13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Хватит стесняться

Участником круглого стола «Культурно-символические ресурсы и новые культурные инициативы в стратегии развития Волгоградской области» (он состоялся в Волгограде неделю назад) был Николай Прянишников - председатель Ассоциации менеджеров культуры (АМК), эксперт благотворительного фонда Потанина и института стратегического развития «Малые города». АМК является распорядителем средств фонда Потанина, направляемых на проведение глобального проекта «Меняющийся музей в меняющемся мире», это один из самых крупных в стране инвесторов для музейной отрасли. И не только инвестор, но и педагог, поскольку обучение менеджеров культуры осмысленной проектной деятельности подчас имеет не меньшее значение, чем финансирование. Волгограду Николай ПРЯНИШНИКОВ предложил свой взгляд на маркетинг территории. «Деловое Поволжье» публикует фрагменты его выступления.

Россия - пионер ребрэндинга

- Ровно 25 лет назад я принимал участие в первой в СССР организационно-деятельной игре, которую проводило министерство культуры в Волгограде. Это был 1985 год и тогда Волгоградская область заставила говорить о себе в СССР, демонстрировала, как надо работать в культуре. Я воодушевился, когда узнал , что область занялась брэндингом территорий. Сейчас во многих областях стали этим заниматься, поскольку сообразили, что мы живём в экономике переживаний, поэтому, помимо того, как реально идут дела в экономике территории, важно знать, какой образ мы несём миру. Субъективный фактор никто не отменял. Однажды я присутствовал на презентации ребрэндинга марки «Билайн», где у меня сын работал, и пресс-секретарь «Вымпелкома» Михаил Умаров сказал фразу, которую нам нужно взять на вооружение: «Россия - это страна, которая наиболее часто осуществляла ребрэндинг в XX веке: Российская империя, РСФСР, Российская Федерация. К тому же масса городов поменяли свои имена». Ребрэндинг места связан с территориальным маркетингом, т. е. с поиском конкурентных преимуществ территории и со стратегическим планированием. Брэндинг - квинтэссенция того, кем мы будем в будущем. Брэндинг места - это важнейший, но не дорогой инструмент.

Мода на нечисть

Идею нашей страны выразил замечательный художник Дмитрий Цветков, который изобразил бельгийского мальчика, справляющего нужду на главной площади города, а наш мальчик - терпит. Это одна из фундаментальных идей: где-то люди чувствуют себя свободно, а нам всегда надо пояса потуже завязать, хотя они и так тугие. Важно понять: какие идеи руководят в регионе, есть ли у нас какая-нибудь особенность, изюминка. У нас много некомфортных мест, Волгоград не является таким уж оригинальным: вся страна застроена серыми силикатными домами, изношенность инфраструктуры и дорог - это есть везде. Среда у нас агрессивна и даже опасна, а самое главное - непредсказуемость. Однажды я участвовал в экспедиции на территории Ханты-Мансийского округа. Были в посёлке, который называется Горноправдинск. Там молодые девушки выходят погулять по берегу реки. Зачем? Они говорят, что делать-то больше нечего, зато тут вдруг пароход проплывёт... Так же и к поездам выходят. У людей есть неистребимое желание, чтобы в том месте, где ты находишься, что-то происходило. И чтобы это было значимым не только для нас, любимых, но и вообще, поскольку процесс глобализации никто не отменял. Мы должны стать интересными миру, мы должны начать что-то придумывать, чтобы вообще о нас заговорили в стране, в регионе, в мире. Типология мест у нас как в древних сказках одни гиблые места, где болота, где ямы на дорогах, где колодцы выступают, где пробки. Отсюда пошла мода на легенды, связанные с нечистью: после деда Мороза, который захватил Великий Устюг, в Ярославле появилось село с бабой Ягой. Это, конечно, здорово, но очень важно, чтобы были инвентаризированы красивые места территории. Это можно делать сетевым способом: фотографы снимают свои любимые места, вкладывают их в сети и потом голосованием определяют, что более красиво. Пейзажная живопись тоже работает на капитализацию места. С другой стороны, все хватаются за природу, поскольку в неё деньги не надо вкладывать. Есть и такая особенность: когда возникает самая красивая точка для обозрения, местные жители, как правило, там устраивают помойку. Что это? Почему японцы благоговеют перед пейзажем? Это вопрос к исследователям патриотизма: что такое в нашей замечательной душе есть и что надо поправить, чтобы это ушло, а пришло осознание, что это прекрасное место, и чтобы человек приводил его в порядок, делал какое-то обрамление, вводил его в культурный обиход.

Кровиночка наша...

Очень важно, что сейчас люди через знаменитых земляков пытаются увеличить и свою значимость. Художник Илья Машков является фигурой, о которой стали бы говорить. В своё время я мониторил программу «Малые города». Был поражён, как в Аткарске люди неровно дышат на свою родную певицу Валерию, которая является кровиночкой этого города. Через неё у каждого есть шанс стать значимым. И в этом смысле - это благоустройство общественного сознания. В Удмуртии стали устраивать фестивали рыжих. Люди не боятся выглядеть странными. В Новосибирске есть район, где живут слепые: с точки зрения обустройства, каких-то особенностей - это тоже интересно.

Тени забытых предков

В Ярославской области в одном из районов исследуют легенды места: где кто когда утопился, кто ушёл в лес и не вернулся. Всё это откликается в истории места, и в этом отношении земля становится не пустая: масса смыслов, историй, которые выкладываются в интернет. Есть абсолютно мифическая идея, что населённый пункт Гаврилов Ям основал ямщик Гаврилов. На её основе появился музей ямщика, где очень грамотно связывают с современностью темы традиций и истории. Подобная работа должна опираться на ценности региона. Мы не можем вести стратегию одновременно в противоположных направлениях. Например, Югра себя позиционирует как коллективистский регион с ориентацией на ценности модернизации: всё современное, нефть качают самыми современными способами, у них и искусство современное. У Волгограда, как мне кажется, ориентация на прошлое, но тоже коллективистское. Такая ориентация всегда будет сопротивляться любой модернизации. Надо придумать, как всё это увязывать. Не интерпретируя прошлое, наивно использовать его в качестве горючего для развития будущего. Я в 90-е годы основал российское купеческое собрание, которое объединило потомков купеческих фамилий. Цель была - интерпретировать купеческие традиции как умение строить жизнь успешно и соединять культуру и экономику. Опыт купцов-меценатов - тому пример. Ведь деньги портят, если не уметь с богатством обращаться. Бедность разрушает, но и свалившееся с неба богатство тоже разрушает, судьба выигравших миллион бывает плачевной, потому что богатством нужно уметь владеть.

Что у вас тут происходит?

В Белгородской области новости на 50% негативные: убийства, изнасилования... Идёт такая чёрная информация, с которой очень трудно что-то сделать. По Волгоградской области я использовал данные «Делового Поволжья»: в таблице под рубрикой «Медиасреда» я посчитал число негативных, нейтральных и позитивных сообщений. Оказалось, всё сбалансировано: во многих областях количество негатива намного больше. Но у вас много нейтральных бюрократических событий: заседание, круглый стол. Надо обратить на это внимание.

Платье голого короля

Город или регион становится независимым субъектом рыночной экономики, и очень часто негатив является мотором для позитива. Когда у нас много всего, мы говорим: будем пользоваться, пока не кончится. А если ничего нет, приходится шевелиться. В маленьком городке Буттенхайм в Баварии сообразили, что они родина Леви Страусса, и сделали музей джинсов. Теперь поток туристов туда обеспечен, они попали в субкультуру, а это вечная тема. Сейчас у мэра города визитная карточка - на бумаге цвета джинсов. Когда они всё это делали, думали, что фирма «Леви Страусс» поможет деньгами. Она помогла, но не очень. Но оказалось, что не нужна эта помощь: попадание в общую идею более важно, чем ориентация на добычу денег. Скажем, в одном маленьком городке родили сумасшедшую идею создать музей ветра. Это как музей платья голого короля - замечательно, потому что тратиться сильно не надо. Маленький город в Красноярском крае Канск просто на совпадении имён объявил, что станет дублёром каннского кинофестиваля. И стали проводить Канский фестиваль современного искусства, а сейчас набрались окаянства и делают город-музей паблик-арта. Я был в Урюпинске - как раз, когда ставили памятник козе. Говорил, что надо решительно поставить его на главной площади. Но мэр не был в этом уверен и поставил на задворках. Мы стесняемся... Открытие в своей истории того, что может приобрести общероссийское или мировое звучание, - в этом перспектива работы культуры.

Сила, деньги, доверие

В заключение хотел бы привести модель немецкого философа Хабермаса, которая показывает, в каком пространстве мы живём. У нас есть три главных ресурса. Первый - сила. До сих пор беды и сложности нашей страны состоят в том, что мы преувеличиваем значение этого ресурса, нам не очень позволяют расслабиться, и мы всё время вынуждены к силе прибегать. Потом - деньги. Они, конечно, портят, я уже говорил, но без денег, направленных на хорошее дело, тоже ничего не получается. И, наконец, чрезвычайно важный ресурс - доверие. На пересечении силы и иерархии у нас власть, она и должна здесь быть, но мы, оставаясь современными, не можем ограничиться только этим квадратиком, потому что в этом случае мы отстраняемся, а власть делает всё сама, а мы только требуем: сделайте нам красиво и чтоб вообще всё было замечательно. Надо вовлечь бизнес - это деньги, мы осваиваем рынки. И, наконец, - сети, сообщества. Мне нравятся организации, которые работают на доверии. Это волонтёрская деятельность.

Я и сам выступаю как волонтёр, когда говорю, что в нашей стране сильны ценности войны и агрессии, мы вообще милитаризированная страна, мы не смогли преодолеть эту травму. Но я вчера гулял по Волгограду и увидел, что первая улица, которая была восстановлена в разрушенном городе, названа улицей Мира. Волгоград должен себя позиционировать не только как место битвы. Раньше это была битва танковых частей, а сейчас битва происходит на рынках, в информационном пространстве.


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации