13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Красная шапочка на «Зеленой неделе»

Идея развития народных промыслов в Волгоградской области как подспорья занятости населения и как маркетинговой фишки региона вовлекает в свою орбиту не только народных мастеров, но и профессионалов. Известный волгоградский художник Татьяна АНТИПОВА рассказала «ДП» о своем участии в развитии народного творчества и о том, как его превращают в бизнес маленький, но красивый, и очень нужный там, где другой работы нет.

Худсовет выходит в люди

- При администрации области лет 10 работает художественный совет, куда входят художники разных специальностей живописцы, графики, прикладники Совет призван помочь человеку, который что-то делает и хочет считать себя народным мастером: сказать, что есть хорошо и что есть плохо в его потугах стать мастером. Мы помогаем тем, кто хочет повысить свой уровень, чтобы не просто выходить к поезду продавать свои изделия, а получать действительно серьезные заказы, как, например, урюпинские мастера пухового вязания от модельера Зайцева. Лет пять назад открыли магазин «Царицынский сувенир» по идее, люди могли продавать свои вещи там. Что-то получилось, что-то нет, но не громко все это прозвучало. И вот недавно наш совет начал кататься по районам области. Желающих считаться народным промыслом всегда было не так уж мало и в Волгограде керамический завод, ватная фабрика когда статус народного промысла дает налоговые льготы, то и у промышленников появляется желание такой статус получить. Они вносили какие-то элементы ручной работы в свои изделия. И мы шли им навстречу, какие-то изделия могли признать народными промыслами. А потом администрация стала заниматься не просто советами, но и развитием. Появилась целевая программа помощи народным промыслам. До нее каждый был сам за себя: связала мастерица платок, пошла на станцию, продала-не продала, никто тебе не поможет. А вот теперь появляются объединения, как в Урюпинске. Уже есть разделение труда, и у вязальщиков больше душа не болит, где козу пасти, как шерсть мыть, а задача мастера изготовление действительно художественных вещей. В Урюпинске был мэр Валерий Сушко, очень им помог. Теперь они проводят конкурсы мастеров, их Покровская ярмарка уже вышла на региональный уровень. Хотя там есть еще много одиночек, которые сами торгуют на рынке или у поездов, но вообще возможность сдавать изделия на реализацию это уже здорово. С таким объединением и власти удобно иметь дело, вот, например, администрация области ездит в Германию на «Зеленую неделю», берут с собой их изделия, и там они пользуются бешеной популярностью. И теперь уже немцы заказывают им напрямую. Этот успех навел на мысль, что нужно как-то подтолкнуть процесс, чтобы он не растягивался на годы, чтобы результат был виден быстрее. И мы решили за год проехать по всем районам области. Я, правда, была не во всех, очень жалею, что не попала в Алексеевский район, там много интересного. Была в Чернышках, Суровикино, Калаче-на-Дону, Клетской, Урюпинске само собой. В мае едем в Михайловку там старообрядческие традиции, на Пасху мы бы народ не собрали. В нашей группе обязательно есть художник, технолог и представитель администрации Машенцева или ее заместитель.

Особенность народных промыслов в области в том, что они идут от пришлых людей, казаки все воевали да воровали, заниматься такими вещами им было недосуг, поэтому, например, традиции вышивки у них нет. Когда стали торговать эльтонской солью пришли переселенцы с Украины, весь север области Даниловка, Михайловка населен украинцами, плюс еще переселенцы из близлежащих губерний Пенза, Тамбов, Воронеж, значительную часть народной художественной культуры они принесли оттуда. Что-то прижилось, что-то нет, но при этом они использовали местный художественный материал. В одном из районов нам для встреч дали актовый зал школы, и у нас родилась идея приглашать на эти встречи детей, пусть смотрят, учатся, может, захотят сами что-то делать, не все же уедут, а так у них уже дело будет. И чем больше мы ездим, тем глубже вникаем в проблему, тем больше видим и больше можем помочь. Сначала мы просто рассказывали: что такое колорит, как использовать орнамент, что такое золотое сечение и как его применить. По ходу пришла идея заниматься еще и профориентацией, рассказывать про наши вузы, чтобы был повод встречаться с молодежью, а не только с одними бабушками.

Нам иногда говорят: да они лучше вас знают, как кубики вывязывать. А дело не в кубиках. В станице Перекопской на нашу встречу пришла женщина, два часа сидела, а потом говорит: да что я тут с вами сижу, я же веду кружок плетения из лозы, я думала, вы мне новые приемы покажете, а вы мне о пропорциях рассказываете. Да не в этом дело. Приемы можно из литературы брать, у стариков учиться, а мы толчок даем, показываем, как на этом заработать можно. Хотя, например, в Калаче есть классный дядька, который лозоплетением занимается, и мы начинаем их всех друг с другом соединять, помогаем устроить мастер-класс. А ведь после того, как человек начинает смотреть на свою работу как на что-то серьезное, а не просто «связал-продал», у него другое отношение к работе появляется. Осенью у нас будет ярмарка, фестиваль в Ленинске мы хотим устроить ярмарку, пусть не такую, как Покровская, но зато тут будут свои фишки керамика и плетение, чего нет в Урюпинске. В проекте у нас еще и издание методической литературы с помощью наших умельцев, потому что они не вечны.

Творчеству нужен менеджер...

Творческих людей много, но они не организованы, и помочь им бывает некому. Хотя с организацией иногда возникают странные проблемы. Приехали в Суровикино, пришли в музей и спрашиваем: кто у нас завтра придет на встречу? А там девушка такая растерявшаяся: ой, я не смогла всех обежать Да у вас что радио местного нет, что ли? Даже это не знают, как сделать. В мае у нас в Чернышках мастерица из Алексеевки будет вести мастер-класс учить прясть, обращаться с веретеном. И вот что значит организация в хуторе Тормосино самые лучшие пуховые козы, и есть фермер, который ловит рыбу и лошадьми занимается, вот его и попросили заняться козьей фермой. Потому что больше никто пухом не занимается, всех коз перерезали, потому что кушать хочется, а если кто вяжет, то только самые простые вещи чуни такие детские, больше ничего не умеют. И теперь я взялась разработать технологию, чтобы научить их валять войлок из отходов шерсти. Тут тоже важно разделение труда. Шерсть нужно разобрать, помыть-постирать, покрасить, а потом уже начинаются художественно-технические приемы. Как классно было ходить в валенках. Как классно будет носить теплые вещи из войлока. Я ведь и фермера убедила этим заняться - договорились, что сначала сама научусь, потом и его тоже. В Жирновске есть женщина, которая занимается с детьми, а ночью лепит из глины на продажу каких-то котят, гномиков и очень хорошо у нее все продается. Правда, это немножко западный образ, но ведь ее можно направить, чтобы у нее были казачьи сувениры, на них и спрос будет другой. Мы, правда, к ней еще не доехали. А хотелось бы всех объехать, подтолкнуть к какой-то идее найти заброшенный завод, козью ферму... Затраты-то небольшие.

Ведь поддержка не всегда выражается в деньгах. Иногда и в идеях. В Суровикино хотят строить центр казачьей культуры, но денег нет. Мы говорим: возьмите заброшенный магазин и отремонтируйте все вместе. И часто не надо делать все по максимуму. Ведь если делать керамическую посуду, тогда да, нужно печь ставить на 1200 градусов, а для игрушек достаточно и 800, потому что игрушка это дело такое, разбилась не жалко, новую сделаем. И базу для своего творчества мастера сами создать не могут, им нужно помочь. Кружева у нас ни за что не будут вязать из хлопчатобумажной нитки, будут вязать из пуха, и этого кружевного промысла у нас не будет, потому что нет базы, нет сырья здесь. Или вот женщина из Жирновска, о которой я уже говорила, возит глину из Саратовской области. Не будет же она сама с лопатой ходить за глиной. Народные промыслы возникают не на пустом месте, всегда есть что-то, от чего они пошли. Это или сырье какое-то свое, местное, или, например, когда рядом был керамический завод, то в каждом доме горшки обжигали. В местных музеях обо всем этом знают, могут объяснить, откуда что пошло, но, к сожалению, дальше этого дело не идет, анализировать то, что есть сейчас, некому.

...и художник

Иногда наши профессиональные рекомендации противоречат «народным» вкусам. Например, тем, кто занят лозоплетением, мы рекомендуем или не пользоваться лаком совсем, или брать современный лак, матовый, он не мешает любоваться фактурой и структурой дерева. Некоторые слушают нас сразу, а некоторые с третьего раза. А ведь какие мастера у нас есть и в Волгограде, плетут мебель кресла-качалки, стулья, столы, люльки, кроватки, да такую классную мебель. Но и им тоже нужна помощь. Сейчас ведутся переговоры о создании плантации лозы для них в Ленинске. Иногда у нас мнения совсем расходятся. Я считаю, что красных коз не бывает, и красить пряжу в красный цвет не надо. А мне говорят мы все равно будем красные шапочки вязать, их покупают. Ну, раз покупают, вяжите, может, я чего-то не понимаю В Урюпинске любят вот таких больших тетенек, поэтому там, может, и прозвучат эти красные шапочки, но такая вещь не может потянуть на художественное произведение. Но даже если делать цветные вещи, нужно это делать правильно. Сначала покрасить пряжу, потом подобрать цветную ниточку в основу, потому что если красить готовую вещь, получится ерунда. Это только на первый взгляд кажется, что у нас в области ничего такого особенного нет. Есть. Керамика, лоза, изделия из дерева, народный костюм, плетение из чакана Да, вот вышивки, ткачества у нас нет, я уже говорила, вышивать казачкам некогда было, а тканей хватало покупных. Зато у нас очень много литья и ковки, хотя рынок насыщается не очень качественными изделиями. Это развито и в Урюпинске, и в Камышине там женщина кузницу держит. И есть еще важная вещь относительно местного колорита. К нам на ярмарку приезжали женщины из Карачаево-Черкессии, привозили показать свои вещи, но нам это не нравится, потому что там сочетание цветов чужое. Желтое с черным, например, орнаменты какие-то не наши. А там это с руками отрывают. Вещь должна иметь свою среду обитания, а если ее нет она обречена. Привезите из Японии кимоно и будете в нем выглядеть, как попугай в клетке, потому что это не наше.

Поэтому, с одной стороны, новые подходы, свежие идеи нужны, например, у нас на ярмарке первую награду получил мужчина, который связал пуховый плед. Обычно вяжут варежки, носки и шали, а он вот решил выделиться, и правильно, потому что все делают одно и то же, хотя узоры на платках разные. Но с другой стороны, есть местные особенности, традиции, которые нужно использовать бережно. Вот возьмите Красную Слободу у нас же там было производство деревянных ложек. И наши мастера, и чувашские учились в Хохломе, но в Чувашии даже форма ложки другая, не только рисунок на ней, и там это будет жить, а у нас нет, не пойдет. На севере все неяркое, и рисунок идет мелкий, а у нас нет таких мелких ягодок, у нас такие орнаменты не идут, не смотрятся. У нас на юге все должно быть ярко, броско, но не так, как на Кавказе, там уже тоже все по-другому. Если художник не впитывает местный колорит, то ничего у него не выйдет. И очень часто как раз пришлые люди этот колорит улавливают лучше местных.


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации