13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Жемчужина в законе

Разница в уровнях жизни в муниципальных районах Волгоградской области после первого года реформы МСУ не стала более или менее заметной. Более отчетливо различия выявились на уровне поселений. И дело не только в их налоговом потенциале и наполняемости бюджета. Изменения в лучшую сторону произошли в тех поселениях, где главы местного самоуправления стимулировали поддержку своей власти со стороны комитетов территориального общественного самоуправления (ТОС). ТОСы это опора местной власти, кузница кадров и реальная возможность сделать жизнь уютней и понятней. Так считает полномочный представитель губернатора Волгоградской области в Котельниковском округе, который объединяет Котельниковский, Октябрьский и Светлоярский районы, Валентина КОНДРАШОВА.

ТОСы развязали власти руки

- Валентина Яковлевна, каковы итоги первого года реформы МСУ? И для кого они более заметны для власти или для населения области?

- Первыми изменения почувствовали всенародно избранные главы муниципальных образований (МО). Раньше, когда их назначали, им было важно вовремя голову перед главой муниципального района (МР) склонить. А теперь другая задача населению показать, что тебя избрали не потому, что ты такой красивый-молодой или, наоборот, голова вся в сединах, а потому что у тебя мыслей прогрессивных много, и ты будешь двигать территорию и добиваться результатов, видных людям. Избрав главу поселения, особенно сельского, люди доверили ему свои жизни и будущее своих детей. Если спросить глав сельских поселений, как им лучше, прогрессивные однозначно скажут, что при нынешней системе. Управление с четко прописанными полномочиями и на основе своего, пусть маленького, но бюджета, сложнее, но эффективнее. В тех поселениях, где главы не потратили первый год даром, в 2007 году изменения в лучшую сторону заметят и жители.

- Что делали те главы, которые, по вашим словам, «не тратили первый год реформы даром»?

- Я еще несколько лет назад, когда ФЗ-131 только вышел, на всех совещаниях говорила, что 27-я статья, определяющая деятельность ТОСов, его жемчужина. Надо мной посмеивались: «Ну, Валентина Яковлевна, мол, нашла жемчужину». А теперь поняли там, где заработали ТОСы, люди почувствовали новый закон и новую, лучшую жизнь. Они теперь сами управляют территорией. На главе МО замыкаются стратегические вопросы газификация, водоснабжение, освещение дорог. А кто будет решать бытовые проблемы? Бабушка заболела, врача надо привезти Председатель совета ТОСа мимо бабушкиного дома шла, узнала о болезни, прибежала к главе поселения или с председателем ближайшего крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) договорилась, машину взяла, врача привезла. Задачи ТОСа родник обустроить, мостик отремонтировать, как это сделали недавно в ТОС «Верхнеяблоченское». В Наголинском поселении ТОС выпускает газету. На одной странице поздравления, праздники, приятные новости; на другой проблемы, недостатки, дела, за которые надо всем миром взяться. Они еще и стенгазету делают, на щите вывешивают. Например, фотографии тех, кто вчера сильно выпил. Через пару дней «герои» уже у председателя ТОСа в очереди стоят «мол, сними фотографию с щита, третий день уже не пью». На селе эти забытые методы работы с людьми хорошо действуют. Вот в Светлоярском районе есть не совсем типичный ТОС «Майский». Его возглавляет Виктор Калачев, сам директор предприятия, и в совете ТОСа у него четыре директора. Это поселение недалеко от Волгограда, стоит приехать посмотреть. На улицах порядок, цветники благоухают, по всему поселку щиты-указатели с планом поселка расставлены не заблудишься. Разве глава поселения, у которого таких поселков несколько, об этом успеет подумать? Вы не представляете, сколько документов тому же главе надо сделать, чтобы газификацию или электрификацию организовать, сколько раз в район съездить, сопротивление чиновников преодолеть. ТОСы развязали главам руки для перспективных дел, для развития территории. В моем округе 42 сельских поселения и 117 ТОСов. То есть больше полутора сотен новых лидеров, маяков, как я их называю. Сразу оговорюсь, среди руководителей есть и случайные люди, те, кто власти захотели. Даже не власти, а ее атрибутов. Стал такой случайный кадр главой ТОСа, портфель под мышку взял, ходит гордый, кабинет и машину выпрашивает. Или просто делать ничего не умеет. Но таких меньшинство процентов 20-30.

Новые люди

Большинство все же тех, кто почувствовал ответственность за себя, за соседей и за свое поселение. Этих новых прогрессивных людей именно ТОСы открыли. Не могу их не назвать. В Котельниковском районе выделю Наголинское, Котельниковское, Чилековское, Попереченское и Нижнеяблоченское сельские поселения и лидеров среди председателей ТОСов Татьяну Кирееву, Ирину Маслакову, Зою Рахметову. В Октябрьском это Заливское, Шелестовское, Перегрузненское сельские поселения и лидеры ТОСов Татьяна Борисова, Валентина Цымлова, Раиса Морозова. В Светлоярском районе нет равных ТОС «Майское» под руководством Виктора Калачева. Отмечу и глав поселений. Наголинского Людмилу Кривкову, Майоровского Александра Попова, Нижнеяблоченского Сергея Тыщенко, Генеральского Василия Генералова, Шелестовского Нину Дирипаско, Заливского Петра Тормосина, Б. Чапурниковского Юрия Новикова, Червленовского Владимира Мешкова, Наримановского Николая Соловьева. На хуторе Водянский, удаленном от центра поселения, работает ТОС под руководством Татьяны Борисовой. Эта маленькая женщина с активистами своего ТОСа приглядела брошенный домик, с главой поселения договорилась и сделала там клуб. Одна комната для ТОСа, другая для молодежи, которая раньше не знала, куда приткнуться. Татьяна Киреева, возглавив не менее удаленный Рассветинский ТОС Котельниковского района, организовала людей на очистку поселка от бурьяна. Детскую площадку сделали, думают парк посадить. Люди, кстати, ждут, чтобы их организовали.

- Для того, чтобы организовать людей, надо было ждать вступления в действие ФЗ-131? Разве эти неформальные лидеры не могли людей за собой раньше повести?

- Думаю, нет. Их тогда никто не выбирал, никто не назначал. А сейчас у них есть определенный статус, мандат доверия от тех же соседей и поддержка от местной власти.

- Вы часто употребляете слово «прогрессивный». Что вы вкладываете в это понятие?

- Глава поселения, который видит дальше своего носа, движется вперед. Он опирается на ТОСы, ищет возможности материально заинтересовать их руководителей. Сам рождает или привозит из поездок новые идеи и светлые мысли как двигать территорию вперед и как за счет этого улучшить жизнь людей. Вот глава Светлоярского района Александр Караулов даже из отпуска без подсмотренных новшеств не возвращается. Прежде чем конкурс между ТОСами по благоустройству провести, объявил такой же среди администраций сельских поселений. Поезжайте в район там до глубокой осени клумбы с цветами возле администраций, всех административных зданий. И теперь у него есть моральное право требовать от школы, от медпункта, от ТОСа порядка на их территории. Кстати, большое спасибо хочу сказать главе отделения Пенсионного фонда Владимиру Сальному вокруг его отделений всегда идеальный порядок. Не все так относятся. Те, кто недорабатывают, пусть подумают. Те же силовики, например. В Котельниковском и Октябрьском районе пришли новые молодые главы. Прогрессивные, инициативные, хотят видеть свои районы в числе лучших. Хотя по молодости пока не все успевают, не все проблемы видят.

- По районам ситуация и уровень жизни сильно различаются?

- Не столько по районам, сколько по поселениям. И дело прежде всего не в бюджете, а в людях, пришедших к власти. Там, где глава не случайный человек, и у него душа болит, там дело пошло. Настаиваю: люди живут лучше там, где есть ТОСы и где главы поселений оказывают им всяческую поддержку. Там, где ТОСы работают, там вместо бурьяна зеленая трава появляется в прямом и переносном смысле. ТОСы это еще и кузница кадров. Не все руководители ТОСов станут главами поселений, но за их будущее я не беспокоюсь, они без работы не останутся. Их и во власти, и на предприятиях с руками оторвут. Кстати, если глава поселения противодействует ТОСам наверняка сам не справляется со своей работой, конкуренции с их стороны на будущих выборах боится. Я удивляюсь, что не все поняли силу ТОСов, особенно в городах области, где ТОСов почти нет. В том же Наголино на 800 человек три ТОСа, а в городе Котельниково с населением 20 тыс. человек пять. А ведь в городах выживать сложнее если работы нет, хозяйством не прокормишься. Надо идти в ТОС, поработать, показать себя.

- Женщин среди руководителей ТОСов вашего округа много?

- Я вам статистику по области скажу. Среди 33 глав муниципальных районов в Волгоградской области ни одной. Среди глав поселений процентов 30, а среди руководителей наших ТОСов половина. Не умаляя роль мужчины, скажу: где женщины у руля, там точно порядок. Они же и красавицы, и умницы, и матери, и хозяйки.

- Можете прикинуть, какую долю жителей ТОСы вокруг себя собирают, к общественной работе на добровольной основе привлекают?

- В орбиту активно работающих ТОСов входит примерно половина жителей поселения. До реформы мы такой общественной активности и близко не видели. 2-3 человека в поселке бились за общее дело, а толку не было. Сейчас началось шевеление.

Хитрая бабушка спряталась в домик

- Каковы самые насущные проблемы нынешнего этапа реформы местного самоуправления?

- Прежде всего, это недостаточность бюджетов поселений. У нас в округе очень сильный разброс. По Котельниковскому району собственных доходов на душу населения собрано от 98 рублей в Красноярском сельском поселении до 1010 рублей в Майоровском. В Октябрьском от 190 рублей в Ильменском до 1005 рублей в Шелестовском. В Светлоярском районе от 110 рублей в Дубоовражном до 18 258 рублей в Б. Чапурниковском. Я не ошиблась. Это поселение в некотором роде уникально. Там налоги платит ряд волгоградских предприятий, у которых на этой территории отстойники расположены. В 2006 году бюджет поселения составил 192 млн рублей. Да еще 11 ТОСов создали это еще 1,1 млн рублей из облбюджета. Мне нравится, как в Чапурниках эти сверхдоходы используют. В 7 ТОСах сделаны детские городки, рядом агитационные площадки. Бабушка пришла с внучком погулять он на качелях качается, она лектора слушает или концерт смотрит. Порядок на улицах всегда. Трава зеленеет, цветы распускаются. Возвращаясь к бюджетам: в Котельниковском районе из 16 поселений бюджет не выполнили 7 поселений, в Октябрьском из 16 7, в Светлоярском из 10 3.

- В целом по области в прошлом году произошел серьезный недобор налога на землю. Губернатор Николай Максюта недавно упрекнул органы МСУ в недостаточной активности. Велел недобравшим налог МО выкручиваться, как хотят. Как выкручиваться будете?

- Земельный учет большая и больная проблема. Во-первых, для инвентаризации земель нужны большие деньги, их в поселениях нет. А во-вторых, многое упирается в человеческий фактор. Бабушка испокон веков живет на этой земле, в этом домике. Чтобы землю и домик оформить, ей надо пять раз съездить в районный поселок, а там люди в 4 часа утра очередь занимают. Какой резон бабушке ехать, она эту обузу наследникам оставит. И кто ее сумеет уговорить? За год эти проблемы не решишь. Возвращаясь к другим текущим проблемам, назову нечетко прописанные в законе взаимоотношения между органами МСУ и федеральными ведомствами. Налоговые инспекции тяжело идут на контакт, не дают сведений, необходимых для администрирования налогов. Есть проблемы и вне финансовой плоскости. Я говорю о дефиците культуры и нравственности. Как без идеи человеку прожить? Это особенно важно для удаленных сельских поселений. Из окон московского Кремля город Котельниково и Дубоовражное поселение не видны. А надо, чтобы жители этих поселений чувствовали себя россиянами. Мне нравится, что в нашем округе в некоторых поселениях ввели утреннюю школьную линейку, на которой поднимают три флага страны, района и поселения.

- Как строятся отношения органов МСУ с предпринимательскими структурами? Влияют ли эти отношения на наполнение бюджетов?

- Да, напрямую. Там, где фермеры и коллективные хозяйства работают по-честному, платят белую зарплату, это сразу на бюджете отражается. Но дело не только в бюджете. Отношение хозяйств к территории, на которой они работают, начинает меняться. Они готовы делиться, ТОСы под свое крыло брать. Понимают, что им здесь жить и работать. Могу назвать таких неравнодушных фермеров это Федор Серебряков, Сергей Дупак, Сергей Топалов.

- Есть ли на селе проблемы с переработкой сельхозпродукции?

- С производством и переработкой молока проблем нет. Система ЛПХ отлажена давно, селяне не устают за нее Николаю Кирилловичу Максюте говорить спасибо. И переработчики молока давно знают, куда ехать, не крутятся по периметру Волгограда, а в глубинку за молоком заезжают. А вот с производством мяса и его переработкой сложнее. Тут влияет и ориентация мясоперерабатывающих заводов на привозное сырье, и нежелание федерального центра помогать своим товаропроизводителям. Мы сейчас заинтересованы, чтобы в округе появлялись предприятия по первичной переработке мяса.

- Валентина Яковлевна, будь ваша воля, какие бы поправки вы внесли в ФЗ-131?

- Я бы сохранила все контрольные функции за муниципальными районами. Сегодня те полномочия, которые переданы на уровень поселений, район не контролирует. И отсюда идут разговоры «зачем нам район, мы без него справимся». Все должны в одной упряжке ехать: область, за ней район, а за ним поселения. Изменила бы я кадровую политику государства, предложив непопулярную меру чтобы студенты бюджетных отделений вузов отрабатывали некоторое время в сельских поселениях. Нам нужны их головы, их знания. Упростила бы я и процедуру самообложения, которая сейчас не работает. Если жители хотят решить общественно важный вопрос за свои деньги, это не должно оформляться так сложно, как сейчас. И еще раз пересмотрела бы межбюджетные отношения. Слишком часто деньги туда-сюда гоняют. От поселений в виде налогов, сборов и административных штрафов, и обратно в виде субсидий. Нужен более простой и четкий механизм.

Татьяна ТАРАКАНОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации