13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Хочется красоты

В минувшую среду клуб «Деловое Поволжье» собрался в необычном составе: кроме предпринимателей и чиновников за столом в конференц-зале «ДП» присутствовали деятели культуры. Это было связано с темой разговора «Культура бизнеса. Бизнес культуры». Толчком для обсуждения послужило намерение областных властей выработать концепцию культурной политики в регионе, и члены клуба посчитали необходимым внести свой вклад в обсуждение, пригласив к разговору людей, имеющих опыт финансирования культурных учреждений и проектов способами рыночной экономики.

Энергообмен

Несмотря на то, что будущая концепция формально не касается предпринимательского сообщества, мы заинтересованы в том, чтобы концепция учитывала новые реалии отношений бизнеса и общества. Грамотное проектное финансирование позволит снять нагрузку, которая ложится на бюджет и предпринимателей, а взаимный энергетический обмен бизнеса и культуры пойдет на пользу обеим сторонам. Однако это произойдет в том случае, если удастся выработать выгодные формы взаимодействия. Культуре нужны деньги, а что от нее получает бизнес? Ответить на этот вопрос попытался художественный руководитель Молодежного театра, член клуба Алексей Серов. Театр с самого начала своего существования жил благодаря предпринимателям, но и теперь, получив бюджетное финансирование, продолжает поддерживать отношения с партнерами. Несмотря на то, что по словам А. Серова, в Молодежном самые дорогие билеты, их цена все же недостаточна для покрытия расходов: по-хорошему, билет в театр должен стоить около $70. Театр использовал и совершенно новую форму сотрудничества с бизнесом помощь в финансовом менеджменте, а в настоящее время отрабатывает новый для Волгограда проект: президент Русского Южного банка, член клуба «ДП» Татьяна Гунькина согласилась профинансировать новую постановку театра. Так вот, по мнению А. Серова, бизнес уже достиг того уровня, когда ему хочется не просто тупо считать деньги по вечерам, а хочется красоты. Отсюда, например, потребность в «домашнем театре» так он назвал спектакль «Приключения Б. в городе В.», который был поставлен предпринимателями для себя и сыгран на новогодней вечеринке в ресторане «Волгоград» (кстати, почти половина из тех, кто играл в том спектакле, присутствовала при разговоре). По мнению А. Серова, в случае удачного альянса бизнес действительно получает от культуры улучшение имиджа, а также новую энергию и креатив. Для того чтобы сделать это взаимодействие более тесным, Молодежный театр разрабатывает положение о попечительском совете театра. Такая формализация отношений дает не только взаимную ответственность, но и почет: А. Серову напомнили, что в американских учреждениях культуры такие советы состоят из двух уровней, один это те, кто занимается привлечением средств, второй те, кто дает деньги, но почет и тем, и другим. Можно добавить в тему еще и то, что предприниматель от альянса с искусством получает новую возможность самореализации: так, например, известный в Волгограде меценат, постоянный спонсор «Царицынской оперы» Лана Ермияева стала автором костюмов к одному из спектаклей.

Прагматика культуры

Тему продолжила заместитель директора Музея изобразительных искусств, региональный представитель фонда «Прагматика культуры» Татьяна Гафар. Год назад она выиграла грант Благотворительного фонда В. Потанина на проект «Уроки Леонардо», а затем стала координатором фонда по Южному округу. Т. Гафар показала собравшимся книгу завкафедрой прагматики культуры Высшей школы экономики А. Долгина «Экономика символического обмена» модный в кругах интеллектуалов труд на тему роли денег в культуре. Автор доказывает, что работоспособность денег в культуре ограничена, в частности, потому, что хорошие и плохие товары стоят одинаково, а издержки навигации (выбора) перекладываются на потребителей. Критерии качества в культуре не ясны, и поэтому с нас берут плату за доступ к контенту, а не за его качество, и потому в повышении качества никто не заинтересован. Проблема кажется непреодолимой, но тот факт, что лучшие экономисты страны задумываются над ней и ищут пути решения, уже говорит о многом. Опираясь на свой личный опыт, Т. Гафар настаивает на том, что лучшая форма финансирования культуры грантовая. Написание заявки на грант заставляет задумываться о важнейших аспектах проекта: его целевой аудитории, проблемах, которые решает проект, критериях оценки его успеха или неуспеха и многих других важных вещах, которые привычны для бизнеса, но вызывают отвращение у деятелей культуры. Говоря же о мотивах бизнеса для участия в культурных проектах, участники круглого стола в первую очередь называют репутационный выигрыш. В те времена, когда «ЮКОС» считался лучшей нефтяной компанией страны, было подсчитано, что вложение в репутацию компании сотен миллионов долларов привело к росту капитализации компании на миллиарды. На каждый доллар, вложенный в репутацию, капитализация, стоимость компании увеличилась на 20 долларов. Аналогичные подсчеты делает сегодня и, например, Альфа-банк: по словам члена совета директоров банка А. Гафина, имидж и репутация оцениваются примерно в 30% стоимости банка. И если «Альфа» стоит около $4 млрд, то 1,2 из них приходится на имидж. Можно посчитать и дальше, сопоставив вложения в рекламу и культурные проекты банка с ростом его капитализации. Конечно, для компаний меньшего размера подобные подсчеты проблематичны. Однако, как заметила депутат областной думы Татьяна Цыбизова, обычно не самый богатый бизнес гораздо охотнее поддерживает социальные и культурные учреждения, чем бизнес крупный и богатый. И, видимо, не потому, что богатство делает людей черствыми. Растущему бизнесу требуется продвижение, реклама, а меценатство и благотворительность дают такую возможность. Она рассказала и о том, как в областной думе завернули проект закона о меценатстве и благотворительности, предполагавший преференции от власти: меценатство не должно превращаться в бартер. Новый вариант проекта закона предполагает нематериальные стимулы: например, право повесить табличку с именем спонсора на скамеечке у подъезда. Но бизнес не прочь получить и материальные преференции. Например, генеральный директор книготоргового предприятия «Кассандра» Светлана Серая рассказала о своей мечте книжном супермаркете, в котором семья могла бы провести хоть целый день. Это тоже культурный проект, хотя и на бизнес-основе, но приобрести под него землю на аукционе, конкурируя с желающими построить супермаркет или ТРЦ, она не может: вложения в ее проект будут окупаться намного дольше. Желание С. Серой приобрести землю на «безаукционной основе» вызвало бурную дискуссию об уместности подобной постановки вопроса вообще. Спор вывел к тому, что, наверное, такое возможно под давлением общественного мнения, которое еще нужно сформировать.

Привычка к искусству

И здесь разговор перешел на возможности общественности. Председатель комитета администрации Волгограда по архитектуре и градостроительству, член совета клуба «Деловое Поволжье» Алексей Антюфеев рассказал собравшимся о том, как в важных для бизнеса сферах государство уступает свои функции саморегулируемым общественным организациям, а это значит, что даже вопрос о нравственности и безнравственности архитектуры можно решать в рамках общественных объединений. Союзы строителей, архитекторов, театральных деятелей, журналистов и многие другие объединения, договорившись об общих целях, могут и должны, по мнению А. Антюфеева, помочь в становлении того культурного слоя, из которого вырастают яркие личности. Для их выращивания нужны условия, и эти условия могут создавать общественные объединения. Генеральный директор ЗАО «РегионСнаб», член совета клуба Алексей Хавинсон высказал идею некоего культурного фонда, который взял бы на себя отчасти посреднические функции между бизнесом и культурой, аккумулировал бы вокруг себя экспертное сообщество, помогающее предпринимателю сверить свои вкусы и пристрастия в искусстве с мнением специалистов. Возможно, эти функции возьмет на себя клуб. Подводя итоги дискуссии, генеральный директор ЗАО «Институт «Волгоградгражданпроект», член совета клуба «Деловое Поволжье» Андрей Куприков оттолкнулся от неоднократно уже высказанной мысли о том, что роль культуры в жизни общества каждый оценивает сообразно собственному уровню развития. Но, по его убеждению, на тех, у кого этого развития хватает, лежит ответственность: создавать моду на регулярные походы в театр и в музей, а также приучать окружающих к тому, что бескультурье неприлично, что бизнес, не имеющий в своем багаже культурных проектов, не может быть допущен в приличное общество. В конце концов, привычка к искусству тоже часть культуры как суммы моделей поведения, усвоенной человеком. В такой нематериальной сфере, как культура, роль общественного мнения переоценить действительно невозможно. Именно здесь отчетливо видно, как материализуются идеи. И тут деятелям культуры стоило бы поучиться у церкви: необходимость строительства новых храмов получает большую пиар-поддержку и рано или поздно принимается как должное. А вот нужда в центре изобразительных искусств, где можно, не выезжая в Москву, увидеть работы наших лучших художников и скульпторов, нужда в помещении, где разместятся извлеченные из подвалов роскошные фонды музея изобразительных искусств, вот эта нужда до сих пор не очевидна. Но это поправимо. И как это сделать мы знаем.

Анна СТЕПНОВА, президент клуба «Деловое Поволжье»


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации