13 Июня 2011 | Последнее обновление - 14.21 | www.dp-volgograd.ru

 

Главная

Свежий выпуск

Особый взгляд

Региональная политика

Политэкономия

Общество

Блогосфера

Последняя страница

О газете "Деловое Поволжье"

��нформация о газете

��стория

Архив газеты

Бизнес сообщество

Деловая Россия

ОАО "ГК"Москва"

Устав ОАО "ГК "Москва"

Сообщение об утверждении годового отчёта ОАО "ГК "Москва"

Годовая бухгалтерская отчётность

Банковские реквизиты

��нформация ОАО "Деловое Поволжье"

Устав ОАО "Деловое поволжье"

Текст годового отчёта

Годовая бухгалтерская отчётность

Реклама

Реклама в газете

Реклама на портале

Подписка

Бумажная версия

Электронная версия

Контакты


Землю оценили арендными платежами

Контрольно-счётная палата Волгоградской области (КСП) проанализировала поступления в консолидированный бюджет Волгоградской области арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, за 2005-2007 годы. «ДП» предлагает вниманию читателей документ, который КСП подготовила по результатам проведённых исследований.

Аналитическая работа была проведена с учётом материалов проверок КСП, прошедших, в частности, в комитете земельных ресурсов администрации Волгограда, в Волжском, Урюпинске, Михайловке и муниципальных районах - Ленинском, Иловлинском, Жирновском, Михайловском, Урюпинском. В результате был сделан вывод: несмотря на то, что с 2005 года по 2007 год общий размер фактических поступлений от арендной платы за земельные участки в консолидированный бюджет области вырос в 1,8 раза, он мог быть более существенным, поскольку существуют немалые резервы, которыми располагают область, органы местного самоуправления для пополнения бюджетов. В общей площади земель Волгоградской области наибольший удельный вес занимают земли сельскохозяйственного назначения - 81,9%, земли промышленности, энергетики транспорта, связи составляют 6,4%, лесного фонда - 5%, водного - 3,2%, земли поселений - 2,9%, прочие земли - 0,6%. Так вот, проверками контролёров установлено, что из девяти муниципальных образований семь не располагали информацией о категориях земель на своих территориях и их функциональном использовании. Но при таком положении дел невозможно осуществлять контроль за использованием земли, принимать какие-либо оперативные решения.

Палатой установлено, что данные о площадях фонда перераспределения земель Волгоградской области, представленные управлением Роснедвижимости и администрациями проверенных муниципальных образований, разнятся. По существу, это свидетельствует о том, что в Волгоградской области не сформирована полная и достоверная информация как об общей площади фонда перераспределения земель, так и о сдаваемой в аренду, а также об отсутствии взаимодействия между управлением Роснедвижимости и органами местного самоуправления. По отдельным муниципальным образованиям рост арендных платежей за землю в 2007 году относительно 2005 года составлял от 0,8 раза (Светлоярский район) до 4,5 раза (Жирновский район). Значительное увеличение поступлений арендной платы за землю достигнуто в Быковском и Новоаннинском районах в 3,5 раза. В 9 муниципальных образованиях указанные платежи в 2007 году относительно 2005 года выросли не более чем в 1,5 раза. Показательной является работа администрации городского округа г. Волжский (рост за этот период составил 4,4 раза). Только от продажи в 2007 году права на заключение договоров аренды по 8 земельным участкам, выделенным под жилищное и комплексное строительство, в бюджет области от этой территории поступило 206,2 млн руб., что составило 37,8% от общей суммы, полученной в регионе от арендной платы за землю. Волгоград, на долю которого приходится наибольший размер поступлений в консолидированном бюджете области от арендной платы за землю (более 30%), по темпам роста этих поступлений занимает в области 23-е место из 39 возможных. Это связано с тем, что в отличие от большинства муниципальных образований в 2007 году ставки арендной платы за земельные участки на территории городского округа не индексировались. На начало 2008 года комитетом земельных ресурсов администрации города не были оформлены арендные отношения по 86 земельным участкам. Результаты расчёта, сделанные только в отношении восьми арендаторов, с которыми не заключались данные договоры, показали, что консолидированный бюджет области не получил за 2005-2007 годы арендной платы за землю в сумме 5,9 млн рублей.

В 9 муниципальных образованиях в ходе проверок также зафиксированы выпадающие доходы бюджета области из-за недопоступления платежей за земельные участки. Причины такого положения разные. К примеру, КСП установила, что только из-за несоблюдения рекомендаций областной методики о порядке расчёта размера арендной платы за земельные участки, нарушений отдельных положений муниципальных методик за 2005-2006 годы не дополучено свыше 43 млн рублей, а за 2007 год - 24,2 млн рублей. В целом же анализ методик показал, что в результате применения механизма расчёта, прописанного в них, отмечаются значительные отклонения, в частности, по утверждённым размерам арендной платы от предельных значений, предусмотренных федеральным законодательством (0,3% по землям сельхозназначения и 2% по прочим землям). «Существенное завышение арендных платежей относительно предыдущих лет может привести к свертыванию отдельных производств и торговых точек, особенно в период финансового кризиса, - считают специалисты палаты. - А это, в свою очередь, чревато сокращением рабочих мест, что, безусловно, отразится на доходной части консолидированного бюджета области, на социальном положении населения».

В ходе анализа проявились и другого рода недостатки, к примеру: несоблюдение соотношения размера арендной платы с земельным налогом, отступления от установленного размера арендной платы в пределах одного муниципального образования в отношении объектов с одинаковым назначением. Так, в Волгограде значения коэффициента, учитывающего назначение объектов по землям под промышленными объектами, предназначенным для размещения фабрик, заводов, комбинатов, приняты различные по каждому району города. Значения указанного коэффициента колеблются от 1 (Тракторозаводский и Красноармейский районы) до 7 (Дзержинский район). В Ворошиловском районе значения указанного коэффициента приняты в размере 3,8, в Краснооктябрьском - 3,5, в Центральном - 3,3, в Кировском - 1,5, в Советском - 1,3. По земельным участкам, предоставленным для размещения автозаправочных и газозаправочных станций, значение этого коэффициента колеблется от 1,75 в Советском, Кировском и Красноармейском районах до 2,7 - в Центральном и Ворошиловском районах. В анализе КСП по этому поводу написано: «полагаем, что применение в разрезе районов города дифференцированных коэффициентов по объектам с одинаковым назначением необоснованно. Кадастровая стоимость земельных участков под промышленными объектами, которая учитывает и место их расположения, колеблется от 2094 руб. за кв. м (Красноармейский район) до 3488 руб. за кв. м (Центральный район), или в пределах 70%. Принятыми коэффициентами различие от месторасположения увеличивается ещё в 7 раз».

Аналогичная ситуация складывается и в других муниципальных образованиях. К примеру, в г. Урюпинске (условно разбитом на 19 территориальных зон) значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объекта, принятые по земельным участкам под промышленные объекты, отличаются в 4,4 раза, под объекты торговли - в 4,5 раза и т. д. И только анализ методики расчёта арендной платы за земельные участки, утверждённой в г. Волжском, показал, что это единственное муниципальное образование, на территории которого применяются единые значения коэффициента дифференциации для одинаковых назначений объектов, что соответствует смыслу этого коэффициента. По мнению счётной палаты, иной подход приводит к созданию дискриминационных условий для арендаторов и не соответствует положениям Федерального закона «О защите конкуренции».

Контрольно-счётная палата считает, что резервами пополнения доходной части консолидированного бюджета являются:

- повышение активности местных администраций по увеличению использования земель фонда перераспределения (только по трём муниципальным районам в случае аренды наиболее используемых земель резерв составил 2,4 млн руб.);

- более оперативное оформление невостребованных земель в муниципальную собственность (по пяти муниципальным образованиям - 7 млн руб.);

- оформление договоров аренды земельных участков с компанией ОАО «Коммунальные технологии Волгограда» (Волгоград). Размер возможной арендной платы, рассчитанный по методике, действовавшей в 2005-2007 годах, составлял 31,5 млн руб.;

- осуществление претензионно-исковой работы в отношении неосновательного обогащения арендаторами в виде сбережённой арендной платы за землю (положительный опыт работы городского округа г. Волжский).

На основании анализа поступлений в консолидированный бюджет Волгоградской области арендной платы за земельные участки, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, за 2005-2007 годы КСП подготовила свои рекомендации. В них, в частности, внимание главы администрации области обращается на необходимость рассмотреть вопрос о внесении изменений в порядок расчёта арендной платы за земельные участки, на соблюдение норм федеральных законов, например, устанавливающего предельные значения размера арендной платы за земельные участки по отдельным категориям земель; в части увеличения размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для жилищного строительства. Контрольно-счётной палатой обращается внимание на несоблюдение требований ФЗ «О защите конкуренции» и предлагается внести изменения в методики, утверждённые органами местного самоуправления, исключив из них дифференциацию коэффициентов, принятых для земельных участков с одинаковым назначением объектов в пределах одного муниципального образования.

Главам администраций муниципальных образований в целях формирования полной и достоверной информации о фонде перераспределения земель Волгоградской области рекомендуется провести сверки с территориальными органами управления Роснедвижимости. Контролёры считают целесообразным ежеквартально на местах рассматривать результаты работы по сокращению задолженности по арендной плате за землю с приглашением наиболее крупных должников; разработать план мероприятий, направленный на активизацию муниципального земельного контроля. Контрольно-счётной палатой области подготовлены конкретные предложения и для главы администрации городского округа город-герой Волгоград. Например, рекомендуется: сформировать полный и достоверный список должников на 01.01.2009 с отражением в нём всех необходимых реквизитов (наименования арендатора, номер договора, дата возникновения задолженности, сумма задолженности и т.д.) и с последующим ежемесячным внесением в него оперативной информации о состоянии задолженности; провести муниципальный земельный контроль в отношении земельных участков, предоставленных в 2004 году в аренду ОАО «ВКС», в целях установления фактических пользователей данными земельными участками в настоящее время и заключить с ними договоры аренды; принять действенные меры по оперативному оформлению договоров на земельные участки, предоставленные в аренду, по которым не поступает арендная плата (на 01.01.2008 таких земельных участков было 86).

Контрольно-счётная палата Волгоградской области


Вернуться
 

версия для печати

Авторизация пользователей

Пользователь:

Пароль:

Регистрация
Забыли пароль?



Голосование


Я выбираю Волгоград. За что?
Волга, рыба, раки, охота
Женщины, конечно
Брошу все и уеду... в Урюпинск, Москву, Рио-де-Жанейро
Это не я, это он меня выбрал

Деловое Поволжье. 2011 год.
Использование информации с ресурса невозможно без письменного разрешения администрации