13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Очередь за землей простоит до сентября

С октября прошлого года мэрия приостановила выдачу земельных участков под строительство жилых и коммерческих объектов. Новый Градостроительный кодекс запретил прежний порядок предоставления земли (с обременением в виде инвестиционного сбора) и определил новый, конкурсный механизм. Предприниматели опасаются, что в результате и цена земли поднимется, и дефицит не исчезнет. В мэрии же считают, что через год-два рынок земли станет более цивилизованным и прозрачным. А пока длится эта вынужденная пауза, землю продают те, кто успел оформить ее по прежним правилам.

Цена в 400 городских бюджетов

Устоявшееся мнение, что в городе земли для бизнеса нет, определяется рядом предпосылок. Недостаток и изношенность коммунальных сетей, особая территориальная схема Волгограда, массовые раздачи земли (под занавес правления прежнего мэра Юрия Чехова и в начале правления нового Евгения Ищенко), региональная экспансия крупных ритейлеров привели к ажиотажному спросу на землю. Ситуацию усугубляет неафишируемое желание властных органов придержать единственный оставшийся в их распоряжении ресурс.

В Волгограде, по данным комитета по земельным ресурсам, 56 тыс. га земли. По кадастру средняя стоимость 1 квадратного метра порядка 5 тыс. руб. Вся земля в городе тянет на 2,8 триллиона рублей, что в 400 раз больше годового дохода городского бюджета. Цена вопроса впечатляет. Земля ограниченный и вечный ресурс, поэтому неясностей, споров и недомолвок вокруг ее распределения хватает. Говорить на эту тему волгоградские предприниматели соглашались в основном на условиях анонимности. Да и в мэрии нелегко было найти желающих обсудить земельный вопрос.

До октября 2005 года механизм работал так крупный инвестор приходил в мэрию со своими планами. Город раскрывал объятия и просил перечислить в бюджет дополнительно 12% от сметной стоимости объекта в виде инвестиционного сбора. Местным инвесторам эта норма не нравилась, они пытались с ней бороться, но безуспешно. А бизнесмены со стороны, при избытке финансовых ресурсов и недостатке административных, соглашались. После этого инвестор согласовывал границы земельного участка, проходил инвестиционный комитет и все прочие процедуры оформления земли. Процесс формирования земельного участка также оплачивал инвестор, несмотря на 12%-ный сбор.

Даже публичное одобрение проекта первыми лицами города не гарантировало легкого и быстрого прохождения всех этапов. Иногда выяснялось, что именно этот участок обещан другому инвестору, обременен или непригоден для строительства объекта. «Трудно согласовать выбор земельного участка. Тыкаешь пальцем в план города говорят, обременено. Надо договариваться с тем, кому земля принадлежит. Потом начинаешь документы оформлять придираются к запятым», объясняет один из инвесторов. Знающие люди говорят, что окончательное решение по земле принимал в городе узкий круг из 5-10 человек, который в случае самых вкусных земельных участков сокращался до 3-5.

Некоторые инвесторы пытались договариваться с распорядителями федеральных земель (промышленными предприятиями, федеральными учреждениями), чтобы те отказались от части своей земли и передали ее мэрии. После вступления в силу закона 131 с главой о разграничении полномочий процедура усложнилась федеральная земля передается федеральному фонду имущества, а позже выставляется на торги. Правда, как это делать, в местном РФФИ пока не знают. Выкуп частной земли под промпредприятиями чреват решением вопросов перезонирования территории. Показателен пример с магазином «ИКЕА» даже при усиленном содействии областных властей на решение вопроса об изменении назначения земель сельхозназначения в Городище понадобился год.

Мнение прокуратуры

Новые законы требуют от муниципалитетов тщательной подготовки выставляемых на конкурс земельных участков они должны быть свободны от обязательств третьих лиц и иметь все необходимые инженерные коммуникации. «Это долгий и дорогой процесс. Только межевание одного из семисот волгоградских микрорайонов занимает от 2 до 4 месяцев и стоит от 0,5 до 3 млн руб.», рассказывал на пресс-конференции первый вице-мэр Андрей Доронин. Именно поэтому, по его версии, в Волгограде с октября 2005 на аукцион не выставлен ни один участок земли для жилой и крупной коммерческой застройки. Среди предпринимателей на этот счет иное мнение мол, своим людям земли продолжали выделять.

В ответе генпрокуратуры РФ, подписанном заместителем генпрокурора Николаем Шепелем, на запрос депутата Госдумы Алевтины Апариной упоминаются факты выделения земельных участков: компании «Ди-Ви-Ай» постановлением от 19 декабря 2005 года, компании «Союзнефтегазстрой» постановлением от 28 сентября 2005 года, компании «Квартстрой» постановлением от 24 ноября 2005 года. Прокуратура опротестовала разрешения на строительство и приостановила возведение объектов. Первый заместитель мэра Волгограда по правовым вопросам Роланд Херианов объясняет «ДП»: «В том, что постановления мэрии датированы после вступления в силу конкурсного механизма, нет нарушений. Инвестиционный комитет рассмотрел заявки этих компаний до октября 2005 года, просто постановления задержались. Заметьте, прокуратура оспаривает нарушение экологического законодательства, а не само выделение земли. Сейчас нарушения устраняются».

Однако у прокуратуры есть претензии и по земельному вопросу. Прокурор области Леонид Беляк на заседании регионального совета безопасности заявил, что администрацией Волгограда на кабальных условиях заключались инвестиционные контракты с застройщиками. В обмен на 10-12% общей жилой площади квартир администрация должна была делать то, что входит в ее прямые обязанности. Прокуратурой в арбитражный суд было направлено 13 исковых заявлений о признании таких контрактов недействительными. Г-н Херианов говорит, что по 8 из спорных случаев администрация, считая себя правой в отношении 12%-ного сбора, все же пошла на отмену постановления о выделении земельных участков. Теперь бизнесмены будут доказывать свое право на земельные участки в суде. Вице-мэр считает, что суд, вероятно, примет сторону бизнесменов, тем самым подтвердив правоту горадминистрации.

Дешевле не будет

В мэрии считают, что конкурсный механизм нормализует ситуацию с землей, решит проблемы ее дефицита. К майскому аукциону подготовлены 5 участков в Красноармейске, а массовые аукционы начнутся с сентября. По словам Р. Херианова, мэр Евгений Ищенко решил выделять по конкурсу землю не только под жилищное строительство, как того требует закон, но и самые интересные участки под коммерческую застройку. Участники рынка замечают, что в мэрии пока не создана структура, которая займется оценкой земли, и уверены, что цена земли возрастет больше, чем на 12%. Непонятна и судьба участков, спрос на которые аукцион не выявит, а мэрия уже инвестирует бюджетные средства в их формирование.

Тем временем земля в городе продолжает продаваться. Отлично себя чувствуют компании, которые получили землю про запас. Иногда они устраивают торги, чтобы продать ресурс выгоднее. Расширить предложение земли в городах должно ожидаемое решение правительства о льготном выкупе федеральной земли промпредприятиями по цене не выше 2,5% от кадастровой стоимости.

Коммерсанты проявляют недюжинный интерес к земле в пригородах. Районные власти оценили этот интерес. Имея право распоряжаться землей из фонда переселения, они принимают новые уставы, формируют единые земельные участки. Право распоряжения землей делает выборные должности в таких районах крайне привлекательными вспомним борьбу за кресло председателя Светлоярского райсовета. Упрочить свои позиции за счет земельного ресурса попыталась недавно и администрация области. Губернатор вышел на думу с законопроектом «Об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в госсобственности до разграничения госсобственности на землю». Для того чтобы распоряжаться землей в Волгограде и в других городах, находящейся в госсобственности, но не прошедшей процедуру разграничения, самому, а не делегировать это право горадминистрации, парламентарии добро не дали.

]

А пока большинство участников рынка пребывают в замешательстве. «Хуже всего, когда нет ясности сколько земли в городе, сколько ее будет в свободном доступе, говорит член совета директоров ОАО «ВЗ «ЖБИ 1», депутат гордумы Геннадий Мурылев. Нашему строительному предприятию уже сейчас необходимо формировать производственную программу на 2008 год. Нет земли, нет программы. Ждем обещанных мэрией сентябрьских аукционов, но точно знаем, что дешевле земля не станет».

Татьяна Тараканова


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации