13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Сосед дороже власти

Поселенческие муниципальные образования внутри каждого района должны иметь выбор какие полномочия оставлять себе, какие отдавать на уровень района. Сегодняшний подход в разделении ответственности в коммунальной и социальной сфере влияет на управляемость территориями и ведет к снижению уровня жизни в небольших поселениях. Об этих и других проблемах становления системы местного самоуправления в регионе говорили на круглом столе, состоявшемся в редакции «ДП» в начале февраля.

В заседании круглого стола по проблемам МСУ принимали участие:

- глава Клетского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Алла Корнева;

- глава администрации Калачевского муниципального района Дмитрий Хахалев;

- председатель думы Дубовского муниципального района Татьяна Курышева;

- генеральный директор ЗАО «РегионСнаб» Алексей Хавинсон.

Первый диагноз

На первый в рамках проекта «Территория народовластия» круглый стол мы пригласили полтора десятка человек глав органов МСУ из районов и поселений, чиновников, курирующих реализацию ФЗ-131, региональных политиков, чья деятельность напрямую связана с территориями, предпринимателей, работающих в районах области. Представителям низовых структур МСУ было настолько важно высказаться, что они добрались до Волгограда в отличие от тех, кто живет и работает поблизости от редакции. Состоялся двухчасовой разговор о том, что действительно волнует людей, которым приходится выстраивать систему местного самоуправления в области.

Осенью 2005 года в регионе прошли выборы районных и муниципальных парламентов и глав муниципальных образований (МО). Среди победивших на выборах примерно половина впервые заняли посты в органах МСУ. Один из новобранцев Алла Корнева, до того работавшая главврачом, определила свои первые задачи в медицинских терминах: собрать анализы, поставить диагноз и тогда уж начинать лечение. И каков же был диагноз? Алла Корнева говорит, что ей не нравится, как ФЗ-131 разделил полномочия между районом и поселениями в сфере образования, здравоохранения и культуры: «Наше дело поддерживать жизнедеятельность и хозобеспечение федеральных и региональных объектов на территории. Принимать же стратегические решения мы не можем. Ни старое реконструировать или снести, ни новое построить. Не мы решаем, что нужней клуб, спортплощадка при школе или что другое. В этом вопросе мы готовы взять на себя больше полномочий, подкрепленных соответствующими денежными средствами».

Алексей Хавинсон, чей бизнес связан с поставками твердого топлива в Среднеахтубинский район, рассказывает о своем опыте работы «на фоне ФЗ-131»: «Это новые правила игры, новые условия, новые отношения. Раньше все централизованно решалось: поставки топлива, ремонтно-строительные работы. Сейчас вопросы поставки топлива и оплаты по-прежнему зависят от районных властей. И не зависят от поселковых. Хотя по факту за отсутствие тепла в школе все равно отвечает та власть, которая ближе к людям. Все идет к тому, что каждый потребитель будет выстраивать свою закупочную политику сам. Это не значит, что тендеры на поставку того же топлива каждая школа будет проводить отдельно, этим занимается комитет образования, но заявки на поставки все же должны идти от школ, больниц и прочих социальных учреждений. Я теперь общаюсь с главами поселений в районе, чтобы они стимулировали своих потребителей, помогали им точнее определять потребности». Алла Корнева опять прибегает к медицинским аналогиям: «Ноги нет, но она все равно чешется. За школы и больницы формально отвечаю не я, но это все равно остается моей болью». В чем боль об этом чуть позже.

Бюджет на два трактора с тележкой

«Полномочия по формированию бюджета мы сами отдали на уровень района. говорит Алла Корнева, потому что специалистов у нас нет. А то наформировали бы до первой прокурорской проверки» По словам Татьяны Курышевой, в Дубовском районе, наоборот, осознанно спустили бюджетный процесс на уровень поселений: «Не успеешь оглянуться, наступит 2009 год, когда по закону все МО должны будут самостоятельно формировать свои бюджеты. И тогда будет поздно говорить, что нет специалистов. Учиться надо сейчас, специалистов растить». Дмитрий Хахалев настаивает на дифференцированном подходе каждое поселение исходя из своих возможностей само решает, какие полномочия оставить себе, какими поделиться: «И в 2009 году тоже не надо никого насильно заставлять. А то придется потом Николаю Кирилловичу (Максюте) или Виталию Викторовичу (Лихачеву) прокурора просить, чтобы он глав МО не трогал, что они не со зла ошибок в бюджете наделали. Понятно, что для правоохранительных органов такие отговорки не пройдут». Нельзя научить человека плавать, не налив воды в бассейн, говорит Т. Курышева. Я за то, чтобы уже в 2007 году сферу формирования и исполнения бюджета передать МО. Мы обсуждали это у себя на совете поселений. Некоторые главы готовы к этому. И ведь все равно мы должны будем это сделать. А что, есть шанс, что у нас за год появятся специалисты, которых сейчас нет? Меня больше пугает, что, привыкнув к иждивенчеству, поселения так и не захотят брать на себя ответственность. По словам Т. Курышевой, в районах трудно найти специалистов, нет хороших бухгалтеров, экономистов, юристов, хотя вроде и зарплата для села неплохая. В МО надо создать административную комиссию и обязательно включить в нее юриста с высшим образованием. А их нет. «Вот мы во все комиссии и пишем одного и того же юриста. Конечно, он не сможет принять участие во всех заседаниях. А что делать? спрашивает Татьяна Валентиновна. В прошлом году были выделены немалые средства на сельские поселения. Они таких денег никогда не видели. А потом я смотрю остаток средств на ноябрь у них на счетах по 600-800 тысяч. Да у нас в районе столько нет. В чем дело? А это пришли деньги на содержание муниципальных служащих, и там просто некого принять: ведь муниципальная должность предполагает определенный уровень образования, стаж... Берут людей с нарушением закона, хорошо, прокуратура пока молчит». В депутатах тоже оказываются люди, не всегда подготовленные к этому, иногда даже не знают, чем должны заниматься. В прошлом году Дубовская районная дума вместе с депутатом облдумы Е. Сорокиным проводила учебу по бюджету практи- чески во всех советах депутатов сельских поселений.

Зима взаймы

По-разному подошли в районах области к организации работы в сфере ЖКХ. В Калачевском районе отдали их на уровень поселений. Организовали специализированные МУПы, которые обслуживают несколько поселений по теплу, по воде, по вывозу твердых бытовых отходов, по капитальному ремонту жилфонда. И на уровне района помогают им в решении наболевшего вопроса о предоплате за топливо, за услуги сторонних организаций. Ведь надежные поставщики работают только по предоплате. Дмитрий Хахалев объясняет: «Поселения оказывают нам услуги, топят наши больницы, детсады, школы. А мы оплачиваем им газ, твердое топливо, частично энергетику. Причем авансом, сами берем для этого кредиты. Потому что понимаем: им потом канаться с районным бюджетом бесполезно. У районных властей найдется куча отговорок, чтобы тянуть с отдачей долгов до последнего». Сейчас в районе прорабатывают положение о предоставлении поселениям займов, беспроцентных или под минимальный процент. Потому что район имеет возможность привлекать коммерческие кредиты, а поселения пока не в состоянии договориться с банками. Алексей Хавинсон считает это хорошей практикой, заслуживающей того, чтобы внедрять ее повсеместно. Как всякое прогнозирование, оно дает правильные результаты. Если район запасает топливо на всю зиму вперед, это, во-первых, позволяет фиксировать цены, покупая тот же уголь по более низким осенним ценам, во-вторых, избавляет от нужды проводить конкурсы среди зимы, когда ударили морозы, и оказалось, что топливо кончилось. Расходы на кредиты увеличивают цену вопроса, но не критично. Ставка по кредиту не будет выше 16-18% годовых, а в связи с резким похолоданием уголь дорожает на 12% в месяц. Если район не позаботился о топливе с осени, происходит типичная сцена. Предприятия ЖКХ падают в ноги районной администрации, просят помощи, но бюджет не может расплатиться с ними за отопление социальных объектов. Район просит подождать, пока долги накопятся, расплачивается топливом, а потом пытается сводить концы с концами и не сводит, потому что в бюджете было заложено, условно говоря, 10 рублей, а купили топлива на 15, потому что очень уж замерзли и готовы были на любые цены. Как выразилась Алла Васильевна, имеет значение цена только первой бутылки водки, потом уже все равно. Так и здесь. Проблемы района решаются за счет муниципальных учреждений: их не отапливают, вот и все. Это и есть та самая боль, о которой мы говорили выше. Алла Корнева говорит, что решение о передаче большинства функций ЖКХ на уровень района они приняли по нескольким причинам: «Во-первых, поодиночке закупочные дела делать тяжело. Во-вторых, хотя котельные и стоят на нашей территории, но числятся на балансе района, и оттуда же управляют температурным режимом. В таких условиях делить полномочия создавать почву для конфликтов. Пока газ в наши села не пойдет, мы на управление ЖКХ претендовать не будем. А вот обслуживание жилфонда доверяем своим кооперативам. Разделили их по видам деятельности, чтобы они деньги из кармана в карман не перекладывали, чтобы было видно, кто как работает. Для них сейчас нормальная областная программа помощи действует. Кредиты можно взять. И наша администрация им помогает. Как одни из лучших в области по закупке молока мы получили премию от обладминистрации 500 тыс. рублей и купили технику: два трактора с тележкой, бульдозер». Рабочих мест в селе не хватает, и неработающие люди занимают муниципальное жилье, не платя за него по 10 лет. В это жилье можно было бы вселить работающих людей, которые бы нормально платили за наем, они давно стоят в очереди на жилье, но сначала надо куда-то отселить неплательщиков, а ведь нет ни механизма отселения, ни места для расселения. «Вот представьте себе, что в вашем доме две квартиры, в которых живут злостные неплательщики, предлагает А. Корнева. Им за неуплату отключили тепло и воду, а свет нет, потому что нельзя. И естественно, что хозяева самовольно подключают к сети обогреватель, причем самодельного «козла», от которого ваш дом сгорит за 20 минут». В Клетском есть бывший интернат, можно бы превратить его в жилье для злостных неплательщиков, но на это нужны средства, а поселению их не дали говорят, «это несоциальная программа».

В Дубовском районе МУП ЖКХ передали на уровень города Дубовка, где, собственно, и сосредоточена коммунальная инфраструктура. Правда, по словам Татьяны Курышевой, районная администрация сначала не поддержала это предложение, но потом утрясли. «Сейчас у нас два МУПа, говорит Татьяна Валентиновна, одно занимается теплосетями и котельными, другое водоснабжением. А в селах, где как такового ЖКХ нет, общественные здания и жилой фонд обслуживают кооперативы. Котельные, кстати, мы тоже передали сельским поселениям. И в обязанности глав сельских администраций вменили вопросы хозобеспечения объектов сельского, муниципального, регионального ведения».

Дмитрий Хахалев рассказывает об особенностях ЖКХ других районов Волгоградской области, с которыми он знаком по работе в Ассоциации местных властей. В Светлоярском, Ленинском, Городищенском и Калачевском районах большинство котельных работают на жидком топливе, к тому же там большие расстояния от места производства тепла до жилфонда и объектов отопления. «Очевидно, считает Дмитрий Анатольевич, там надо строить дополнительные котельные в рамках программы газификации области. И финансировать их на паритетных началах, из бюджетов различных уровней, в зависимости от того, сколько на территории объектов местного, регионального и федерального подчинения». Земля по три копейки Но самая большая головная боль МСУ, разговор о которой начинает Дмитрий Хахалев, цена земли: «Специалисты из Таганрога провели нам кадастровую оценку земли...» «Необъективную», в унисон не выдерживают Татьяна Курышева и Алла Корнева. Д. Хахалев продолжает: «Они не учли никаких дополнительных критериев, просмотрели массу деталей. Просто взяли унифицированные коэффициенты и увеличили имеющиеся ранее ставки. У нас средняя оценка земли по району 1680 рублей за гектар. При максимальной ставке земельного налога районный бюджет получит с гектара 50 рублей. А в Новой Анне в среднем гектар оценен в 10-20 тыс. рублей. Алексеевский и Михайловский район тоже в более выгодном положении. У них налог 300 рублей с гектара». Алла Корнева продолжает разговор: «В законе сказано, что МСУ должно быть самодостаточно, что надо уходить от субсидий и дотаций. И определены источники этой самодостаточности налоги на землю и имущество. Но как мы можем формировать полноценный бюджет, когда кадастровую стоимость земли нам занизили в разы? Раньше земельный участок стоил 20 тыс. при продаже, а сейчас 20 рублей. Не 200, а 20, я не оговорилась. И мы не можем развиваться сами и развивать бизнес. Если предприниматель думает о завтрашнем дне, ему выгоднее купить землю, а не арендовать пусть даже на 49 лет. И люди готовы покупать. А я не продам. Не хочу разбазаривать землю по три копейки». Пересмотреть кадастровую оценку земли можно будет только через три года. Приходится местному самоуправлению работать с покупателями земли по договорам социального партнерства или «дай на дай»: мы тебе продадим землю «за три копейки», а ты нам за это сделаешь это и вот это. Прозрачной такую схему не назовешь. При этом аренда земли стоит больших денег. А. Корнева объясняет: «В деревне Гадюкино полно пустующей земли, раньше ее никто не брал, стоит без дела. Если вы захотите взять ее в аренду да хотя бы для того, чтобы выкосить амброзию, должны платить большие деньги. В чем прикол, я спрашиваю? Если у вас появилось желание освоить пустующую землю, вас обложат со всех сторон. А если вы ее успели взять раньше, то за право валяться на собственной лужайке будете платить копейки». Дмитрий Хахалев считает, что доходы районных и сельских бюджетов могут прирастать за счет взаимодействия с бизнесом, когда у районных властей будут экономические рычаги влияния на бизнес-среду. Например, возможность регулировать часть налога на прибыль, чтобы привлекать инвесторов. Чтобы предприниматели могли зарегистрировать свой бизнес в районе с самым благоприятным налоговым режимом. Алексей Хавинсон с ним солидарен: «В свое время я разрабатывал программу развития предпринимательства в районе, пытался контактировать с налоговой инспекцией, с главами. Ведь главы районов и поселений знают своих предпринимателей в лицо, знают, как они живут, как работают. И к вопросу инвестиций в районы и поселения надо подходить очень осторожно. Я в свое время с мэром Волгограда спорил по сети «Пятерочка», когда они хотели открываться в Краснослободске. Доказывал, что в дотационных районах такие предприятия работают как насосы. Выкачивают деньги с территорий и ставят под вопрос будущее тех 20 краснослободцев и их семей, которые занимались торговлей в этом МО», рассказывает Алексей Юрьевич. Возможность заработка в селе отдельная и тоже больная тема. Работа на крупных сельскохозяйственных производствах есть не везде. Мелкое кустарное производство неэффективно без государственной поддержки. Алла Корнева рассказывает, как предупреждала соседей: не играйте в азартные игры с государством, не берите дешевые госкредиты, вы их не сможете отдать, потому что при нынешних низких закупочных ценах на сельхозпродукцию и при отсутствии дотаций ЛПХ расплачиваться будет нечем. Так и вышло. Гости «ДП» сами себя сравнили с людьми из окопов, а свой голос с писком, который наверху, на региональном и федеральном уровне, если и слышен, то очень тихо. Но молчать они не собираются. Потому что решение вопросов, которые поднимались в процессе обсуждения, зависит не только от тех, кто работает в системе МСУ. Хотя и своей ответственности не забывают. Алла Васильевна сравнила нынешнее состояние россиян с положением школьника, который жил по расписанию: когда мыться, когда зубы чистить, когда носки стирать... А теперь и расписания нет, и жандарм ушел. Хорошо, если привычка чистить зубы прижилась, а если нет? Но законодательная база для свободы и ответственности уже есть, осталось привыкнуть жить в новых условиях. Что это значит? В первую очередь ответственность перед живущими по соседству. Соседа надо уважать и бояться больше, чем власть, примерно так определяет смысл местного самоуправления Алла Корнева.

Татьяна ТАРАКАНОВА, Анна СТЕПНОВА


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации