деньги: на благоустройство территории или на ремонт клуба. После семинара ясности стало больше. Завтра приедем в район, попробуем посчитать некоторые показатели. Возьмем фактические данные по поселениям в 2006 году, определим структуру расходов по поселениям. По данным районного комитета экономики просчитаем основные среднепоселенчекие показатели. И начнем считать налоговый потенциал и бюджетные расходы по тем данным, которые найдем у себя. Мы предполагаем дополнить районную методику двумя коэффициентами удорожания стоимости бюджетных услуг. Обязательно введем предлагаемый облфином коэффициент площади культурных заведений. Если библиотека и дом культуры находятся в одном помещении это одни расходы. А в отдельных зданиях другие. Второй коэффициент, который мы прорабатываем, учитывает ветхость бюджетных учреждений. В одном из наших поселений нефтяники «Саратовнефтегаза», которые там работают, отремонтировали дом культуры. А в другом поселении здание дома культуры стоит более полусотни лет и находится в аварийном состоянии. Второму поселению объективно нужно больше средств. Часть данных нам предлагают брать из отчетов налоговой инспекции. У глав поселений масса претензий к работе налоговиков. Их данные по земельным участкам, по операциям с имуществом, по миграционным процессам, как правило, редко обновляются и не совпадают с данными внутрипоселенческого учета. Много неучтенной налоговиками земли, имущества. По ним налоги не начисляются, бюджеты поселений теряют серьезные деньги.

Алгоритм выравнивания уровня бюджетной обеспеченности (обязателен к применению на межрайонном и межпоселенческом уровне):

1. Расчет индекса налогового потенциала территории.

2. Расчет индекса бюджетных расходов территории.

3. Расчет первоначального уровня бюджетной обеспеченности территории.

4. Распределение финансовой помощи (расчетных дотаций) между муниципальными образованиями.

5. Замена расчетных дотаций дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений по налогам.

6. Определение объема дотаций из фонда финансовой поддержки в разрезе муниципальных образований.


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации