13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Мегаполис как искусство, которому надо учиться

Волгоград, как и другие российские города, в ближайшее время может столкнуться с серьёзными вызовами, связанными с экономическим кризисом, ухудшением демографической ситуации и падением качества человеческого капитала. При этом лишь города в состоянии генерировать экономическую, культурную и интеллектуальную деятельность окружающих их территорий. В этой ситуации Волгоград сможет развиваться лишь при сохранении неповторимого архитектурного облика, формировании комфортной среди обитания и определении миссии города. Об этом говорили участники заседания Волгоградского филиала клуба политического действия «4 ноября» на тему «Архитектура и современная градостроительная политика», которое прошло в конференц-зале «Делового Поволжья». Вела дискуссию сопредседатель клуба, главный редактор «ДП» Анна Степнова.

Трёхголовый кризис

В работе заседания клуба приняли участие архитекторы, проектировщики, строители, учёные, социологи, политики, представители общественности. Обсуждение выявило несколько острых тем - жилищная политика, стратегия развития города, роль общественности и общественных советов в формировании архитектурного облика и городской среды. Однако ещё до начала дискуссий московские эксперты клуба - председатель комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления Общественной палаты России Вячеслав Глазычев и руководитель проекта «Российский дом будущего», член экспертного совета общероссийской организации «Деловая Россия» Сергей Журавлёв - обозначили наиболее острые проблемы российских городов. К приятному удивлению присутствующих, Вячеслав Глазычев начал своё выступление с комплимента в адрес Волгограда. По его мнению, в городе существует богатая разнообразная, и интересная с точки зрения потенциала развития, среда, у Волгограда больше ресурсов, чем у многих других городов, однако дальнейшему развитию будет мешать кризис, который в России наблюдается давно, но до недавнего времени он «был прикрыт пенкой от нефтяных доходов». В. Глазычев считает, что выход из кризиса будет затруднён по трём причинам. Первая до сих пор сохраняется унаследованная от советской эпохи ведомственная система управления. И к городам это имеет прямое отношение: ни в одной стратегии регионального развития города нет ни как партнёра, ни как соавтора стратегии. Даже там, где областной центр имеет больше половины населения и производит 2/3 валового регионального продукта. Позже эту мысль в своём выступлении развил глава Волгограда Роман Гребенников, показавший, что даже миллионный город для федеральной власти не является значимой структурой - для них существует только регион.

- И для больших, и для малых городов ситуация складывается драматическая, - отмечает В. Глазычев. - Например, до сих пор чиновники оперируют иллюзорными единицами - моногородами. Я писал: да забудьте вы о моногородах, они давно уже не «моно», там вокруг этих неработающих предприятий уже много чего выросло, лучше сохраните теплоузлы, чтобы люди не помёрзли. А ведь за последующими решениями стоит вопрос использования ограниченных ресурсов. Удручает схема мышления, заложенная в этих стратегиях: там поставить завод, тут фабрику. Пора понять, что не завод создаёт город, а город порождает бизнес.

Вторая причина - во властных структурах нет понимания, что такое город, какой должна быть его миссия. Например, у Волгограда есть многослойная городская легенда, но пока в общем представлении проявляется военная составляющая. Она героическая и принципиальная, но жить на одной легенде не получится. - Что представляет собой Волгоград сегодня? - задался вопросом В. Глазычев. - Это ассоциация городов, как задумывалось создателями индустрии и планировщиками 20-х годов, или что-то единое? У него один центр, или пять центров, которые когда-то планировались? Как городу дальше развиться - вдоль, или за счёт поперечных связей? Это принципиальные решения. В России, например, часто говорят о строительстве транспортных развязок. Но что происходит в мире? Бирмингем разобрал эстакады, Торонто разобрал, и есть ещё ряд крупных городов, которые их разобрали, - как не решающие транспортных проблем. А вот в Москве, вместо того, чтобы воспользоваться программой сноса панельных пятиэтажек и реконструировать уличную сеть, из-за жадности всё забили строениями и теперь лишь динамитом в городе можно прокладывать новые дороги. И народ из Москвы побежал. Какие могут быть разговоры о международном финансовом и экономическом центре, когда от аэропорта Шереметьево до Садового кольца нужно добираться 2,5 часа? В качестве противоположного примера В. Глазычев привёл Калининград, который уже три года занят очень интересной разработкой. За это время совет по стратегии, сформированный из депутатов, представителей администрации, независимых экспертов и бизнесменов, отработал текст, в котором определена миссия города - экспоцентра российских регионов, максимально близкого к Европе. Ключевым фактором стало резервирование земли. Именно по этой причине ни Москва, ни Петербург такого центра создать уже не могут. По мнению эксперта, Волгоград должен оставаться индустриальным центром. Вопрос лишь - каким? Какую роль должны сыграть его высшие учебные заведения? Например, в Томске технический университет стал настоящим бизнес-инкубатором. В результате 454 рабочих места в инновационных предприятиях в 2008 году создали 10% ВРП.

И, наконец, третья причина кризисного состояния российских городов, по мнению В. Глазычева, заключается в непонимании, что такое человеческий капитал. С одной стороны, ставятся гигантские задачи: премьер-министр Путин, например, говорит о развитии судостроения, под это выделены деньги, а есть ли люди, чтобы выполнять такую программу или чтобы воспитать тех, кто может её выполнять? - По человеческому капиталу страна оказалась в демографической яме, и только крупный город является сейчас генератором жизнедеятельности территорий. Только он может быть развивающим центром и для села, и для малых городов, ставших опорой для агропрома, - отметил эксперт.

Деньги решают не всё

Также В. Глазычев не обошёл вниманием и проблему участия городов и регионов в формировании государственной жилищной политики. - Нет ничего более позорного, чем программы, которые регионы предоставляют в Фонд содействия реформированию ЖКХ, - заметил он. - Вместо концентрации средств идёт их размазывание по множеству адресов, что делает большие деньги абсолютно несуществующими. Фонд готов идти на серьёзные эксперименты, но встречных программ от городов не поступает. Бывают скандальные ситуации - от Тульской и Смоленской областей заявки есть, а от Тулы и Смоленска - нет. Это тоже жилищная политика, но не в государственном масштабе, а на уровне регионов: Фонд существует как госкорпорация, но проблема вырисовывается скорее на уровне партнёрских отношений. В свою очередь, Сергей Журавлёв предложил обсудить ряд проблем, связанных с жизнедеятельностью современного города. По его мнению, первостепенное значение имеют среда обитания городских жителей, жилищная политика государства и связанная с ней структура жилищного строительства, концепции реконструкции городов. - В постиндустриальном мире именно среда обитания определяет развитие городского хозяйства. Деньги не всегда определяют все условия, очень многие люди готовы жить на маленькую зарплату, но чтобы было комфортно и удобно, - подчеркнул он. В качестве примера С. Журавлёв привёл Калугу. В регионе создали мощный автомобилестроительный кластер, но полное отсутствие городской среды, жуткая переоценка стоимости земли, запущенность городского хозяйства привели к тому, что промышленная накачка лишь резко завысила стоимость жизни. И вот результат - для загрузки промышленности в область требуется заселить 300 тыс. человек, но никто туда не едет. Есть примеры и другого рода - город Куритиба в Бразилии. За 20 лет его население выросло с 90 тыс. до полутора миллионов. При этом использовано несколько уникальных решений - там запрещено строить одинаковые дома (это преобразило городскую среду), там действует автобусное метро (то есть рост города не создаёт проблемы с доступностью его частей), и, наконец, там муниципалитет покупает у населения мусор. Что касается Волгограда, то, по мнению эксперта, ничто не спасёт город от деградации, если он не создаст своё лицо, имидж, неповторимый облик, не сохранит свои достоинства реставрацией.

- Волжская ГЭС - это достоинство Волгограда, которое вами игнорируется. А такие вещи должны выпячиваться, демонстрироваться. И именно они будут создавать привлекательность городу больше, чем любые вновь создаваемые рабочие места, - считает С. Журавлёв.

Общество вместо власти

Профессор ВолГАСУ Владимир Остробородов считает, что для выстраивания жилищной политики надо в первую очередь выяснить, на кого она должна быть направлена. Кто этот социум, кто эти люди? - Без глубоких социальных и психологических исследований, без социального портрета людей, населяющих территорию, невозможно выработать жилищную политику. Скорее всего муниципальные власти, власти субъектов федерации, правительство РФ не заинтересованы в такой работе, - сказал В. Остробородов. - Тем не менее, стали появляться общественные структуры, которые необходимо развивать как альтернативу действующей власти. К сказанному В. Глазычев добавил, что со словом «общественность» надо обращаться аккуратно: общественный совет только тогда работоспособен, когда в нём задействованы авторитетные эксперты:

- Очень часто происходит подмена. Вроде идёт общественное обсуждение генерального плана города, но кроме базара там ничего не происходит. Для начала надо хотя бы уметь прочитать генплан. Да, есть вопросы, которые надо обсуждать именно с жителями. Им решать, где делать остановку транспорта, а где переход через улицу. Тут они все эксперты. С тем, что необходимо активнее работать с населением, согласен и руководитель отделения «Росрегионреставрация» по ЮФО, архитектор Сергей Сена: «Мы теряем уникальные архитектурные комплексы, построенные в 60-70-е годы, уничтожаем то, что было до нас. Пусть это звучит пафосно, но работать с населением надо. Когда будет понимание миссии, идеи, образа города среди горожан, власти и бизнеса - тогда что-то, может быть, и сдвинется». Затем С. Сена обратился к присутствовавшему в зале экс-и.о. мэра Роланду Херианову: - Во время вашего руководства городом сняли чугунную ограду на проспекте Ленина, и вы, Роланд Тамазович, сказали мне: «Ну лучше же стало? Просторнее...». Может быть. Но это элемент памятника культуры, и его разрушение - в принципе уголовщина, 243-я статья. И таких действий, тянущих на срок от двух до пяти лет, - в городе навалом. О недоработках законодательной базы, негативно влияющих на формирование городской среды, рассказал начальник управления Госстройнадзора администрации Волгоградской области, архитектор Михаил Норкин. По его мнению, многое связано с отсутствием институтов, которые регулировали бы градостроительные вопросы, и даже с несовершенством Градостроительного кодекса.

- В этом документе нет ни слова о градостроительстве, нет службы главных архитекторов, нет органов архитектуры и градостроительства, - заявил М. Норкин. - Территории городов и поселений не защищены от произвола застройщиков, власти и архитекторов только потому, что до сих пор в Волгоградской области 70% поселений и городов не имеют генеральных планов, правил землепользования и за- стройки. На это нужно около 1,5 млрд рублей, а таких денег у муниципалитетов нет. И раз уж необходимость этих документов признана федеральным законом, правительство и региональные власти должны помочь местному самоуправлению с финансированием. C. Журавлёв заметил, что в цивилизованном мире уже давно не архитектор определяет развитие городского пространства, а общественные комиссии. У нас же, по его словам, любые гражданские инициативы или игнорируются, или пресекаются. - Всегда просматривается главенствующая роль архитектора, за которым стоит лично мэр, - прокомментировал Сергей Журавлёв. - Ситуация ещё больше усугубилась правом муниципальной власти распоряжаться городом по собственному усмотрению за короткое время от выборов до выборов. К тому же большинство мэров у нас ещё и голодные, бедные и несчастные. Им надо успеть. И вот результат. Надеюсь, я никого не обидел. После этой фразы в зале задали вопрос: а кто у нас в городе стоит за спиной у мэра? Пока присутствующие архитекторы думали, что ответить, сидевший рядом с Романом Гребенниковым председатель городского комитета по архитектуре и градостроительству Алексей Лисин поднял руку и громко сказал: «Я!» Кстати, на заседании клуба «4 ноября» присутствовали также и два бывших главных архитектора города - Михаил Норкин и Алексей Антюфеев.

Уроки улиц

Директор Института социальной антропологии города ВАГС, член совета клуба Виктор Пилипенко сказал, что многие вопросы можно решать достаточно быстро, проявляя политическую волю на уровне местных органов власти: просто надо запретить уродовать внешний облик города. И это бюджету не будет стоить ни копейки. - Два года назад прокурор области Леонид Беляк сказал по поводу кафе «Терраса», что это дело его чести, и этого строения здесь не будет. Но оно продолжает красоваться прямо под окнами областной прокуратуры. Если снести один или два незаконно построенных объекта, то никому в голову больше не придёт продавить незаконное строительство в нарушение градостроительных норм, - предположил он. Закончил мероприятие В. Глазычев на оптимистической ноте: - Не только в Волгограде преобладает население, которое нужно воспитывать. В Москве или Петербурге такая же картина. Но обучение людей городу - великая сила, и больших денег это не требует. Усилий - да, но и даёт оно очень много. Стоило, например, в одном из городов на Урале привлечь к разработке поправок в организацию движения (как эксперта) начальника ГАИ, и в нём произошло внутреннее перестроение. Это был очень ценный и активный участник работы, которая свелась к реконструкции мест размещения светофоров. А ведь раньше милиция с планировщиками это не согласовывала... По мнению эксперта, к анализу среды обитания, когда речь идёт о небольших корректировках городской среды - где-то перекрыть движение, где-то сделать сквозной проезд, - легко подключать жителей. Потому что это - в радиусе опыта, доступности для любого вменяемого человека. - Трудно пробиться через чиновничьи барьеры, но движение имеет шанс от отчаяния, потому что кризис ясно показал исчерпанность целого ряда механизмов. И это создаёт шанс для продвижения альтернативных идей, - подытожил Вячеслав Глазычев.

Владимир ЕЛЬНИКОВ

На фото: слева направо: глава Волгограда Роман Гребенников, сопредседатель Волгоградского филиала клуба политического действия «4 ноября» Анна Степнова, председатель комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления Общественной палаты России Вячеслав Глазычев, руководитель проекта «Российский дом будущего», член экспертного совета общероссийской организации «Деловая Россия» Сергей Журавлёв, сопредседатель Волгоградского филиала клуба политического действия «4 ноября» Владимир Ефимов.


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации