13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


«Большой Волгоград» стоит 100 млрд рублей

Министерство регионального развития объявило о намерении внести в правительство программу пространственного развития российских субъектов. Основным пунктом программы является создание нескольких агломеративных центров с многомиллионным населением, подобных Москве и Санкт-Петербургу. Несмотря на то, что программа даже согласована с МЭРТом, более-менее подробная публикация на эту тему вышла только в «Комсомольской правде», где названы 14 будущих мегаполисов. В сообщениях информагентств говорится о восьми агломерациях. В любом случае среди них нет Волгограда. И это несмотря на то, что идея развития Волгограда как агломерации населенных пунктов существует уже давно. Еще в 2001 г. в коллективном труде волгоградских ученых «Волгоград: в новый век с новой стратегией» была детально описана и обоснована идея глобального проекта под названием «Большой Волгоград». Сегодня мы публикуем статью одного из авторов «Большого Волгограда».

Сколько стоят научные идеи о развитии города? Очень часто отношение к теоретическим концепциям и властей, и инвесторов, и практиков от градостроительства носит несколько пренебрежительный характер что могут теоретики предложить, разве их идеи что-нибудь стоят, разве можно реализовать эти фантазии на практике при современном положении дел? К числу таких критикуемых концепций относится и идея создания «Большого Волгограда». Эта концепция была выдвинута коллективом ученых Волгограда в конце 1990-х гг. Волгоград как уникальное градостроительное образование исторически сформировался в качестве агломерационной структуры. Это не автономный город, а взаимосвязанная система расселения с развитыми транспортными, трудовыми, обслуживающими, информационно-управленческими и рекреационными взаимосвязями. Именно эта особенность развития города была принята в нашей концепции за базовую в поисках основы для устойчивости градостроительного развития. Было решено назвать эту градостроительную систему «Большой Волгоград». В его состав нами было предложено включить 9 городских населенных пунктов (в том числе Волжский) и чуть менее тридцати сельских населенных пунктов. Границы территории Большого Волгограда были выявлены на основе анализа функциональных, социальных, природных и градостроительных факторов и связей, а также тенденций развития взаимосвязей территорий. Общая численность населения Большого Волгограда сейчас составляет почти 1,5 млн человек. Нами были выделены перспективные точки роста («полюса роста») для размещения транспортных и коммерческо-деловых центров, новых производственно-инновационных зон. Концепция создания агломеративной системы на основе Большого Волгограда была заложена при нашем непосредственном участии и авторстве в новый Генеральный план Волгограда. В новом генплане планировочная структура агломеративной градостроительной системы определяется следующими основными элементами. Главный центр территориальной системы город Волгоград, выполняющий административно-управленческие, транспортные, образовательные, медицинские, социально-культурные и информационные функции для прилегающей системы расселения в радиусе часовой транспортной доступности. Подцентр системы город Волжский, который может взять на себя и уже реализует часть функций Волгограда по социальному обслуживанию населения «Большого Волгограда» и области. Рекреационный обслуживающий подцентр Краснослободск. Центры второго ранга ближнего пояса Ерзовка, Краснооктябрьский, Средняя Ахтуба, Светлый Яр, Ивановка-Червленое, Горьковский-Песчанка. Центры второго ранга дальнего пояса Дубовка, Новый Рогачик, Ленинск. На протяжении ряда лет авторы этой концепции обращались с предложениями об утверждении стратегии развития Волгограда в качестве мегаполиса и как второй столицы в Южном федеральном округе. И в уже упомянутой первой, и во второй книге «Россия: стратегия прорыва» (2003 г.) доказывали, что в число первостепенных задач входит определение места и роли Волгограда как опорного центра в структуре расселения Южного округа, города-координатора субъектов РФ Нижнего Поволжья. С образованием ЮФО Волгоград попал в команду, в которой уже был определен «город-капитан» Ростов-на-Дону. Волгограду давно необходимо было активизировать усилия по обозначению своего места в округе как второй столицы ЮФО. Потенциал Волгограда и демографический, и промышленный, и социальный это позволяет. Второй стратегической задачей считал и считаю реализацию транспортно-коммуникационного потенциала Волгограда и включение его в формирование транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад». Третья стратегическая задача формирование единой градостроительной структуры «Большой Волгоград». Волгоград во многом развивался за счет присоединения пригородных поселений. Де-факто градостроительная система «Большой Волгоград» вчерне сложилась. Пришло время грамотно направить эти центростремительные тенденции в полезном для всего населения направлении и Волгограда, и Волжского, и пригородных населенных мест, входящих в зону влияния. Это стратегические задачи городского развития. Но наши предложения вот уже много лет встречают полное непонимание. Хотя уже вполне очевидно: если город не будет развиваться, он потеряет статус миллионника (мы и так уже на грани), а это потеря для всей области. Но и после публичных слушаний по проекту Генерального плана Волгограда, которые показали, что городское сообщество принимает такой путь развития города, опять звучит критика: денег на развитие города нет, как нет их и на развитие транспортных связей между населенными пунктами, входящими в Большой Волгоград, не на что развивать новую инфраструктуру, да и зачем объединять муниципальные образования, пусть развиваются автономно. Ни в каких схемах территориального планирования области агломерационной градостроительной системы «Большой Волгоград» нет. Озвученный правительством проект показывает, насколько недальновидны и провинциальны оказались критики идеи агломерационного развития нашего города как мегаполиса. Минрегионразвития РФ разработал проект, предусматривающий объединение крупных областных центров с их городами-спутниками и создание качественно новой транспортной и коммунальной инфраструктуры. Как сообщили в ведомстве, объем федеральных вливаний в каждый из городов может превысить 100 млрд рублей. Одобрение проекта правительством позволит реализовать замыслы по инфраструктурной перестройке этих региональных мегаполисов, ранее казавшиеся нереалистичными. Города предусматривается преобразовать в городские агломерации с населением от 1 до 2,5 млн человек путем их связи с городами-спутниками единой транспортной, информационной и коммунальной инфраструктурой. Уровень развития инфраструктуры Москвы принят за базовый, к нему и подтянут остальные города. И региональные, и муниципальные власти российских округов усиленно продвигали своих кандидатов. В Дальневосточном федеральном округе на 10 регионов будет два мегаполиса, в Сибири четыре на 14 регионов, в Приволжье три на 15 субъектов РФ, в Южном округе лишь один Ростов-на-Дону, в Центральном один Воронеж, а в Северо-Западном округе вообще их нет. На этом фоне УрФО, где всего шесть регионов и запланировано сразу три мегаполиса (то есть половина административных центров будут укрупнены), смотрится рекордсменом. В Минрегионе пояснили, что проект появился в связи с «катастрофическим отставанием в развитии регионов». «За годы реформ в России не появилось ни одного нового центра экономического роста. Даже города-миллионники, которые играли роль таких центров, начинают терять свои функции», считают в министерстве. В случае одобрения правительством РФ проект формирования мегаполисов станет составной частью «Концепции социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу». При этом нелишне еще раз напомнить, что концепция Большого Волгограда была подготовлена около 8 лет назад. О ней были осведомлены все, кто хоть каким-нибудь образом заинтересован в развитии региона. А правительство Российской Федерации приступило к разработке проекта «больших городов» лишь полтора года назад. Таким образом, идея создания «Большого Волгограда», как оказалось, стоит ни много ни мало 100 млрд рублей. Только из-за недальновидности местных критиков, личных амбиций, нежелания продвигать «чьи-то» идеи наш город не вошел в число счастливчиков. Город-герой, город-миллионник Волгоград не включен в программу, а его сосед Воронеж, заметно меньший по размеру, не имеющий таких ясных перспектив и ресурсов развития, имеет все основания стать Большим Воронежем. Я полагаю, что настало время отбросить ненужные амбиции, сплотить все усилия для того, чтобы Волгоград стал настоящим мегаполисом, вторым в ЮФО, и был по праву включен в национальную программу подъема российских региональных городов. Ресурсный потенциал Волгоградской градостроительной системы имеет все предпосылки для ее интенсивного функционального развития, включая размещение новых общественно-деловых, рекреационных и производственных зон. И региональным, и муниципальным властям следует поспешить, чтобы принять участие в столь амбициозном проекте. Потому что время это деньги, которые все предложения нового генплана Волгограда сделают не сказкой, а былью.

Алексей АНТЮФЕЕВ, заместитель главы Волгограда, председатель комитета по градостроительству и архитектуре Волгограда, к. арх., профессор, зав. каф. градостроительства ВолгГАСУ, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, почетный архитектор России.


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации