13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


5 ценностей для чиновника

Вышла в свет монография заведующего кафедры социологии ВолГУ М. Анипкина «Власть и общество: социальная и системная интеграция. Региональный аспект». Опираясь на данные собственного исследования, автор анализирует, в частности, возможность участия интеллигенции в политике. Несмотря на то, что само исследование проведено в 2002 году, выводы из него сделаны вполне сегодняшние. «ДП» предлагает ознакомиться с конспектом работы Михаила АНИПКИНА: это своего рода версия-лайт исследования, адаптированная для газеты.

Что хочу, то и делаю

За основу для изучения консенсуса по ценностям общества взяты две организационные ценности: «подчинение» (готовность соглашаться с существующими порядками, правилами) и «профессионализм». Другая группа ценностей относится к моральной сфере: «ответственность», «порядочность» и «честность». Представители чиновничества, интеллигенции и «обычной публики» опрошены по одним и тем же анкетам, чтобы определить уровень консенсуса по этим пяти ценностям. Респондентам было предложено проранжировать эти пять ценностей так, чтобы указать на наиболее и наименее важные для представителей власти. Выяснилось, что все опрошенные склонны игнорировать необходимость подчинения для представителей власти. Подавляющее большинство во всех социальных группах выбрали опцию «менее важно» или «неважно вовсе» (64,7%). «Очень важно» или «важно» выбрали 18,3%. Но при этом подчинение важнее для обычной публики (20,1%), менее важно для чиновников (15,5%), и ещё менее важно (7,7%) для интеллигенции. Разница не такая уж и существенная, но тенденция очевидна. Очевиден и контраст в ответах обычной публики и интеллигенции, которая традиционно критично относится к безусловному подчинению. Подавляющее большинство (57%) рассматривает профессионализм как самую важную ценность для представителей власти. Почему же подчинение (т. е. исполнительность) не попало в приоритет? Можно предположить - потому, что люди не видят результатов функционирования органов власти. Ответственность, порядочность и честность воспринимаются как важные ценности всеми опрошенными социальными группами. Ответы чиновников и интеллигенции более однородны, чем у обычной публики, но в целом разброс небольшой.

Итак, самыми важными ценностями являются: профессионализм (57%), порядочность (44%), честность (41%) и ответственность (39,5%). Наименее важной ценностью является подчинение (18,35%). И только профессионализм достиг отметки более 50% от всего распределения ответов респондентов. Почему? Первое объяснение может быть связано с тем, что люди всегда приписывают большую важность вещам, в которых они испытывают недостаток. А вот подчинения в российской практике всегда было много, но оно само по себе не делало систему более функциональной. Возможно, под подчинением люди понимают авторитарный стиль, который им не нравится. Важно, что наиболее информированные респонденты наивысшим образом оценили важность профессионализма. Это в буквальном смысле слова кричащий результат: отсутствует одна из важнейших характеристик функционирования системы. Отсутствие профессионального управления на фоне низкого рейтинга подчинения может усиливать авторитарные тенденции, поскольку авторитаризм может быть единственным средством решения проблемы неэффективности всех уровней государственного и муниципального аппаратов. После прихода В. В. Путина к власти на высокие должности в государственном аппарате начался набор кадров из силовых структур. Это делается для того, чтобы сделать систему более контролируемой. Но практически ничего не сделано для усиления профессионализма.

...А поговорить?

Поскольку все участники исследования считают, что моральные ценности должны играть более важную роль для установления функциональной системы отношений власти, это поднимает проблему вовлечения интеллектуалов и общества в целом в процесс управления. Большинство представителей всех социальных групп (78,5%) боятся выразить несогласие со своими руководителями. Что касается предпочитаемого типа принятия решений, то опрошенные респонденты склонны больше ценить консультативный, нежели авторитарный тип. Как и ожидалось, чиновники предпочли авторитарный стиль (13,2%), интеллигенция консультативный (64,2%), обычная публика - демократический, то есть принцип большинства (21%). Очевидно, что каждая социальная группа предпочитает тот тип, который усиливает её собственную власть. Не было сюрприза в том, что авторитарный стиль представляется глубоко укоренённым в нашей политической культуре. Сюрпризом явилось следующее: опрошенные не любят этот тип принятия решений, поскольку предпочитают консультативный (47,7%) или принцип убеждения (27,4). Люди ценят диалог в отношениях с властью и хотят, чтобы власть слышала их, хотят иметь возможность выражать свои интересы. Российское общество испытывает нужду в уменьшении авторитаризма. А получает обратное: политические реформы последних лет, например, отмена выборов губернаторов, сделали систему более авторитарной, не принеся системности в отношения власти. Это дисбаланс между желаемой и реально существующей моделью руководства страной. Всё это создаёт условия для конфликтов между политическими институтами и обществом. И так потенциально конфликтная атмосфера осложняется реформами, которые только увеличивают дистанцию власти. Это выливается в создание параллельных практик по отношению к уже существующим конституционным элементам государственной власти, например, федеральных округов. Руководители федеральных округов следят за работой губернаторов, и этот неконституционный институт становится одним из важнейших инструментов власти, подменяя институт губернаторов. Администрация президента, которая призвана играть роль президентского секретариата, становится более важным органом, нежели кабинет министров. Подобная практика не соответствует представлениям людей об «идеальной власти». Поэтому люди и склонны приписывать большую важность моральным ценностям, которые определяют непосредственное межличностное взаимодействие.

Персональное дело

Подавляющее число опрошенных не считают систему региональной власти эффективной. Только чиновники высказываются более позитивно, но они же часть этой системы, к тому же склонны комплиментарно оценивать свои качества: 38.7% из них идентифицировали власть как «эффективную» и «эффективную, но не всегда». Но и у них вариант «власть не выражает жизненные потребности населения» получил 28,5% ответов. Это самый высокий процент из всех опрошенных групп: интеллигенция дала 27,8%, а обычная публика - 23,8%. Самокритичность чиновников, очевидно, свидетельствует о масштабе озабоченности способностью госаппарата выполнять свои функции и логично сопрягается с вопросом относительно трудностей, испытываемых страной. Коррупция отмечена как самая важная проблема всеми респондентами, включая чиновников. Респондентов спросили и об их отношении к идее назначения глав местных администраций главой администрации области. Большинство обычной публики и интеллигенции негативно высказались по этому поводу, а большинство чиновников поддержало эту идею (57,7%). Российское общество не одобряет авторитарный тренд в развитии политической системы. Центральное правительство понимает эту опасность, и потому защищает принципы самоуправления от губернаторов. В России существует традиция воспринимать власть как персональное явление в большей степени, нежели институциональное. Следовательно, моральная оценка власти должна встречаться более часто, чем какая-либо другая, поскольку президента и губернаторов общественное мнение воспринимает с точки зрения непосредственной межличностной интеракции. Можно предположить, что высокий уровень доверия президенту, премьер-министру и отдельным губернаторам (по сравнению с официальными институтами) вовсе не означает тот факт, что все они выполняют свою работу хорошо. Люди могут доверять им лишь потому, что из-за серьёзных проблем с социальными институтами персональный уровень - единственный, который может спасти общество от тотальной дезинтеграции в тяжёлые моменты истории. Иначе говоря, то, что упомянутым политикам доверяют, не означает, что они хороши сами по себе. Это значит, что институты ещё хуже.

Существует стойкое убеждение, что интеллектуалы должны иметь влияние на формирование политики в России. Так считают не только интеллигенция, но и чиновники. Почему? Видимо, чиновники не отделяют себя от интеллектуалов, так как все они имеют высшее образование, более того, среди высокопоставленных чиновников стало модным иметь научные степени. Да и вряд ли кто-то скажет, что интеллектуалы не должны влиять на власть в современном информационном обществе, коим Россия себя позиционирует. Однако, отвечая на прямой вопрос «думаете ли вы, что вы принимаете участие в формировании политики в Волгоградской области?», подавляющее большинство интеллигенции сказали «скорее нет, чем да» и «нет» - 93,8%. Должны иметь влияние, но не имеют. Можно ли говорить об отчуждении интеллигенции от власти? В какой-то мере да, но проистекает это отчуждение не от интеллигенции, а от власти. 72,9% представителей интеллигенции сказали «да», отвечая на вопрос, хотят ли они принимать активное участие в формировании региональной политики. А на вопрос «как вы думаете, ваш интеллектуальный потенциал мог бы быть использован в формировании политики Волгоградской области?» только 45,9% интеллигенции ответили «да». Вариант «нет» выбрали 16,3%, у 37,8% - «нет ответа».

Политика важнее экономики

Отвечая на вопрос об основных трудностях, стоящих перед Россией, все социальные группы поставили на первое место «коррупцию в государственном аппарате». Этот ответ набрал в два раза больше процентов (32%), чем занявший второе место «глубокий экономический кризис» (16%). Значит, коррупция настолько глубоко поразила все уровни власти, что отрицать её уже невозможно. И экономические проблемы представляются менее значимыми, чем проблемы отношения власти в России. «Неэффективный менеджмент» был поставлен на третье место в ответах респондентов из всех социальных групп (15,2%), но у чиновников этот ответ встречается чаще, ведь они чаще других сталкиваются с неэффективным управлением. На современном этапе дискуссия о вовлечённости конкретных людей в политический процесс становится чрезвычайно важной. Проблема моральной ответственности президента и власти в целом, их способность управлять страной в правильном для общества направлении, проблемы дистанции власти, самоуправления, отношений центр - регион, отношений интеллектуалов и властей являются центральной точкой публичных дискуссий. После избрания нового президента в 2008 году эти проблемы стали дискутироваться ещё более интенсивно. Россия опять находится перед выбором - и этот выбор носит ценностный характер.


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации