13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Ветеранам торговли два года до пенсии

Мэрия Волгограда объявила о том, что несколько компаний с мировым именем планируют прийти на рынок Волгограда: это петербургское ЗАО «Старт» (сеть гипермаркетов стройматериалов и товаров для дома), а также продуктовые сети «Ашан» и «ПАТЭРСОН». Есть планы строительства гипермаркетов и у работающих в городе «Карусели» и «Ленты». Если они будут реализованы, в городе появится до десятка новых гипермаркетов. Между тем, на сегодня рынок торговой недвижимости региона сбалансирован с точки зрения спроса и предложения, а реализация уже заявленных проектов приведёт к перенасыщению.

Специфика развития рынка торговой недвижимости в российских регионах была темой доклада директора отдела компании Jones Lang LaSalle Владимира Пантюшина на очередной встрече регионального пресс-клуба компании «Техносила» в Санкт-Петербурге. Его отдел занимается экономическими и стратегическими исследованиями по России и СНГ. Анализируя доходы и расходы жителей регионов, а также объёмы торговых площадей в регионах, отдел прогнозирует перспективы торговой недвижимости на несколько лет вперёд. Результаты исследований приведены в диаграммах, и пересказывать их нет смысла, нужно сделать лишь несколько попутных замечаний. Прежде всего - по поводу совпадения или несовпадения данных компании с официальной статистикой. По словам В. Пантюшина, на юге России особенно заметно влияние теневых доходов: так, в Краснодаре, по подсчётам аналитиков компании, официальный доход населения в два раза ниже, чем то, что люди несут в магазины. Российский рынок торговой недвижимости, очевидно, пойдёт по пути аналогичных рынков Восточной Европы, которая уже дошла до остановки роста из-за насыщения рынка.

Итак, диаграммы 4-5 показывают, что к 2010 году Волгограду грозит перенасыщение торговыми площадями - на самом деле ситуация может стать ещё более острой, т.к. не заявленные официально проекты, естественно, в исследовании не учтены. Субъективно перспектива перенасыщения ощущается уже сейчас: в недовольстве горожан, особенно молодых, строительством «ещё одного ТРЦ». И этому есть две причины. Во-первых, опросы показывают, что крупные города прошли первую стадию потребления, когда покупают только продукты питания, и вступили в новую фазу - покупки одежды и обуви. Не за горами и третья - спроса на электронику и услуги. А пока именно одежды в крупных магазинах, судя по опросам, не хватает сейчас покупателям крупных городов России. Между тем, ритейлоры и девелоперы предлагают в первую очередь продуктовые магазины, а это уже не интересно.

Во-вторых, спрос стремительно смещается в сторону качественных торговых площадей. А в понятие качества входят удобное размещение, наличие подъездных путей и внятной парковки и многое другое. Торговый центр без парковки (или с чисто условной - для галочки - парковкой), которыми изобилует центр Волгограда, не имеет будущего. Кроме того, важной частью торговых центров становится развлекательная составляющая. А эта составляющая у нас слишком однообразна: боулинг и кино. Искать уникальные форматы пока региональные застройщики не готовы. Такими нестандартными решениями в зарубежных странах являются океанариумы, скалодромы, роллер- дромы, планетарии, аквапарки. Они и генерируют потоки посетителей в торговых центрах. Без них в ТРЦ ходят только жители ближних улиц. По данным исследователей Jones Lang LaSalle, в США, чтобы попасть в уникальные торговые центры, посетители преодолевают расстояние свыше 250 км. Возможность проведения семейного досуга в таком центре увеличивает и число постоянных посетителей, и время, проводимое ими там. Соответственно, сумма среднего чека здесь минимум на 50% выше, чем в обычном ТЦ.

Вот это интуитивное понимание того, что на рынке предлагается уже устаревшая модель торгового центра, и не даёт волгоградцам радоваться появлению новых ТРЦ. Кстати, Казань, обогнавшая многие регионы, с проблемой перенасыщения рынка уже столкнулась, и в ближайшее время новым застройщикам придётся заниматься ТРЦ третьего поколения. А морально устаревшие ТЦ-ветераны будут или снесены, или перепрофилированы. Такая же участь, очевидно, ждёт и несколько волгоградских торговых центров. Навскидку к наиболее проблемным с этой точки зрения можно отнести Центральный универмаг, «Царицынский пассаж», галерею «Всё для тебя», не говоря уже о рынках-барахолках, которым имело бы смысл задуматься о рациональном использовании своей территории не после банкротства, а до.

Какова же роль региональных и муниципальных властей в процессе? По мнению В. Пантюшина, спрос на современную торговую недвижимость - более важный фактор, чем позиция власти, так как именно спрос преодолевает необходимость строить навязанные властями развязки, коммуникации и прочее. Впрочем, он замечает: «Губернатор, который встречает девелоперов с распростёртыми объятиями, получает от них больше, чем те, кто сразу ставит обременения».

СПРАВКА:

Jones Lang LaSalle - единственная компания в сфере недвижимости, вошедшая в список журнала Forbes «400 лучших компаний», имеет свыше 170 представительств, работающих на рынках более чемP700 городов в 60 странах. Оборот компании в 2007 году составил $2,7 млрд. Jones Lang LaSalle предоставляет комплексные услуги в области недвижимости и управления капиталом на местном, региональном и глобальном уровнях собственникам, арендаторам и инвесторам. Jones Lang LaSalle является лидером рынка услуг в области управления корпоративной недвижимостью - портфель компании составляет более 110 миллионов кв. метров по всему миру.


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации