13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Последнее лето 92-го

В конце февраля правительство России своим постановлением утвердило технический регламент для всех видов моторного топлива, согласно которому с будущего года автомобильный бензин и дизельное топливо, выпускаемые в стране, должны будут соответствовать требованиям европейского стандарта «Евро-3» - в российском регламенте он обозначен как «класс 3». В документах есть ряд оговорок и технических деталей, но общий смысл от этого не меняется: 1 января 2009 года бензин самой популярной марки Аи-92, на котором ездит полстраны, может оказаться вне закона.

В погоне за Европой

Формально нормы европейского экологического законодательства в России не действуют, но фактически по многим вопросам мы стремимся унифицировать наши стандарты и регламенты с теми документами, которые уже приняты на Западе. Так и с моторным топливом: по сути, стандарты «Евро» регламентируют содержание в автомобильном выхлопе углеводородов, оксидов азота, угарного газа и твёрдых частиц, а в недалёком будущем и углекислого газа. Но понятно, что выхлопы не будут соответствовать стандартам, если на машине будет стоять мотор устаревшей конструкции, или если её заправят некачественным бензином. В принятом 27 февраля нынешнего года техническом регламенте ничего не говорится о выхлопах, зато прописано, каким должно быть содержание серы, бензола, металлов и некоторых других химических веществ в бензинах различных классов. Если сопоставить два документа, получится, что бензин 2-го класса с октановым числом 92 - то есть тот самый популярный Аи-92, или «Регуляр», как его иногда называют по европейской классификации, - по нормам выхлопа примерно соответствует стандарту «Евро-2». Между тем, уже с нынешнего года в России запрещено импортировать и производить автомобили, не соответствующие по нормам выхлопа стандарту «Евро-3». Так что следующий шаг законодателей - запрет на производство бензина и дизельного топлива, не обеспечивающих нужную чистоту выхлопа, - теоретически выглядит логично. И, согласно принятому техническому регламенту, производить такое моторное топливо в стране будут до 31 декабря 2008 года. После чего бензин марки Аи-92 вместе с бензинами с более низким октановым числом должен исчезнуть - правда, с несколькими оговорками. Чиновники пока разрешают производить низкооктановые бензины для нужд армии, а также устанавливают трёхлетний переходный период, в течение которого ранее произведённое моторное топливо этого класса может свободно продаваться на АЗС. Но в целом эти условия общую картину не меняют - в очередной раз благие намерения в российской интерпретации обернутся миллиардными убытками.

Новый - не значит лучший

По официальным данным Российского топливного союза, в 2006 году из всего моторного топлива, произведённого в стране, чуть более 40% отвечало требованиям стандарта «Евро-2» и лишь 6,5% соответствовало стандарту «Евро-3». В 2007 году ситуация несколько изменилась - большинство крупнейших российских нефтяных компаний стали вкладывать серьёзные средства в модернизацию принадлежащих им нефтеперерабатывающих заводов. Так, по словам генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» Владимира Зязина, запуск на Волгоградском НПЗ установки изомеризации, необходимой для производства высококачественных бензинов, обошёлся предприятию в 2,5 млрд рублей. Зато сейчас порядка 80% выпускаемых бензинов - и 92-го, и 95-го - уже соответствуют стандартам «Евро-3». Так же и с дизельным топливом: на Волгоградском НПЗ оно уже соответствует этому стандарту, а в скором времени здесь планируют начать выпуск солярки по «Евро-4» - осталось только пройти процедуру получения допуска на его производство. Нетрудно представить общий масштаб вложений по отрасли, учитывая сильный износ оборудования на большинстве заводов. Но это - крупные компании и крупные НПЗ, которых в стране насчитывается около 30. Они, скорее всего, успеют подготовиться к переходу на европейские стандарты качества топлива. А есть ещё порядка полутора тысяч средних и мелких нефтеперерабатывающих предприятий, контроль над которыми сильно затруднён. Между тем, лазейка в регламенте насчёт трёхлетнего переходного периода и поставок для армии даёт широкий простор для деятельности фальсификаторов, и без того давно и много зарабатывающих на суррогатном бензине. Как сообщила «ДП» руководитель Волгоградского регионального отделения госнадзора Ростехрегулирования Валентина Потахова, в прошлом году из 42 проведённых проверок в 30 случаях были выявлены различные нарушения. А из 95 проверенных партий моторного топлива каждая третья не соответствовала стандартам. Про нарушения в вопросах сертификации и говорить не приходится - случаи, когда по одному сертификату, выданному АЗС каким-нибудь крупным поставщиком, реализуется несколько партий бензина неизвестных производителей, встречаются сплошь и рядом.

Кроме того, 92-й бензин имеет репутацию самого «беспроблемного», чего не скажешь о 95-м или 98-м. Случается, что под видом последних на бензоколонках продаётся Аи-80, октановое число которого доведено до требуемого путём применения присадок, вредных для современных автомобилей. Об этом красноречиво говорит и статистика Российского топливного союза: производство бензина марки Аи-95 в России заметно меньше, чем уровень его потребления. Вместе с тем, производство бензина Аи-80 откровенно превосходит легальный спрос. Новые правила позволят мошенникам под видом «произведённых ранее запасов» или «поставок для армии» практически легально торговать фальсифицированным бензином - тем более что полный лабораторный анализ, необходимый для выявления подделки, стоит очень дорого, а штрафы за подобные нарушения невелики. По итогам уже прошедших судебных разбирательств в Волгоградской области в прошлом году вынесены решения о наложении административных штрафов на сумму 375 тысяч рублей. В Москве с 2007 года за торговлю некачественным топливом юридическое лицо сразу же облагается штрафом в 400 тысяч рублей, а при повторном нарушении штраф возрастает до 1 млн.

Шок - это по-нашему!

Естественно, и модернизация нефтеперерабатывающих заводов, и внедрение новых технологий переработки нефти, и усиление контроля за соблюдением технических регламентов отразятся на цене бензина для конечного потребителя. С начала года стоимость практически всех марок моторного топлива уже выросла почти на 10%, но даже если предположить, что цены на этом остановятся, то сам переход на более дорогой бензин станет очень болезненным для миллионов россиян.

-PМы надеемся, что на государственном уровне будут дифференцированы ставки акцизов на моторное топливо в зависимости от его качества и экологической безопасности, - сообщил «ДП» Владимир Зязин. - Только при таких условиях и производство, и использование бензинов, соответствующих стандарту «Евро-3», будут экономически выгодными. На повышение оптовых цен аналогично ответят и розничные продавцы, тем более что для них расходы, связанные с внедрением новых стандартов, могут не исчерпываться только лишь изменениями во внешнем оформлении АЗС.

- В общем объёме наших продаж 92-й бензин занимает порядка 50%, - рассказал «ДП» генеральный директор ООО «ВИПОЙЛ-АЗС» Владимир Кацко. - Убрать на АЗС таблички «Аи-92» и заменить нефтепродукты в резервуаре можно и за одну смену. Куда более серьёзный вопрос для нас применение так называемых моющих присадок, которые обязали добавлять в топливо по новым стандартам. Сами по себе эти присадки помогают двигателю и снижают количество вредных веществ в выхлопе. Но если их добавлять на НПЗ, то они будут «мыть» всю производственную цепочку, все резервуары, цистерны, трубопроводы. Ни один производитель к этому не готов. И сейчас обсуждается, где будут добавлять эти присадки. Если обяжут нас, продавцов, то на каждой АЗС придётся ставить по нескольку специальных дозаторов для присадок - ценой приблизительно в 1,5 млн рублей каждый. Хотя давно известен более щадящий вариант: при добавлении в бензин 10% этанола вредные выбросы снижаются на четверть. По данным Росстата, по дорогам нашей страны сейчас ездит около 30 млн автомобилей, из них менее трети нуждаются в 95-м или 98-м бензине. Абсолютное большинство автомобилистов предпочитают 92-й - экономично и качественно. Кстати, это учитывают и некоторые производители, например, корейские, адаптирующие свои автомобили для российского рынка. Теперь их ждут дополнительные траты. В волгоградской автосервисной компании «АС-АВТО», специализирующейся на обслуживании «корейцев», «ДП» сообщили, что после перехода на бензин с более высоким октановым числом владельцу автомобиля придётся гораздо чаще менять свечи - через каждые 5-7 тыс. км. Стоимость одной свечи - от 200 до 1600 рублей. Чем оборачивается несвоевременная замена, автолюбителю объяснять не надо.

Куда большие расходы ожидают владельцев старых машин. Для карбюраторных двигателей переход на высокооктановое топливо чреват проблемами с поршнями и клапанами. По словам директора спецавтоцентра «Дилижанс» Юрия Сафронова, на большинстве отечественных автомобилей придётся менять головку блока цилиндров, чтобы увеличить объём камеры сгорания. Стоит эта процедура от 2 до 5 тысяч рублей. Но больше всего механиков, как и владельцев автомобилей, тревожит неопределённость с качеством бензина. В автомастерской «RUS-сервис» «ДП» заверили, что они бы только приветствовали переход на новый топливный стандарт, если бы были уверены в том, что он действительно будет соблюдаться. Крупные нефтяные компании уверены, что у них проблем не будет. К примеру, «ЛУКОЙЛ» вкладывает серьёзные средства в модернизацию принадлежащих ему НПЗ, уже сегодня называя свои бензины «Евро-92» и «Евро-95». А не так давно - по аналогии с западными компаниями, разработавшими специальные брэнды для бензина категории премиум, - «ЛУКОЙЛ» запустил на российском рынке топливный брэнд «ЭКТО».

Антон БОРЦОВ


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации