13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Поп-звезда

Волгоград с циклом лекций посетил диакон Андрей Кураев - один из самых неоднозначных и полемичных современных православных философов-миссионеров. Его взгляды во многом отличаются от позиции ортодоксального большинства в Русской православной церкви (РПЦ), его лекции собирают тысячи слушателей, а книги издаются впечатляющими тиражами. Он позволяет себе спорить с патриархом, дружит с рокерами и не чурается крепких слов и выражений. В общем, поп-звезда - в прямом смысле слова - яркий ньюсмейкер, православный celebrity, миссионер западного типа, которого легче представить с микрофоном перед телекамерой, чем в церкви перед алтарём.

Философия лени

До начала лекции на тему «Церковь и наука» актовый зал волгоградского Свято-Духова монастыря попросили покинуть самых юных послушников и студентов богословского факультета Царицынского православного университета: вечерняя молитва для неокрепших душ важнее философских бесед. Но их как раз-то было логичнее оставить - и многие остались - ведь разговор сам собою свернул к дискуссии, уже несколько лет ведущейся в российском обществе: нужно ли вводить в школах нашей страны «Основы православной культуры» (ОПК) в качестве обязательной дисциплины? Неокрепшие души могли получить серьёзную встряску - Андрей Кураев подверг критике существующие методики преподавания этого предмета, попутно назвав неправильным отсутствие у церкви собственной позиции по политическим вопросам, и усомнился в том, что Россию можно назвать православной страной.

Оставшиеся в зале представители волгоградской интеллигенции - в основном преподаватели школ и вузов - линчевать заезжего лектора хоть и не стали, но задаваемые вопросы часто напоминали обвинительные заключения в стиле «послушайте меня, вы всё равно не правы». Иногда это приводило к забавным эпизодам, когда о. Андрей долго выяснял у представителя одного из волгоградских центров дополнительного образования - якобы уже много лет успешно преподающего ОПК по одной из существующих методик, - какие книги по культурологии он читал. Тот сказал, как отрезал: «Не уводите разговор в сторону от темы, я с вами с точки зрения практика говорю!» Действительно, зачем учителю советской закалки философические труды, если есть одобренная методичка?

- За что вы презираете науку, почему считаете возможным работать без неё? - парировал о. Андрей. - Если вы не читали труды Лихачёва, Аверинцева, Бахтина, других известнейших авторов, то это либо лень, либо неспособность понять умные книги. Я боюсь доверять вам детей - вы перевираете мои слова и подменяете понятия!

«Хава нагила»

Трудная судьба проекта «Введение в школах основ православной культуры» - по Кураеву - результат столкновения двух ортодоксальных группировок - научной и церковной. Первая, в том числе устами и письмами академиков РАН, яростно обвиняет РПЦ в клерикализации светской системы образования, вторая зачастую под видом культурологического предмета пытается преподавать закон Божий.

- Идея была в том, чтобы найти возможность обратиться ко всем детям, живущим в России, независимо от их национальности, независимо от семейных религиозных традиций - и ввести в кругозор ребёнка информацию о мире православия, - напомнил Андрей Кураев. - Акцент нужен на слове «культура», а не на слове «православный». Культурология - это взгляд со стороны, даже на родное и знакомое. как на нечто постороннее. И если педагогу удастся выдержать такой стиль речи, такую интонацию, то в этом случае ничьи религиозные взгляды затронуты не будут. Большинство существующих сейчас методик - это подмена ОПК законом Божьим, что не нравится ни учёным, ни родителям. И мне это тоже не нравится. Мы рискуем остаться в православном гетто из 3-5% населения - столько у нас в стране православных семей. Это ничтожно мало с точки зрения демографического будущего России. Всё это время в зале весело звонили мобильные телефоны. Отец Андрей вначале попросил было их выключить, но дела мирские для слушателей оказались важнее духовной пищи. Пришлось приспосабливаться: так, после особо громко прозвучавшей с мобильника еврейской мелодии «Хава нагила» А. Кураев тут же, в качестве двойных стандартов политкорректности, вспомнил про уроки о Холокосте - появление которых в школах признаётся Минобразования желательным, а уроки православной культуры - нет.

- Обучать детей молитве нельзя, призывать детей к молитвенной и религиозной практике нельзя, - уверен о. Андрей. - И вопрос - мой ли это мир? - это домашнее задание для ребёнка, чтобы он самостоятельно, бессонной, может быть, ночью понял, что это ему нужно. Как видите, от педагога требуется огромный аскетизм. Поэтому и учебник по ОПК должен быть написан так, чтобы никто не смог испортить у ребёнка послевкусие. Вопрос в качественном учебнике. Те, что есть, - не могут влюбить в православие. Кто напишет? (зал, почти хором - Кураев!) Да, вот и вы тоже это знаете... Но когда оппоненты Андрея Кураева говорят о том, что учебники плохие, а преподавателей нет, они, по его мнению, признают лишь собственное бессилие, а вовсе не то, что ОПК никогда не появятся в школах. Дело это не ближайшего будущего, но и учебники должного качества, и преподаватели могут появиться через несколько лет, если сегодня, сейчас дать возможность проекту развиваться хотя бы пилотно, в нескольких городах и университетах - и терпеливо, как всходов весной, ждать первых результатов.

Все средства хороши

А пока идёт подготовка, можно использовать и другие методы привлечения людей в лоно православия. Например, провести миссионерский рок-тур в ознаменование 1020-летнего юбилея Крещения Руси, или вспомнить об исконной страсти каждого русского человека к халяве.

- Любой батюшка знает - в храме больше всего людей тогда, когда там что-то дают, освящаются вербочки, вода, яблочки, - предложил о. Андрей. - А почему бы не увеличить число освящаемых субстанций? Например, таблетки проводить каждое первое воскресенье месяца молебен святым врачам-бессребреникам Козьме и Дамиану с освящением лекарств. Приходите, приносите, окропим в упаковочках, чтобы не промокли. Смысл - чтобы не просто лекарство, которое доктор прописал, но и то, что батюшка благословил. То есть люди с какой-то духовной мыслью принимать будут, что уже хорошо. Ну и в проповедях очень важно объяснить православное отношение к болезням, к исцелению, чтобы батюшка сказал - фирма не гарантирует, у нашей церкви нет лицензии на целительство. Ещё одну ошибку многих церковных иерархов о. Андрей проиллюстрировал примером из недавней волгоградской истории, когда митрополит Волгоградский и Камышинский Герман призывал молиться за освобождение из-под стражи экс-мэра Евгения Ищенко.

- Это называется «долг печалования», и сегодняшнее церковное руководство пренебрегает этим своим долгом, - сказал он, отвечая на вопрос о праве церкви вмешиваться в политику. - Многие века, начиная с петровских времён, церковь молчала при виде беззаконий, которые творились и творятся на общественно-политическом пространстве страны. Так что я склонен расценивать позицию митрополита Германа как поступок, а не как нарушение канонов. Одно дело, когда церковный иерарх поддерживает переизбираемого президента или губернатора, а другое дело - когда заступается за осуждённого. Для России как страны «не очень православной, с искажённой моралью, больной болезнью реализма», по мнению Андрея Кураева, внятная и чёткая позиция церкви просто необходима. Причём по всем вопросам - будь то отношения между полами, политика или степень религиозности в обществе:

- Мы говорим о свободе выбора человека. Прекрасно. Но чтобы свобода была реализуема, выбор должен быть в пределах досягаемости, в наличии, в пределах восприятия. Если мне говорят: у вас есть свобода, вы можете послушать кандидатов от любых партий, только такая малость - кандидат от этой партии выступает в Кремлёвском Дворце съездов, а от этой - в пригородном ДК. Это не очень свобода выбора. Так и в кругозоре ребёнка, помимо MTV, должен быть ещё и другой мир - мир православной мотивации. И дальше ребёнку нужно предложить честную конкуренцию - ты сам выбери. Сам! И вот по этому выбору можно будет судить - хорошо ли будут преподавать ОПК, или нет, православная мы страна, или станем такой лет эдак через тысячу. И вообще - сохранимся ли мы как народ, или растворимся в каком-нибудь Московском халифате.

РЕЗЮМЕ:

Андрей Кураев - диакон московского храма св. Иоанна Предтечи на Пресне; профессор Московской духовной академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ. Родился в Москве 15.02.1963 г. В 1984 г. окончил философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма, поступил в аспирантуру Института философии АН СССР. В 1992 г. окончил Московскую духовную академию. Решением Синода от 24 декабря 2004 года включён в состав Синодальной Богословской комиссии. Член экспертно-консультационного совета по проблемам свободы совести при комитете Госдумы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений.

Антон БОРЦОВ


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации