13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


На железной дороге прорастает рациональное зерно

Возрождение позабытого было с советских времён движения рационализаторов и изобретателей позволило волгоградским железнодорожникам не только получить ощутимый экономический эффект от внедрения рацпредложений, но и решать стратегические задачи управления персоналом и качеством транспортных услуг.

Есть идея!

В Москве на Рижском вокзале есть уникальный Музей железнодорожного транспорта. В нём представлены и движущиеся модели поездов, и подлинные исторические документы, рассказывающие об истории железных дорог: от первого русского паровоза Черепановых и до наших дней. Наверное, не случайно именно в этих, пропитанных «железнодорожным духом», стенах ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») проводило отраслевой смотр-конкурс изобретательской деятельности «Идея-2007». Помимо возможности представить свои работы авторитетному жюри, рационализаторы - рабочие и специалисты железнодорожного транспорта - могли пообщаться с представителями отраслевой науки, а высокий статус мероприятия подчёркивало участие в его работе президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Рационализаторы Волгоградского отделения Приволжской магистрали на конкурсе «Идея-2007» выступили очень уверенно, о чём свидетельствуют три призовых места, которые получили волгоградцы. Отличился молодой специалист эксплуатационного депо им. Максима Горького Антон Никифоров - он стал победителем сразу в двух номинациях - «Лучшее техническое решение молодого рационализатора по повышению безопасности движения» и «Лучшее техническое решение молодого рационализатора по рациональному использованию топливно-энергетических, материальных и сырьевых ресурсов, ресурсосберегающих технологий». Дипломы третьей степени получили молодой специалист Сарептской дистанции пути Андрей Золотилов и работники Волгоградской дистанции электроснабжения Эдуард Гадышев и Дмитрий Беличенко. Всего на конкурсе было представлено 185 рацпредложений от 17 железных дорог, предприятий федеральной пассажирской дирекции, «Желдорреммаш», «Вагонреммаш» и других филиалов.

Всё выше, и выше, и выше...

Как рассказал «ДП» начальник технического отдела Волгоградского отделения Приволжской железной дороги Константин Сергеев, развитие рационализаторского движения можно рассматривать как средство достижения концептуальной цели ОАО «РЖД» - обеспечение лидирующей роли компании на рынке качественных и конкурентоспособных транспортных услуг. В рамках этого направления на 2015 год определены ориентиры внедрение инновационных технологий в области эксплуатации и ремонта железнодорожного транспорта, увеличение веса поездов на 6%, снижение расходов электроэнергии на тягу на 4%. Скорость грузовых поездов к этому сроку планируется довести до 160 км/ч, а пассажирских увеличить на 12-15%. Притом что уже сейчас средняя скорость пассажирских составов на волгоградском участке железной дороги достигает 100 км/ч, а на отдельных участках - 120 км/ч.

Для решения этих задач требуются высококвалифицированные кадры, а железные дороги, как, впрочем, и все высокотехнологичные отрасли в России, испытывают острый их недостаток.

- Развитие рационализаторского движения, - говорит К. Сергеев, - один из элементов менеджмента управления персоналом, фактор повышения квалификации рабочих и специалистов, их закрепления на предприятии. Чтобы человек работал с отдачей, необходимо сделать так, чтобы он не ощущал себя винтиком в системе большой компании, чтобы в нём проявлялось творческое начало, была возможность отличиться, дать дельное предложение и получить за него хорошее вознаграждение. Всплеск рационализаторской деятельности на Приволжской железной дороге К. Сергеев в первую очередь связывает с правильно выбранной мотивацией персонала.

- Руководство Волгоградского отделения пытается привлечь людей к участию в инновационной деятельности. При этом основу поощрения составляет именно материальное вознаграждение - до 20% от экономического эффекта, - говорит он. - И если предложение рационализатора тянет на несколько сотен тысяч, то это существенное подспорье к его основной зарплате. Есть примеры, когда рационализаторы за свои идеи получают и по 20, и по 40 тыс. рублей.

Интересно отметить, что в отличие от советских времён руководство компании решило не устанавливать потолки и прогрессивные шкалы снижения процента вознаграждения - сейчас действует принцип: чем выше прибыль предприятия, тем выше должен оплачиваться и труд рационализатора. В результате только по Приволжской железной дороге эффект от использования рационализаторских предложений в 2007 году превысил 18,5 млн рублей, что в 2,5 раза выше, чем в 2006 году. Участие в рационализаторской работе приняли 681 человек (прирост в сравнении с предыдущим годом - 81%). В работе предприятий Приволжской магистрали было использовано 666 предложений, что на 53,5% больше, чем в 2006 году. При этом экономический эффект от рационализаторских предложений авторов моложе 30 лет составил более 900 тыс. рублей. В Волгоградском отделении Приволжской железной дороги гордятся тем, что предложения их молодых рационализаторов имеют самый высокий экономический эффект на Приволжской магистрали - 250 тыс. рублей (189 тыс. в 2006 году).

- Молодёжь неслучайно рассматривается нами отдельной строкой, - комментирует К. Сергеев. - Экономистов и юристов в стране много, а с грамотными технарями - тяжело. В том числе и у нас. Поэтому мы и пытаемся привлекать их всеми возможными способами, а рационализаторство - одна из возможностей увеличить свою зарплату! Интересно, что в сферу внимания железнодорожных рационализаторов попадают не только разработки, касающиеся совершенствования или повышения эффективности техники, - очень много, например, предложений по улучшению технологических процессов, энергосбережения, управленческих процессов. И даже кадровики вносят свою лепту. Их темы - такие, как психология коллектива, умение создать доброжелательную рабочую атмосферу среди сотрудников - можно рассматривать как совершенствование системы менеджмента качества. Устройство, разработанное победителем конкурса «Идея-2007» Антоном Никифоровым, - «шаблон для измерения высоты автосцепки» - приспособление, казалось бы, незамысловатое. Однако именно оно позволило значительно сократить дорогостоящее время простоя вагонов. Проблема заключалась в том, что автосцепные устройства вагонов должны соответствовать заданным по высоте и горизонтальному отклонению параметрам, иначе по ходу следования состава может произойти внезапное разъединение вагонов. Поэтому, когда подвижной состав поступает в депо, проводится проверка и подгонка параметров автосцепки. Раньше на этой операции приходилось использовать два мерительных инструмента - отдельно для вертикального и горизонтального замеров. Теперь можно обойтись одним универсальным шаблоном разработки Никифорова, что само по себе очень удобно. Но главное, его применение сокращает время работы с 35 до 20 минут!

Мозги под охраной

Подстегнуть интерес к профессии железнодорожника, повысить её престиж призваны и конкурсы профессионального мастерства, которые проводятся по отраслям - отдельно для локомотивщиков, энергетиков, путейцев... В рамках мероприятий проходят встречи молодёжи и ветеранов, старшее поколение делится профессиональным мастерством, своё умение работать показывают и молодые кадры, и смешанные бригады... Особенно ценится, как отметил К. Сергеев, умение выполнять комплекс работ, связанных с какой-либо внештатной ситуацией. К примеру, для энергетиков сценарий может быть таким - прошёл ураган, упала опора контактной сети, остановилось движение поездов... Технологии устранения подобных аварий описаны в книгах, но практика - другое дело, и именно на таких конкурсах-смотрах железнодорожники демонстрируют возможности совершенствования устоявшихся методик.

- У нас действует правило - продолжает делиться секретами успешного менеджмента начальник технического отдела Волгоградского отделения Приволжской железной дороги, - рацпредложение должно быть доведено до испытательного полигона и внедрено в производство. Только тогда оно учитывается и оплачивается. А ещё важен принцип охраны интеллектуальной собственности, который действует даже в отношении других дорог. Например, если в Волгоградском отделении Приволжской железной дороги разработали и внедрили удачное приспособление или технологию, то, скажем, Дальневосточная дорога или другой филиал не смогут без согласия владельца воспользоваться ими. С другой стороны, рацпредложения, которые могут дать наибольший экономический эффект, включаются в специальный бюллетень железнодорожной компании и рекомендуются к применению всеми железными дорогами. Кстати, попасть в такой бюллетень считается большим плюсом в карьере рационализатора.


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации