13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Бизнес против политики

31 марта Волгоградское отделение Общероссийской организации «Деловая Россия» проводит расширенное заседание. Ожидается прибытие представительной делегации делороссов во главе с председателем организации Борисом Титовым. О том, зачем «Деловой России» потребовалось созвать такое совещание в Волгограде, «ДП» рассказал председатель регионального отделения организации, член бюро регионального совета «Деловой России» Роман СОЗАРУКОВ:

Успех не всем по карману

- В регионе сменилась власть, пришёл новый губернатор, человек, который из чиновников такого ранга лучше всех знает проблемы предпринимательства - и малого, и среднего, и крупного. Анатолий Григорьевич Бровко был директором крупнейшего завода, на протяжении нескольких лет как вице-губернатор курировал развитие предпринимательства и инвестиционные проекты в области, он очень хорошо знаком с бизнес-элитой региона. До сих пор у «Деловой России» не было соглашения с администрацией области, и все контакты были эпизодическими. Нас приглашали на мероприятия, которые часто проводились для галочки, всё сводилось к светскому общению с вице-губернаторами - попили кофе, поговорили о погоде и разошлись. Но мы заинтересованы в том, чтобы наше сотрудничество было плодотворным и полезным - и не только для «Деловой России». Поэтому на своё расширенное заседание мы приглашаем представителей предпринимательских объединений - РСПП, ТПП, «Опора России», ассоциации предпринимателей. Это хорошая площадка для того, чтобы предприниматели могли рассказать губернатору о своих проблемах и предложить пути их решения. Об этом разговоре узнает и федеральное руководство, поскольку Борис Титов и члены генерального совета «Деловой России», которые с ним приезжают, входят во всевозможные советы и комиссии при правительстве и администрации президента, регулярно встречаются с высшим руководством страны. Например, 29 марта Б. Титов будет встречаться с вице-премьером Игорем Шуваловым по проблемам исполнения ФЗ-159 - о льготном выкупе помещений для арендаторов. Премьер-министр Владимир Путин на днях сообщил о решении продлить срок действия этого закона на три года. «Деловая Россия» и «Опора России» с конца 2009-го обращались с такой просьбой и к нему, и к президенту. Будем просить Б. Титова добиваться, чтобы в закон внесли поправки, запрещающие муниципалитетам отказывать в приватизации по ФЗ-159, как это сейчас происходит в нашей области и особенно в Волгограде, а также законодательно сократить сроки прохождения документов о приватизации.

- Мы публиковали данные мониторинга Минэкономразвития России: Волгоградская область лидирует в России по числу заключённых договоров на право преимущественного выкупа помещений по ФЗ-159: заключено 147 договоров. Немного больше лишь в Красноярском крае, в Московской области и в Чувашии - 150. Неплохо на общем фоне. Чем «Деловая Россия» недовольна?

- Давайте вспомним, что Волгоградская область инициировала принятие этого закона. Я занимался этим ещё в «Опоре России» с 2003 года, затем в «Деловой России». В документах, которые пошли в Государственную думу, разработчиками законопроекта значились региональные отделения «Опоры России», «Деловой России», «Единой России» и Волгоградская областная дума. Мы были не только застрельщиками, но и на всех площадках доказывали, насколько это необходимо предпринимателям.

- Как следствие: в Волгоградской области в развитие ФЗ-159 принят один из самых либеральных областных законов.

- Да, у нас самые лучшие условия для предпринимателей: под действие закона подпадают помещения площадью до 1000 квадратных метров и рассрочка до 6 лет под 2,8% годовых.

- Почему же тогда так мало договоров?

- В Волгограде получше, хотя бы даже потому, что здесь много муниципальных помещений, которые можно приватизировать. В некоторых районах области их нет совсем, всё распродано. Это объективный фактор. Но есть и субъективный: предприниматели обычно кидаются за поддержкой в последний момент. Хотя закон г ласит, что те, кто не успел подписать контракт до конца срока действия закона, то есть до 1 июля, остаются за бортом. Многие на самом деле не успеют.

- Это вина предпринимателей или причина в противодействии муниципалитетов?

- И то, и другое, потому что бюрократического застоя тоже хватает. Решения принимаются крайне медленно. Хотя явного противодействия со стороны муниципали тетов нет. У предпринимателей достаточно рычагов воздействия на местную власть - через областную власть, предпринимательские организации, прокурат уру. Но многие поздно спохватились, да и сама процедура длительная - от полугода до года.

- Было много споров по поводу оценки выкупаемого имущества, некоторые даже обращались в суд. Это широко распространённая проблема?

- Да, действительно очень часто муниципалитеты предлагали выкупать помещения по завышенной цене - без учёта нынешних рыночных цен. Полтора-д ва года назад 80-100 тыс. руб. за квадратный метр в проходных местах не считалось высокой ценой, а теперь 50-60 тыс. - очень дорого. Из-за кризиса обороты упали, и некоторые предприниматели отказывались от выкупа, потому что им это не по карману.

Капля камень точит

- «Деловая Россия» ведёт бурную переписку с областной и городской прокуратурой. Вы так активно с ними взаимодействуете потому, что они в последнее вр емя стали заниматься защитой интересов бизнеса, или это вы их понуждаете этим заниматься?

- Прокуратура реально и эффективно может помочь предпринимателю в защите его законных прав и интересов. Это по статусу. Хотя наша переписка продо лжается уже несколько лет в соответствии с пословицей «капля камень точит». Когда мы пишем по одной и той же проблеме пятнадцать раз, в прокуратуре начинают задумываться: если по одной проблеме приходит столько жалоб, наверное, тут что-то не так. Из последних наших достижений - прокуратура подала иск в арбитражный суд о признании недействительным решения комитета муниципального заказа администрации Волгограда по результатам аукциона на право заключения контрактов по реконструкции и капитальному ремонту нескольких улиц, когда ОГУП «Волгоградавтодор» не допустили к участию в аукционе. Аукцион будет проведён заново. К работе КМЗ администрации Волгограда нареканий не десятки, а сотни. Зато хорошо работает управление Федеральной антимонопольной службы, с его помощью предприниматели успешно оспаривают результаты аукционов и конкурсов, заточенных под приближенное к мэрии предприятие, заставляя КМЗ проводить их заново.

- А какое отношение ОГУП «Волгоградавтодор» имеет к предпринимательству?

- Какая разница? Это хозяйствующий субъект, права которого нарушены.

- Создаёте прецеденты?

- Создаём. Опираясь на них, предпринимателям проще отстаивать свои права.

- О работе общественного совета по предпринимательству при прокуратуре области наша газета неоднократно писала. При каких ещё органах существуют подобные советы?

- Природоохранная прокуратура, МЧС, Роспотребнадзор, ФАС, создаётся совет при СУ СКП. Есть общественный совет при ГУВД, но нас туда не приняли, и официального отказа мы ждём уже три месяца.

- Такие советы есть во всех регионах?

- Нет. Волгоградская область в этом плане - одна из лучших, даже по сравнению со столицами.

- Чем это объясняется?

- Активностью предпринимательского сообщества.

- А она откуда? Живётся хуже?

- Волгограду в последние годы очень не везёт с руководством. Предприниматели вынуждены заниматься не развитием, а защитой бизнеса. Там, где нет такого прессинга со стороны власти, нет и такой активности.

- Она даёт результаты?

- Один пример. В позапрошлом году после переоценки земли стоимость аренды у некоторых предпринимателей выросла не в 2-3, а в 20-30, а у кого и в 50, и даже в 80 раз. Мы участвовали в работе всех согласительных комиссий по этому вопросу, и результатом стала отмена повышения арендной платы задним числом.

Накануне коллапса

- Какая отрасль бизнеса в регионе самая проблемная?

- Строительная отрасль в Волгограде на грани уничтожения. Реальной поддержки со стороны власти нет, есть декларации, обещания, пиар-проекты. Если в ближайшее время региональная власть не примет мер, то у нас будут митинги обездоленных дольщиков, перекрытие дорог и прочие акции протеста, потому что люди, продав дома и квартиры, вложили деньги в строящееся жильё, а компании на грани банкротства. Реально им можно помочь только одним: покупать жильё для государственных и муниципальных нужд. В прошлом году администрация области решила дать госгарантии под кредиты двум строительным компаниям - ЖБИ-1 и «Юнижстрой». Но банки у них даже не берут документы на кредиты. Так что здесь необходимо личное вмешательство губернатора и серьёзная работа областной администрации. А муниципалитетам необходимо упростить оформление земельных участков. Сейчас эта процедура занимает в Волгограде 1,5-2 года. Администрация Волгограда выставляет на аукционы одни и те же участки, которые год не может продать, потому что цены взяты с потолка.

- Разве они не заинтересованы продать то, что выставляют на продажу?

- Не знаю, может, им надо не продать, а поставить галочку, что провели. Наш муниципалитет живёт в каком-то своём мире, оторванном от реальности. По нереальным ценам предлагаются участки, на которых нет вообще никакой инфраструктуры, никаких сетей. Голое поле. Вторая проблемная сфера в городе - ЖКХ. «МУПизация» коммунального сектора ни к чему хорошему не привела. Посмотрите на дороги - какие ещё аргументы против МУПов нужны?

- Горожане, которые получают по две квитанции на оплату коммуналки от двух разных управляющих компаний, не в силах понять, кто из них банкрот, а кто нет, и откуда вообще они взялись, эти УК, если сами жильцы их не приглашали.

- А это тоже заслуга нашего мэра, который создал на рынке управляющих компаний такой хаос, что разгребать это придётся года два. ООО «ЖЭК», которое управляло 80% жилья в городе, в состоянии банкротства, потому что городом управляет человек, который ничего не понимает ни в коммунальном, ни в дорожном хозяйстве. Под его руководством город идёт к коллапсу. Вспомните, сколько зимой было аварий на тепловых, электросетях? Это только начало. Такого не было даже в самые голодные послесоветские годы. А на все вопросы у городской администрации ответ один: денег нет.

- А может, правда нет? На аукционах ничего не продаётся, арендную плату вы заставили снизить...

- Если денег нет, значит, их нет. А в городском бюджете расходы на СМИ только увеличиваются.

- Что, суммы сопоставимы с тем, что надо потратить на ремонт теплотрасс?

- 70 миллионов рублей на полгода, которые выделяются на СМИ, - очень большая сумма. К ним можно прибавить то, что идёт на премии приближённым к мэру сотрудникам городской администрации, плюс командировки. Помните, как в прошлом году администрация слетала на форум в Сочи? Зачем? А в декабре, когда город завалило снегом, мэр уехал в Астрахань на КВН. Если всё сложить, хватит отремонтировать дороги если не целого района, то половины - точно. Копейка рубль бережёт. Если денег не хватает, нужно экономить на всём. Кстати, Анатолий Григорьевич, будучи вице-губернатором, в командировки летал эконом-классом, хотя по статусу мог бы и в бизнес-классе. Когда его спросили, почему, он ответил: жалко бюджетных денег.

- Поэтому область отказалась от участия в «Зелёной неделе», депутаты областной думы не ездили в прошлом году в Сочи...

- Если необходимости в их присутствии нет, зачем тусоваться, тратя кучу бюджетных денег? Любой хозяин соизмеряет свои расходы с доходами. А Гребенников у нас в этом плане уникальный мэр: он всю жизнь живёт на бюджетные деньги, самостоятельно ни копейки не заработал, поэтому не знает, откуда деньги берутся. Как они достаются - ему невдомёк. А что легко достаётся - легко и тратится.

Управление по телевизору

- Об этом говорят многие, но кто будет действовать? Городская дума?

- Дума - это подразделение администрации. Она делает только то, что ей скажет мэр. Большинство депутатов работают в сферах, прямо подчинённых администрации: здравоохранение и образование. Поэтому, например, они столько времени не могут принять правила землепользования и застройки: администрации это невыгодно. Если их примут, администрация не сможет так бесконтрольно, как сейчас, раздавать землю. Сейчас это регламентируется их собственным положением, в котором есть, например, такие нормы: при наличии двух или более претендентов на один участок администрация может сама, без аукционов, выбирать, кому его отдать.

- Партийные рычаги влияния тоже не действуют. Административных рычагов нет. Ждём следующих выборов? Но он их выиграет, если по телевизору так и будут рассказывать, как у нас всё замечательно. Плюс административный ресурс, это мы тоже уже проходили.

- Роман Георгиевич большой специалист в плане пиара и управления городом с экрана телевизора. Это у него получается отменно. Область на этом фоне выглядит бледно. Сравните областное управление развития предпринимательства и городской комитет по предпринимательству. Городской комитет за последние два-три года для поддержки предпринимательства не сделал ровным счётом ничего. Но пиар идёт такой, будто бы без мэрии предприниматели в Волгограде давно бы вымерли как класс. Через областное управление на поддержку предпринимателей идут огромные деньги, но у них нет не то что пиара - вообще информация об их работе есть только на их же собственном сайте. И так по любой сфере. Вся городская администрация заточена на пиар и рекламу. Действий нет, зато по каждому поводу есть какой-нибудь совет: то координационный по предпринимательству, то генеральный по стратегическому развитию, то институт бизнес-советников, то ещё что-нибудь. Их при мэрии развелось уже штук сто, наверное. Все работают по одной схеме: всё одобряют, во всех резолюциях написано «усиливаем и углубляем». Прошлогодние документы и выступления чиновников отличаются от нынешних только запятыми.

- Где выход?

- Отставка мэра. Политик в области должен быть только один - губернатор. Все остальные должны заниматься хозяйством. А если Гребенников, который называет себя политиком, хочет заниматься политикой, то пусть и занимается. А городское хозяйство оставит в покое. Он был неплохим спикером облдумы. По крайней мере, сумел продержаться два срока.

- Но при нём было выхолощено прогрессивное инвестиционное законодательство региона. Под предлогом совершенствования закон изменили так, чтобы всю инвестиционную активность поставить под контроль чиновников. Плоды этой реформы мы пока ещё не расхлебали.

- Это ещё раз подтверждает: всё, где требуются конкретные действия, - не для Гребенникова. Почему Бровко не занимается своим пиаром и пиаром своей администрации? Потому что он - хозяйственник. А Гребенников - гольный политик. Городом же должны управлять хозяйственники.

- А у нас есть на примете такие? И хотят ли они идти работать на такие должности? Ведь нагрузка и ответственность огромные, а полномочия и возможности - ограниченные.

- Есть люди, которые, достигнув высот в бизнесе, заняв положение в обществе, хотят что-то сделать для города и области. Вот из них и надо формировать исполнительную власть. Они не будут обогащаться за счёт бюджета, их цель - оставить о себе хорошую память.

- Как отличить одно от другого?

- Возрождать карьерные лестницы. При советской власти они были, сейчас и Путин, и Медведев пытаются их создать заново: «золотая сотня», «первая тысяча»... В нашем регионе тоже должна быть такая система: первая десятка, первая сотня кадрового резерва. И я не согласен с высказыванием нашего губернатора о том, что в администрации не должно быть людей из бизнеса. Если человек хочет чего-то добиться в жизни - куда он идёт? В бизнес или в политику. Если у него получилось в бизнесе, значит, умеет управлять, есть воля, внутренний стержень. Город - это тоже предприятие, только большое. И с очень большими социальными обязательствами.

Несостоявшиеся

- Однако про нашего предыдущего мэра Евгения Ищенко многие говорили, что его ошибкой было то, что он управлял городом, как акционерным обществом, не учитывая сплетения интересов разных групп, - это его и погубило.

- Зато при Ищенко бюджет города был профицитным. Хотя после избрания он получил город с совершенно пустым бюджетом. При нём убирались дороги, строились дома, торговые центры и те же дороги. Он не был политиком - и не надо бы, но все вокруг хотели видеть в нём политика, потому что привыкли видеть политика в мэре Чехове, который был не только политиком, но и хозяйственником. Просто Ищенко попал немножко не в своё время. И к тому же сделал несколько стратегических ошибок, за что и поплатился. Но многие говорят, что при Ищенко в нашем городе жить было гораздо комфортнее. Кроме того, он приехал в Волгоград на «мерседесе», на нём и уехал. Он к моменту прихода к власти был одним из богатейших людей в области и за время работы в мэрии богаче не стал. А посмотрите на Гребенникова и его команду? Опыт работы в производстве - ноль, опыт управления - ноль, популизм и пропаганда - десять баллов. Его окружение - за редким исключением несостоявшиеся. Несостоявшиеся врачи, учителя, юристы и разорившиеся предприниматели. Большая часть из них - это люди, которые не смогли себя найти в жизни, зато пристроились к бюджету и теперь произносят тосты за себя как за долларовых миллионеров. Хотя приходили в администрацию в застиранных рубахах. Посмотрите на другие города области. Волжский, Камышин, Урюпинск: там главы - хозяйственники, и города расцветают. В райцентрах, где бюджеты в десятки раз меньше волгоградского, и улицы убирают, и за порядком следят. Нет проблем это сделать. Но каждым делом должны заниматься профессионалы, заинтересованные в конечном результате. Государственная, муниципальная собственность неэффективна. Она нужна лишь в нескольких стратегических сферах, где бизнесу делать нечего. Всё остальное бизнес сделает лучше, если власть определяет правила. В каждой сфере есть несколько серьёзных игроков, между которыми нужно распределить обязанности и установить ответственность. Если ты строишь дорогу, ты пять лет отвечаешь за её состояние. Если поставляешь оборудование - гарантируешь его качество и бесперебойную работу.

- Знаменитый ФЗ-94 не позволяет учитывать ни стаж работы компании на рынке, ни качество, которое она может предоставить.

- ФЗ-94 одинаков для всей страны, однако в одних регионах дороги делают качественно, а в нашем - нет. Астрахань расцвела на глазах, а была - дыра дырой. Ставрополь уже похож на европейский, а не на среднероссийский город. Законы у нас одинаковые. Но там руководство заинтересовано в комфорте для горожан, а здесь - только для себя. В городе парализована система уборки улиц, ремонта дорог, не работает ливневая канализация, город на грани катастрофы с компаниями, управляющими жильём, и так далее. Ещё немного - и в городе начнётся отстрел, как в 90-е. Так что выход только один: смена руководства города. Губернатор должен понимать: каждый лишний день пребывания этой команды у власти - лишний месяц расхлёбывания последствий этого пребывания.

Анна СТЕПНОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации