13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Сказать себе «нет»

Можно назвать Волгоград культурным городом? Об этом генеральный директор ЗАО «Институт Волгоградгражданпроект» Андрей КУПРИКОВ распрашивал заместителя директора Волгоградского музея изобразительных искусств Татьяну ГАФАР.

- Татьяна Викторовна, сегодня вновь идут разговоры о том, какова нынешняя интеллигенция, какое место она занимает в нашем меркантильном обществе. Масса мнений, неоднозначных. Есть ли у вас своё определение интеллигенции, и согласны ли вы с тем, что люди искусства, не связанные с государством, со службой, - всегда должны находиться в оппозиции к власти?

- С одной стороны, интеллигенция - это принадлежность к определённому типу профессий, а с другой - образ жизни, мыслей. Всё пошло от разночинцев - когда появился этот пласт промежуточный, который не относился ни к аристократии, ни к крестьянству, ни к купечеству: люди, которые занимались медициной, учительством. Сюда же стали примыкать поэты, писатели. Что же касается протестности... Вряд ли в советское время вся интеллигенция была протестной. Это, я думаю, связано с внутренней жизненной позицией. Но люди, которые связаны с творчеством, всегда должны помнить, что их деятельность в первую очередь направлена на пробуждение светлых сторон жизни человека, которые связаны не столько с интеллигентностью, сколько с культурой. Что отличает человека от животного? Только наличие культуры. Это не инстинктивная вещь, это то, что человек вырабатывает в себе сам. Мне понравилось одно определение: человек культурен настолько, насколько может сказать себе «нет». Почему мы связываем культуру только с походами в театр, музей, концертный зал? Извините меня, не писать под деревом - это тоже элемент культуры. И может быть, культура должна начинаться именно с того, что человек должен запретить себе делать это.

- А как вы относитесь к фразе, что о высоком искусстве лучше думать на сытый желудок? Может быть, не очень богатый русский народ больше озабочен пропитанием, чем высоким искусством?

- И это тоже правильно. Когда человек 24 часа в сутки думает о том, как прокормить свою семью, своих детей, требовать от него что-то ещё... Понимаете, это всё закладывается с детства, только тогда это станет такой же потребностью.

- Так это годы нужны, поколения...

- Но есть хороший пример. В 60-х годах XIX века Перов написал картину «Приезд гувернантки в купеческий дом», там купчина стоит со своим слащавым сыном, и очень милая, интеллигентная женщина. Раньше эту картину как трактовали - вот оно какое, жуткое купеческое сословие, какие они сволочи. Но даже если это было так - это купечество 60-х годов. А 90-е? Третьяков, Мамонтов, Морозов, Щукин - это тоже купцы, просто прошло время после приезда гувернантки.

- Как вы считаете, сегодняшний Волгоград культурный город?

- Я бы не сказала... Есть какие-то островки, но мы находимся на периферии в содержательном, идейном, управленческом контексте. Даже в управленческом контексте. Очень многие инициативы, которые могут сделать Волгоград конкурентоспособным в культурной сфере, если и находят какую-то поддержку, то чаще всего извне, а не внутри.

- Все знают о питерской интеллигенции, которая порой обращается: сударь, не желаете ли скинуться на троих? Питер этим очень гордится, и это не смогли убить ни 70 лет совка, ни 15 лет нашего безвременья. Вот Волгоград - много вузов, институтов, предприятий, на которых работает элита рабочего класса, тоже достаточно образованного. Почему же мы оказались на периферии? Как культура может изменить облик, атмосферу города?

- Ещё недавно на культуру были возложены определённые функции - формировать человека определённого образа жизни. И культура это делала. Кто-то талантливо, кто-то бесталанно и льстиво, кто-то - никак. Но был принципиальный вектор, направление. После того, как этот вектор ушёл, роль творческой интеллигенции свелась к тому, чтобы вскрыть язвы, пороки, показать, как плохо было, научить людей любить свободу. А потом - у меня сложилось ощущение - массовая культура, телевидение, глянец ушли в абсолютно экономический сектор, на заработки. А зарабатывать проще всего на самых низких инстинктах. И в культуре, в элите начались брожения - что делать? Зарабатывать деньги или воспитывать доброе, вечное? Да и сами учреждения культуры, находившиеся долгое время в ситуации госзаказа, не думали, что им придётся существовать в других условиях. Ростки есть, менеджеры от культуры уже появились. Надо просто перезагрузиться, чтобы стереотипы снять. У нас есть мать-Родина - замечательно. Есть казачий ансамбль - прекрасно. Но давайте посмотрим, что у нас ещё есть. Фестиваль видео-арта, художники, которые очень востребованы в Москве, есть Серов, которого канал «Культура» называет в числе лучших детских и молодёжных режиссёров-постановщиков. Шире надо смотреть. И перестать жить планами мероприятий. Что будет после того, как вы это сделаете? Надо в процентах, в цифрах, в количестве людей, которые перестанут колоться и плевать мимо урн! А у нас до сих пор пишут: «Цель проекта - воспитание гуманной, гармоничной личности». Всё начинается с того, что люди вокруг чего-то объединяются. Я начала верить, что можно изменить ситуацию к лучшему после того, как стали ремонтировать здание Детско-юношеского центра.


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации